Главе Минфина Антону Силуанову предстоит отслеживать влияние инфляции и различных ограничений на бюджетные расходы. Фото РИА Новости
Эффективность бюджетных расходов – особенно на нацпроекты – в новых условиях приобретает особую важность. Как сообщили «НГ» в Минфине, предусмотренный объем средств на нацпроекты в этом году уже почти на 620 млрд руб. превысил прошлогодние значения, составив около 2,9 трлн руб. Лимиты доведены, обязательства взяты, началось освоение, и оно идет быстрее, чем раньше. Предпринимателям должно помочь увеличение авансирования. Но по нацпроектам ситуация очень разная. Есть тройка лидеров с кассовым исполнением более 40%: здравоохранение, жилье, наука. У некоторых же показатель до сих пор около 10%: экология, культура, образование, цифровая экономика, экспорт. Судя по объяснениям ведомств, пока далеко не все меры предполагают авансовый метод финансирования, часть оплачивается по факту понесенных затрат. Кроме того, влияют инфляция, импортозамещение, иногда – погода.
По состоянию на 10-е числа апреля в сводной бюджетной росписи федерального бюджета на реализацию национальных проектов предусмотрено более 2,9 трлн руб., что почти на 620 млрд руб., или на 27%, больше объемов, которые были зафиксированы на аналогичную дату прошлого года. Об этом сообщили «НГ» в пресс-службе Минфина.
Причем эта сумма уже больше и фактического исполнения нацпроектов за весь 2021 год (тогда было потрачено свыше 2,5 трлн руб.), и изначально заложенного в бюджете-2022 плана – тогда речь шла примерно про 2,8 трлн руб. «Таким образом, объем расходов федерального бюджета на реализацию национальных проектов в текущем году не только не уменьшался, но и увеличен как в сравнении с первоначальным планом, так и с уровнем прошлого года», – пояснили в ведомстве Антона Силуанова.
«Лимиты бюджетных обязательств доведены до главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) на 98,2% от плановых назначений, бюджетные обязательства приняты – заключены контракты, соглашения – на 87% от доведенных лимитов бюджетных обязательств, – сообщили также в министерстве. – Таким образом, в настоящее время никаких предпосылок отставания по срокам достижения результатов проектов не имеется».
Напротив, кассовое исполнение расходов, предусмотренных на реализацию нацпроектов, в текущем году идет более быстрыми темпами по сравнению с прошлым годом: «Так, на 13 апреля 2022-го уровень кассового исполнения в целом по всем национальным проектам составляет 30,8% от предусмотренных назначений, что превышает показатель на аналогичную дату прошлого года (25%)».
Кроме того, в Минфине напоминают, что правительством принято решение о возможности предоставления компаниям, участвующим в госзакупках, аванса до 90% от цены контракта (ранее размер аванса ограничивался 30%). И это даст предпринимателям доступ к дополнительным ресурсам, поможет им быстрее преодолеть экономические сложности.
Между тем, как показал анализ данных, опубликованных на официальном сайте министерства, ситуация по нацпроектам сильно различается.
Так, по итогам первого квартала самые высокие – топ-3 – показатели исполнения расходов федерального бюджета на нацпроекты продемонстрировали «Здравоохранение» с кассовым исполнением почти 45% против – для сравнения – примерно 25% за тот же период 2021-го, «Жилье и городская среда» (около 43% против 27,5% за тот же период прошлого года), «Наука и университеты» – почти 41% против примерно 18%.
При этом самый низкий показатель исполнения оказался у таких нацпроектов, как «Экология» (8,2% против 7,7% за тот же период 2021-го), «Культура» (9,4% против почти 17% за тот же период прошлого года), «Цифровая экономика» (10,3% против 6,5%), «Международная кооперация и экспорт» (10,3% против 5,5%), «Образование» – 10,4% против почти 7%.
