У министра финансов Антона Силуанова пока есть возможности для быстрого наращивания госрасходов. Фото фонда «Росконгресс»
Первый квартал завершился для российского бюджета существенным увеличением как доходов, так и расходов. Прогнозировать ситуацию пока затруднительно из-за санкционной неопределенности, между тем одна из особенностей этого года – временное отступление от бюджетного правила – все же позволяет сделать предположения. Как подсчитали в Центре развития Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ), при сохранении мировой конъюнктуры на уровне марта 2022 года отказ от бюджетного правила может обеспечить казне в этом году дополнительные 6 трлн руб. для финансирования расходов и погашения долга. В Минфине сообщили «НГ», что ведомство сейчас пересматривает и анализирует параметры бюджета на 2022 год с учетом проработки разных сценариев.
Федеральный бюджет РФ в первом квартале получил существенный приток доходов и обеспечил заметное – с опережением инфляции – увеличение расходов. Ссылаясь на предварительные данные Минфина, эксперты Центра развития НИУ ВШЭ сообщили в новом выпуске «Комментариев о государстве и бизнесе», что увеличение доходов составило в годовом сопоставлении 35%. Нефтегазовые поступления бюджета увеличились за указанный период на 84%, а ненефтегазовые – на 14%.
Расходы бюджета за тот же период увеличились, по данным экономистов, в номинальном выражении на 20%. Как сообщил во вторник на заседании президиума правкомиссии по повышению устойчивости экономики глава Минфина Антон Силуанов, это «самый быстрый рост расходов за последние годы».
В неизменных ценах рост составил примерно 8%, следует из обзора ВШЭ. По Росстату, напомним, годовая инфляция по итогам первого квартала 2022 года составила в РФ примерно 11,5%. «Опережающими темпами растут расходы на национальную экономику, здравоохранение, СМИ, обслуживание государственного долга», – перечисляется в обзоре.
Но в условиях санкционной неопределенности прогнозировать дальнейшее развитие ситуации затруднительно. «Вероятно, большая ясность с формированием доходов образуется в середине года», – отметил в обзоре ведущий научный сотрудник «Центра развития» НИУ ВШЭ Андрей Чернявский.
Между тем, по замечанию экономиста, «проблемы с формированием доходов, которые могут возникнуть в последующие месяцы 2022 года, будут решаться в том числе за счет временного отступления от бюджетных правил и направления на финансирование расходов и бюджетного дефицита дополнительных нефтегазовых доходов». «В марте текущего года действие бюджетных правил было приостановлено», – напомнил он.
Прежде всего бюджетное правило предполагало, что нефтегазовые доходы, полученные благодаря превышению текущих нефтяных цен над заложенной в бюджете низкой базовой ценой, должны направляться в резервы.
Этот подход и раньше вызывал у части экспертов критику из-за того, что средства фактически изымались из экономики, они не шли на развитие, а аккумулировались в «кубышке». Когда же выяснилось, что российские резервы вовсе не обязательно становятся финансовой подушкой безопасности, ведь их вполне могут частично заморозить западные страны, такой подход в принципе потерял смысл.
В «Центре развития» сообщили, что в соответствии с действовавшим в начале 2022 года бюджетным правилом в январе и феврале объем дополнительных нефтегазовых доходов, которые были направлены на покупку валюты и золота для резервов, составил около 1,2 трлн руб. Исходя из этого можно оценить, сколько теперь – при временном отказе от бюджетного правила – экономика способна получить средств.
«При сохранении мировой конъюнктуры на уровне марта 2022 года речь может идти примерно о 6 трлн руб. дополнительных ресурсов для финансирования расходов и погашения долга в течение марта-декабря 2022 года», – сообщает «Центр развития».
В Министерстве финансов прорабатывают разные сценарии с учетом внешней конъюнктуры. Фото агентства «Москва» |
Кроме того, в «Центре развития» ожидают, что «расходы федерального бюджета по сравнению с планом на 2022 год будут переформатированы»: «Их общий объем будет определяться под влиянием геополитических проблем, ускорения инфляции, существующих у Минфина резервов и дополнительных возможностей финансирования».
«В настоящее время мы пересматриваем и анализируем параметры бюджета на 2022 год с учетом проработки различных макроэкономических сценариев, учитывающих текущую ситуацию и условия внешней конъюнктуры», – сообщили «НГ» в пресс-службе Минфина.
