0
6923
Газета Экономика Печатная версия

24.04.2022 20:58:00

Центробанк определил четыре стадии регресса России

Производство собственных самолетов и компьютеров чиновники считают технологической деградацией

Тэги: экономика, структурная трансформация, технологический регресс, цб, импортозамещение, параллельный импорт, антироссийские санкции, военная спецоперация, украина

On-Line версия. Информация дополнена 25.04.2022 15:51

экономика, структурная трансформация, технологический регресс, цб, импортозамещение, параллельный импорт, антироссийские санкции, военная спецоперация, украина Иранская промышленность выпускает современные беспилотники в условиях санкций. Фото REUTERS

Структурная трансформация российской экономики будет сопровождаться технологическим регрессом – утверждают чиновники российского Центробанка. По этой логике импорт иностранной техники для России является прогрессом, а собственное производство – это технологическая деградация. Такие оригинальные представления о реальности помогли чиновникам ЦБ определить для нашей страны четыре этапа технологического регресса и структурной перестройки экономики.

В ходе структурной трансформации экономика РФ в условиях длительного действия западных санкций пройдет четыре этапа, уверены в ведомстве Эльвиры Набиуллиной. Первые два этапа, похоже, страна проходит прямо сейчас, узнавая о все новых разрывах в деловых и логистических связях, а также о предлагаемых правительством способах преодоления этих первых трудностей, которые еще недавно назвали бы незаконными. Структурная трансформация российской экономики в условиях продолжительного действия внешних ограничений будет сопровождаться технологическим регрессом в некоторых отраслях при одновременном росте производства инвестиционных товаров и технологий, говорится в новом бюллетене Центробанка.

На первом этапе трансформации происходит разрыв устоявшихся технологических, производственных и логистических цепочек. Разрыв затронет компании, импортирующие критически важные производственные компоненты, которые могут составлять даже небольшую долю в себестоимости. По большому счету этот этап наступил, так как уже в марте в экономике РФ начался спад, отмечают аналитики: работа многих производственных и логистических цепочек, связанных с экспортно-импортными и финансовыми операциями, а также взаимодействием с иностранными компаниями, объявившими о сворачивании деятельности в России, уже нарушилась. Значительный удар нанесен по авиапрому, где российские власти в качестве ответной меры заявили о производстве еще советских образцов техники, а сроки выпуска современных самолетов перенесены «вправо».

На втором этапе должна произойти первичная подстройка компаний и производственных цепочек к новым условиям функционирования с оперативным переключением на альтернативных поставщиков. При налаживании поставок от альтернативных зарубежных поставщиков вырастет роль небольших посреднических внешнеторговых компаний и «челночного» малого бизнеса, считают аналитики. При этом резкого увеличения производства замещающей продукции ожидать, по их мнению, не следует.

Третьим этапом станет «обратная индустриализация» на основе развития менее передовых технологий. Произойдет частичное импортозамещение технологий и производств, но техническая и экономическая эффективность техники будет уступать нынешним образцам. При этом доля промышленности в экономике увеличится. «Побочным» эффектом процесса станет увеличение числа занятых в отраслях, использующих технику и технологии, так как этого потребует меньшая производительность и эффективность техники и технологий.

На последнем, четвертом этапе структурная перестройка завершится и будет достигнуто новое равновесие и развитие, но на новой, менее совершенной технологической базе, пишут аналитики. Произойдет постепенный возврат к прежним технологическим уровням. В целом в российской экономике вырастет доля обрабатывающих производств и сектора бизнес-услуг. Темпы роста экономики будут, в частности, определяться соотношением между государственным и частным секторами экономики, а расширение частной предпринимательской инициативы, дерегулирование аналитики называют необходимым условием для поддержки потенциальных темпов роста.

В аналитическом материале по традиции делается оговорка, что его выводы и рекомендации могут не совпадать с официальной позицией регулятора. Накануне, выступая в Госдуме, глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что российская экономика, несмотря на то что осталась отрезанной от значительной части финансовых рынков, должна быть конкурентоспособной.

Технологический регресс в экономике РФ означает откат от передовых иностранных технологий, производимых иностранными поставщиками, к технологиям, которые могут производиться и поставляться в РФ, то есть в целом Россия просто откатится до собственного технологического уровня, пояснил «НГ» исполнительный директор департамента рынка капиталов «Универ Капитал» Артем Тузов.

