В новых условиях часть компаний закладывают в свои планы «неиндексацию» зарплат. Фото сайта www.severpost.ru
Несмотря на антикризисные меры, часть предприятий вынуждены искать варианты снижения издержек, включая экономию на оплате труда. Первыми под нож идут бонусы, а вместо увеличения зарплат у ряда компаний в планах «неиндексация». Как показало исследование группы ANCOR, каждая пятая опрошенная компания планирует сократить фонд оплаты труда (ФОТ). По данным же опроса HeadHunter, в каждой десятой компании могут урезать зарплаты. Явление, впрочем, не массовое, есть организации, готовые повышать оплату, вопрос лишь – все ли успеют за инфляцией.
Примерно 20% из опрошенных организаций планируют в ближайшее время сократить ФОТ, сообщили в стаффинговой группе ANCOR по итогам опроса, проведенного в апреле среди почти 370 компаний из разных отраслей.
В частности, опрос охватил работодателей из таких сфер, как медицина и фармацевтика, товары народного потребления, IT, розничная торговля и гостеприимство, добывающая промышленность, оборудование и машиностроение и др.
Большинство из этих компаний – 67% – планируют урезать ФОТ менее чем на 10%. На втором месте – предстоящее сокращение на 20–30%, о котором объявили 27% работодателей. Оставшиеся готовятся сократить ФОТ на 10–20%.
Как пояснила «НГ» директор по продажам и маркетингу ANCOR Наталья Щербакова, в исследовании речь идет о различных действиях компаний, напрямую влияющих на сокращение общего фонда оплаты труда, а именно: отмена бонусов, простой, неоплачиваемые отпуска.
При этом, судя по приведенным данным, прежде всего под нож идут именно бонусы. Так, 13% от общего количества опрошенных респондентов «полностью приостанавливают выплату бонусов сотрудникам».
В отраслевом разрезе, как следует из комментария эксперта, сокращение ФОТ может касаться прежде всего таких сфер, как оборудование и машиностроение, розничная торговля и гостеприимство, недвижимость и строительство, добывающая промышленность, товары народного потребления.
Но часть опрошенных работодателей – примерно каждая десятая компания (11%), – наоборот, увеличивают ФОТ. Причем среди них большинство – почти 80% – говорят о повышении зарплат всем сотрудникам. Планы такие: 28% компаний, готовящихся поднять зарплаты всем сотрудникам, хотят увеличить их на 20%; еще 29% компаний «проведут индексацию на уровень инфляции»; а 43% – на 10%.
Уточним, в текущих условиях повышение на 20% и индексация вровень с инфляцией – это почти одно и то же. По данным Минэкономразвития на 15 апреля, годовая инфляция составила в РФ 17,6%.
Оставшиеся примерно 20% работодателей, настроенных повышать оплату труда, планируют увеличивать ее не всем, а отдельным сотрудникам. Из них половина работодателей готовы поднять зарплату наиболее отличившимся сотрудникам на 50%, половина – на уровень инфляции.
Итак, 20% сократят ФОТ, примерно 11% повысят, а что же будут делать остальные? Щербакова пояснила, что «в остальных 69% случаев заявленная стратегия организаций либо не влияет на ФОТ, либо воздействует на него косвенно: коллектив работает в штатном режиме; персонал отправляют в оплачиваемый отпуск; сотрудники не работают, но с сохранением зарплаты».
О зарплатных планах в новых условиях также спрашивали работодателей и специалисты HeadHunter (hh.ru). Опрос проводился в конце марта – начале апреля среди 420 компаний, представляющих прежде всего такие сферы, как производство и сельское хозяйство, продажи, IT, строительство и недвижимость и др.
По данным этого исследования, зарплаты могут с разной степенью вероятности – точно или скорее всего – сократиться в каждой десятой компании (11%). При этом 36% компаний объявили, что у них зарплаты никак не изменятся. Еще 22% сообщили о предстоящем увеличении зарплат. Оставшиеся около 30% в принципе затруднились с ответом. Уточним, в исследовании упоминаются зарплаты, но не оклад (то есть сокращение, судя по всему, может касаться, например, премиальной, бонусной части).
Если говорить про две крайности, то чаще всего о предстоящем сокращении зарплат в опросе hh.ru заявляли компании, представляющие сферу строительства и недвижимости: 19% респондентов. Хотя немалая часть организаций в этой сфере готовится как раз повышать зарплаты – таких, по опросу, оказалось 23%. Кроме того, в сфере продаж 16% компаний готовятся сократить зарплаты, но 26% – увеличить. Так что ситуация, как видно, противоречивая в том числе внутри отдельно взятой отрасли – многое зависит от конкретных компаний, ниш, стратегий и проектов.
При этом о предстоящем увеличении зарплат чаще всего заявляли в сфере IT – 35% компаний. Эта же сфера отличается и минимальной долей компаний, которые предупреждают о сокращении зарплаты – 4%.