«В течение года дополнительные нефтегазовые доходы можно направлять на замещение государственных заимствований, погашение государственного долга, увеличение расходных обязательств», – подтвердили в Минфине. «Мы очень аккуратно относимся к финансовым мерам. Делаем это сбалансированно», – пояснял во вторник Силуанов.
Также в министерстве напомнили, что временное отступление от бюджетного правила в части использования дополнительных нефтегазовых доходов законодательно ограничено 2022 годом.
Не только бюджетное правило, но и другие принципы формирования бюджета, ставшие для многих привычными, такие, как отсутствие дефицита (а по факту достижение профицита) и откладывание исполнения многих расходов на конец года, сейчас необходимо в корне пересмотреть, считает замначальника отдела Института комплексных стратегических исследований Вера Кононова.
«В сложившихся условиях налогово-бюджетная политика должна стать стимулирующей в полном смысле этого слова, что предполагает как снижение нагрузки по налогам и аналогичным платежам, так и наращивание определенных видов расходов бюджета, прежде всего тех, которые направлены на оживление инвестиционной активности и расширение предложения товаров и услуг», – пояснила эксперт.
В стране необходимо создать благоприятные условия для развития новых производств, в том числе импортозамещающих. «Для этого особое значение имеют стимулы для инвесторов – например, предоставление им налоговых вычетов и субсидий, обеспечивающих доступность заемных средств, – уточнила Кононова. – Крайне важны также инвестиционные расходы со стороны бюджета, такие как реализация запланированных инфраструктурных проектов».
«Россия нуждается в серьезной и быстрой замене иностранных инвесторов в экономике. Такими средствами сейчас обладает только государство, поэтому ряд отраслей придется развивать за государственный счет, – говорит гендиректор компании «Универ Сбережения» Виктор Шахурин. – В первую очередь это касается интенсивного развития автомобилестроения, авиастроения и судостроения. Но это только верхушка айсберга. Понадобится восстанавливать всю вертикаль производства. Рассчитывать на международную кооперацию сейчас не приходится».
Так что, по его словам, более вероятно, что правительство резко нарастит расходы бюджета и в том числе Фонда национального благосостояния на развитие пострадавших от санкций отраслей, на импортозамещение.
Причем, по мнению Кононовой, если бюджет в таких условиях станет дефицитным, это нужно будет воспринимать не как негативное явление, а как его неотъемлемое свойство.
«Правительство показывает, что оно готово увеличивать расходы на поддержку экономики», – отметила руководитель отдела компании «Финам» Ольга Беленькая. Она напомнила, что, по заявлению премьер-министра Михаила Мишустина, которое он сделал, в частности, выступая перед депутатами в Госдуме, бюджет в этом году будет с нулевым профицитом вместо изначально запланированного в законе профицита на уровне 1,3 трлн руб.
Впрочем, пока что по итогам первого квартала бюджет исполнен как раз с рекордным профицитом почти 1,2 трлн руб. «С точки зрения исполнения бюджета ситуация 2022 года уже уникальна. Прошлый год и Федеральный центр, и регионы завершили более успешно, чем это ожидалось: при отчасти зажатых расходах доходы существенно возросли, поэтому в текущий год бюджетная система вошла с существенным запасом, – пояснил директор центра региональной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Владимир Климанов. – Позитивно был исполнен бюджет и в первом квартале 2022-го». Помогли как высокие цены на энергоносители, так и собранные налоги за результаты хозяйственной деятельности прошлого года. Однако сейчас, по уточнению эксперта, перспективы исполнения бюджетов разного уровня весьма неопределенны.
«Отказ от бюджетного правила – логичная мера в условиях спада в экономике и невозможности накапливать резервы из-за санкций», – продолжила Беленькая.
Своевременным назвала этот отказ и Кононова, хотя она обратила внимание на то, что сам срок действия отказа (решение касается 2022 года), по ее оценкам, слишком короткий. «Для того чтобы бюджетная политика стала в полной мере стимулирующей, подобное решение следовало бы продлить как минимум на бюджетную трехлетку», – уверена эксперт.
При этом не только от внешних факторов зависит дальнейшая ситуация с доходами федерального бюджета, но и от внутренних – от того, какие условия будут сейчас созданы для бизнеса. «Наилучшей стратегией сейчас было бы сделать упор на развитие новых производств, создание новых рабочих мест, – подчеркнула Кононова. – Такое расширение предложения товаров и услуг обеспечит расширение и налоговой базы, а значит, и доходов бюджета».