«В отношении авиации, например, регресс заключается в снижении экономической эффективности перелетов. Они будут дороже и, возможно, с большим процентом аварий. Но, разумеется, собственное производство самолетов – это передовой край инженерной мысли, позволить который могут себе не более 10 стран в мире, в том числе Россия», – говорит эксперт.

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров подписал приказ, по которому ведомство предложило продавать без разрешения правообладателя более 50 групп товаров более 200 брендов, так называемый параллельный импорт. Среди товаров оборудование и механические устройства, телефоны, компьютеры, ТВ-аппаратура, транспорт. В частности, разрешен параллельный импорт электроники самых известных в мире марок: телефонов, часов, гаджетов, принтеров. То же касается и автомобилей, среди которых и самые высокотехнологичные электромобили. В списке есть и тяжелое промышленное оборудование.

«Сейчас шины мы производим с большими проблемами: в 2000–2010-е годы закрылся ряд российских заводов, например, Красноярский шинный завод. Сейчас нам для того, чтобы не столкнуться с рисками деиндустриализации, надо будет массово импортировать китайское оборудование и станки, чтобы на их базе развивать отечественное производство и технологическую базу, – сказал «НГ» президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич. – При этом ряд компаний столкнутся с проблемами с финансированием, которые решить будут способны отчасти внутренние ресурсы в лице ФНБ, отчасти фондовый рынок Гонконга, который на текущий момент доступен для российских компаний». 

«Ресурсы РФ не безграничны. Самолетостроение в перспективе 3-5 лет мы наладить сможем за счет советского наследия и наработок, но сможем ли мы достичь таких же успехов в полупроводниковом производстве – это большой вопрос, – продолжает Манкевич. – Регресс заключается в том, что для российских предприятий осложнен доступ к ряду критически значимых комплектующих и технологий. Это, во-первых, семенной и генетический фонд в сельском хозяйстве (мы импортируем все от семян до саженцев), который на текущий момент завозится через третьи страны, что приводит к удорожанию на 4-8%. Во-вторых, это микроэлектроника. Мы массово импортируем печатные платы, кремниевые полупроводниковые пластины, чипы, полупроводники и т.д., их импорт через третьи страны также приводит к удорожанию, а удорожание готовой продукции скажется на спросе и приведет к сокращению и упрощению объема производства. В-третьих, это электротехническая сфера. Мы серьезно зависим от оборудования для теплогенерации, для электрогенерации и электросетевого комплекса». Россия сможет заместить производство чего-то простого: шампуни, зубные щетки, зубные пасты (это тоже импортировалось), но с чем-то технологически более сложным, вероятно, возникнут проблемы: не будет хватать технологий, оборудования, кадров, говорит он.

Среди стран, находящихся под санкциями (КНДР, Иран, Венесуэла) ни одна из них не смогла создать микроэлектронную промышленность, самолетостроение, зато у всех этих стран есть проблемы с удовлетворением базовых потребностей населения промышленными товарами, отмечает эксперт. «Инфляция в Венесуэле давно трехзначная, в Иране она находится в интервале 30-45% – это та цена, которую общество платит за ограничения на импорт и экспорт», – говорит Манкевич.


Читайте также


Эскалация в Сирии как новый вызов для всех участников затянувшегося конфликта

Эскалация в Сирии как новый вызов для всех участников затянувшегося конфликта

Чтобы не допустить разрастания кризиса, придется договариваться, учитывая интересы множества игроков

0
1549
В арсенале мер Центробанка остались интервенции

В арсенале мер Центробанка остались интервенции

Анастасия Башкатова

Обвал рубля назван кратковременным дисбалансом

0
2067
Экспортеры готовятся к сокращению нефтедобычи...

Экспортеры готовятся к сокращению нефтедобычи...

Михаил Сергеев

Ослабление рубля нравится российским чиновникам

0
2084
Патриарх Кирилл предрек воссоединение России и Украины

Патриарх Кирилл предрек воссоединение России и Украины

Милена Фаустова

По мнению предстоятеля РПЦ, мигранты несут больше угроз, чем ядерное оружие

0
4857

Другие новости