Посевная кампания в Украине началась, несмотря на конфликт с РФ. Фото Reuters
Новый урожай зерновых в Украине будет примерно на 20% меньше прошлогоднего, сообщило во вторник Минобороны Великобритании. Но даже этот урожай будет трудно вывезти из страны по причине вероятных перебоев в остающихся украинских портах. Германия и Польша предлагают более дорогую альтернативу – вывоз зерна по железным дорогам. Но и здесь возможны проблемы из-за разных стандартов колеи и разрушений инфраструктуры. Правда, российские аграрии вряд ли получат выгоду от сокращения конкуренции – дисконт на продажу российской пшеницы пока увеличивается.
Проблема потери украинского урожая беспокоит иностранцев. Правительство Германии готово строить «зерновой мост» (или «зерновой пылесос»), чтобы обеспечить бесперебойный вывоз зерна из Незалежной. Вывозом зерна будет заниматься крупнейший оператор грузовых железнодорожных перевозок в Европе DB Cargo, которая является дочерним предприятием государственной компании Deutsche Bahn. О планах немецкого государства по вывозу украинского зерна пишет газета Handelsblatt. В Министерстве транспорта ФРГ изданию сообщили о планах «обеспечить доставку 20 млн т зерновых, «чтобы предотвратить голодную катастрофу в мире». В ведомстве также подчеркнули, что идею «зернового моста» разрабатывает не только Германия. «В настоящее время ведутся переговоры с представителями украинских железных дорог и другими европейскими железнодорожными операторами, в том числе в Польше, Чехии, Словакии и Румынии. Мы изучаем, каким образом на самом деле можно воплотить в жизнь «зерновой мост», – рассказал статс-секретарь Федерального министерства транспорта ФРГ Михаэль Тойрер. Кроме того, в переговорах по реализации плана «зернового моста» принимают участие Еврокомиссия и ООН.
Тойрер уточнил, что речь идет о 20 тыс. поездов, которые могли бы перевозить зерновые из Украины в другие страны. На данный момент власти ФРГ готовы предоставить 430 млн евро на организацию таких зерновых составов. Однако окончательное решение о распределении средств будет принято властями в среду, пишет Handelsblatt.
До недавних пор Украина в основном поставляла свою сельхозпродукцию по морю, однако теперь отправлять таким образом грузы сложнее, и европейцы предлагают наладить железнодорожный маршрут так как железнодорожные сети практически не повреждены. DB Cargo также предлагает запустить железнодорожную сеть, которая соединяет важные порты, например на Адриатике или на побережье Северного моря. «Там зерно можно было бы перегружать и перевозить на кораблях в наиболее нуждающиеся в нем регионы, прежде всего в такие страны, как Эфиопия, Ливан или Индонезия», – сообщает издание со ссылкой на компанию. А в саму Украину по «зерновому железнодорожному мосту» можно было бы отправлять сельхозтехнику, говорят в DB Cargo. Подобные предложения оправданы: агентство Bloomberg сообщает, что в стране повреждены или недоступны 20% элеваторов, что отрицательно скажется на хранении урожая.
Украина и Польша также обещают создать совместное логистическое предприятие, которое должно будет увеличить объем железнодорожных перевозок украинского экспорта в ЕС и на мировые рынки через Европу, передает Интерфакс со ссылкой на сообщение «Укрзализныци» (компания-оператор украинских железных дорог). Отмечается, что соответствующий меморандум подписали премьеры двух стран Денис Шмыгаль и Матеуш Моравецкий.
Европейцы надеются получить украинское зерно альтернативным путем. Фото с сайта www.dp.uz.gov.ua |
Прибалтийские страны также хотят поучаствовать в вывозе украинского зерна. Министр сообщения Латвии Талис Линкайтс утверждает, что все три крупных порта в Латвии готовы принимать украинские грузы. Эстонские порты могут принять на перевалку до 4 млн т украинского зерна, оценивали в Министерстве экономики Эстонии. В «Литовской железной дороге» сообщили, что пробная доставка зерна из Украины через территорию Польши до Клайпедского порта уже запланирована на конец апреля или начало мая.