Более отчетливые тенденции просматриваются, если оценивать размер бизнеса. Допустим, судя по опросу hh.ru, реже всего говорят о предстоящем сокращении зарплат компании с численностью сотрудников от 3 тыс. человек – 7%. А чаще всего об этом заявляют в компаниях с численностью от 101 до 250 человек – 18%. И кстати, это больше, чем даже среди компаний с численностью менее 50 или от 51 до 100 человек, где о предстоящем сокращении зарплат высказались 13–14% работодателей.
Между тем, по уточнению гендиректора центра социального проектирования «Платформа» Марии Макушевой, нужно понимать, что все это – первая реакция бизнеса, а потом планы могут измениться.
Как отметила и Щербакова, сейчас бизнес находится под беспрецедентным давлением геополитических факторов, и в условиях текущей неопределенности долгосрочное планирование абсолютно бессмысленно, поэтому все планы, о которых говорят работодатели, касаются ближайшей перспективы.
Хотя пока реакция бизнеса все же в целом стандартна для кризисного времени, считает Макушева. «Бизнес, метафорически выражаясь, переживает шторм. Оптимально оставаться на месте, сокращать расходы и аккумулировать кэш, чтобы повысить устойчивость и иметь возможность развиваться, когда все закончится», – описывает ситуацию эксперт. И эта модель характерна для всех, но в особенности – «для малого и среднего бизнеса с небольшой подушкой безопасности».
Исключением становится ситуация, когда бизнес видит нишу, в которой может «выстрелить», и имеет средства на развитие, уточнила эксперт. Тогда становится оправданным повышение расходов на штат, хотя ситуация все еще неопределенная для многих инвестиций.
В итоге, по словам Макушевой, «повышение зарплат или премий сегодня возможно только в отдельных нишах, где либо нужно всеми силами удерживать людей (и у компаний при этом есть выручка), либо работать в интенсивном режиме на объемы производства».
«В ближайшее время ожидается рост спроса, и соответственно зарплат, в сфере высококвалифицированного интеллектуального труда, – ожидает директор центра «Социальная механика» Михаил Чураков. – Вырастет оплата в IT-сфере, но не на джуниор-уровне, а начиная с уровня миддл. Новичков сейчас будет выведено на рынок много, но оплата их будет невысокой».
По оценкам аналитического центра Finbridge, более 30% работодателей в 2022 году будут пересматривать или уже пересмотрели условия оплаты труда в IT, это связано с высокой заинтересованностью работодателей в том, чтобы их IT-команды были стабильны, а штат укомплектован.
Повышение в сфере IT коснется как фиксированных частей заработной платы, то есть оклада, так и бонусных, полагает директор по персоналу Finbridge Екатерина Макарова. Кроме того, эксперт добавляет, что наиболее «защищенными» в ситуации высокой волатильности оказались также сотрудники компаний с государственным участием или работающие с госзаказом. «Не должно коснуться снижение зарплат и бюджетных работников», – отметила Макарова.
«Очень серьезно вырастут спрос и оплата для инженеров, технологов. Вырастут сферы, обслуживающие базовые потребности – сельское хозяйство, производство продуктов питания, где товар востребован, декларируется господдержка, доступны кредиты, – перечислил Чураков. – Сейчас обсуждаются вопросы кадрового наполнения государственного здравоохранения».
Но, как считает эксперт, в определенном замешательстве находятся сферы легкой промышленности: «С одной стороны, для них освобождается рынок. С другой – гиганты индустрии могут вернуться. Поэтому предприниматели не понимают, брать ли им кредиты, рассчитывать ли на расширение, будут ли они поддержаны государством». Строительная сфера, по словам эксперта, будет зависеть от государственной политики, от инвестиционных планов.
Снижаться же и зарплаты, и, видимо, количество рабочих мест будут, по прогнозу Чуракова, в так называемом «лакшери-сегменте», в бьюти-индустрии, на которые будет уменьшаться спрос. Снижение оплаты произойдет в сферах низкоквалифицированного труда, добавил он.
Указал эксперт и на существенное отличие текущей ситуации от двухмесячной давности: вырастет спрос именно на профессионалов, новичкам же придется в основном побороться за место, хотя еще недавно на молодых специалистов шла в буквальном смысле HR-охота.
На рынке труда столкнутся две тенденции, добавил Чураков: «С одной стороны, работодатели будут стремиться сократить затраты на оплату труда. С другой стороны, специалисты, работающие сдельно, будут повышать свои запросы, обосновывая это общим ростом цен».
Но что еще важно учитывать при обсуждении сокращения зарплат. «Снижать выплаты из-за кризиса в бизнесе работодатель не может. Вместо этого сотруднику могут предложить сократить зарплату по соглашению сторон или занять другую менее высокооплачиваемую должность с уменьшением обязанностей, – говорит руководитель по развитию платформы Авито Работы Дмитрий Пучков. – Сотрудник вправе отказаться подписывать такой договор».