Основной проблемой плана по переброске украинской сельхозпродукции в европейские страны станет разница стандартов железных дорог. Европейские чиновники и бизнесмены пока не представили расчетов по величине дополнительных затрат на перевалку грузов.
В восстановлении поставок зерновых и масличных культур с территории Украины заинтересованы европейские компании, которые работали в украинском агросекторе, считают эксперты «НГ». «Украинский бизнес также заинтересован в сохранении экспортных перспектив, несмотря на блокировку портов Черного моря», – говорит аналитик пкомпании «Открытие Инвестиции» Оксана Лукичева. Она напоминает: в связи со спецоперацией экспорт из портов Черного моря остановился, а на украинской железной дороге все чаще возникают задержки и сбои. «Вагоны с зерном скапливаются вблизи польской границы без возможности быстро перегрузиться на другой транспорт или «переобуть» вагоны под европейскую колею. Часть грузов идет через румынский порт Констанцу с использованием перевозок речным транспортом по Дунаю», – поясняет Лукичева.
Аналитик полагает, что для мирового рынка увеличение предложения зерновых и масличных культур из Украины принесет небольшое охлаждение цен, но оно будет недолгим. «Урожай предстоящего сезона 2022/23 остается под вопросом. Пока в новом сезоне ожидается значительное падение посевных площадей. Экспорт может понизиться минимум на 30–40%», – говорит эксперт.
Создание «зернового моста» позволит Украине прогнозировать экспортные поставки в рамках посевной кампании, считает гендиректор Petrova 5 Consulting Марина Петрова. Шансы на вывоз зерна могут снизить и текущие цены на зерно.
Проработка альтернативных логистических маршрутов с территории Украины может помочь разрядить ситуацию с предложением на мировых рынках при наличии продукции для экспорта, соглашается аналитик компании «Финам» Анна Буйлакова. «В Украине ожидается сокращение посевных площадей и урожайности, а также потерь урожая из-за невозможности его уборки. При решении о возобновлении экспорта таких продовольственных товаров и наличия к тому времени действующих транспортных сетей мировые цены на продовольствие могут снизиться», – не исключает она.
«В поиске новых логистических решений нет ничего плохого, но проблема для европейских стран сейчас в том, что РФ начинает разрушать железнодорожные развязки и пути в Украине, так как по ним поставляется оружие. Каким способом Германия и Польша планируют вывозить зерно из Украины, не вполне понятно», – говорит специалист департамента Total Research Ярослав Островский. По его прогнозу, цены на товарных и фьючерсных рынках будут расти и дальше.
Ситуация с российским экспортом зерна также выглядит противоречиво. С одной стороны, Международный совет по зерну прогнозирует, что в текущем сельхозгоду РФ может экспортировать 34,3 млн т пшеницы против 32,5 млн т в текущем. Согласно их прогнозу, в целом экспорт зерна из РФ в новом сезоне составит 42,4 млн т против 39 млн, а производство – 123,1 млн т против 113,7 млн.
При этом производители жалуются на снижение интереса к российским культурам. Так, президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский сообщал, что дисконт на российскую пшеницу доходит до 70 долл. за 1 т. По его словам, это «астрономическая цифра» и «беспрецедентный за все времена поставок дисконт на зерно». «Когда Россия только завоевывала мировой рынок пшеницы, дисконт был от 10 до 20 долл. за тонну. Тогда это было нормой, мы долгое время избавлялись от этого дисконта», – напомнил Злочевский. Он полагает, что проблемы в основном связаны с фрахтом и логистикой. Кроме того, глава РЗС обращает внимание на снижение именно госзакупок российского зерна со стороны других стран.