Как пояснили в Минфине, темпы кассового исполнения расходов зависят от множества факторов: от структуры расходов (будь то закупки, субсидии бюджетным учреждениям или юридическим лицам, межбюджетные трансферты и пр.), от динамики заключения госконтрактов, темпов фактической реализации «с учетом того, что оплата в большинстве случаев осуществляется по факту выполненных работ», и т.д.
В пресс-службе Счетной палаты (СП) также отметили, что, как правило, финансирование проекта неравномерно распределено по кварталам: выравнивание происходит к третьему кварталу.
Сказываются и конкретные особенности. Например, как уточнили аудиторы, по нацпроекту «Культура» в основном проведены конкурсные процедуры, проводится реализация мероприятий, оплата по которым «до их окончания не предусмотрена».
А допустим, по нацпроекту «Наука и университеты» в ряде случаев в первом квартале было осуществлено доведение грантов из федерального бюджета по результатам проведенных в 2021 году конкурсных отборов, уточнили в СП. Другой пример: высокий уровень кассового исполнения «Здравоохранения» обеспечен за счет осуществления межбюджетного трансферта Фонду обязательного медицинского страхования на оказание медпомощи онкобольным. Отсюда и разница.
Авансирование по госконтрактам – крайне важная мера при строительстве детских садов и школ. Фото со страницы Госстройнадзора СПб в «ВКонтакте» |
«Традиционно финансовый год начинается с доведения средств до субъектов, заключения контрактов, подготовительных мероприятий. Количество завершенных мероприятий в первом квартале, а следовательно, и кассовое исполнение в целом находится в пределах плана», – пояснили в пресс-службе Минприроды.
Многое зависит от специфики выполняемых в рамках нацпроекта «Экология» мероприятий. «Например, основные работы по федеральному проекту «Чистая страна», «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» производятся в теплый период времени, однако в этом году в некоторых регионах погодные условия внесли небольшие коррективы в график», – уточнили в министерстве.
Реализация федеральных проектов, входящих в состав нацпроекта, зависит и от своевременности подготовки проектной документации. «Учитывая опыт прошлых лет, большинство федеральных и региональных заказчиков подготовились к реализации мероприятий, однако с учетом новых экономических реалий потребовалось пересмотреть документацию по некоторым проектам (например, «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности»), приняв во внимание необходимость импортозамещения по некоторым позициям, а также изменение стоимости ряда материалов и услуг», – добавили в Минприроды. Но, несмотря на это, показатель кассового исполнения нацпроекта в этом году вырос по сравнению с прошлым.
В случае с «Цифровой экономикой» одна из ее отличительных характеристик по сравнению с другими нацпроектами – большее количество ГРБС-участников, более 40, сообщили в пресс-службе Минцифры. В структуре расходов нацпрограммы большая доля приходится на закупки товаров, работ и услуг – более 100 млрд руб. (всего в этом году на реализацию предусмотрено около 199 млрд руб.), а иные виды расходов, в том числе субсидии юридическим лицам, составляют около 48%.
«Соответственно уровень кассового исполнения сформирован исходя из порядка исполнения государственных контрактов и договоров (соглашений). В настоящее время рисков реализации результатов нацпрограммы не выявлено», – уточнили в Минцифры.
Говоря про «Международную кооперацию и экспорт» (МКиЭ), в пресс-службе Минпромторга сообщили, что в рамках нацпроекта субсидирование осуществляется как по авансовому методу, где это необходимо, так и по фактически понесенным затратам в зависимости от особенностей мероприятий. И «большая часть бюджета нацпроекта» приходится на мероприятия с компенсационной моделью возмещения фактически понесенных затрат.
«В данный момент освоение бюджетных средств на мероприятия нацпроекта «МКиЭ» осуществляется в соответствии с утвержденным графиком кассового исполнения. Одновременно Минпромторгом оперативно пересмотрена система оказываемой поддержки экспортерам с учетом новых вызовов и трудностей, – добавили в министерстве. – В настоящее время риски неисполнения кассового плана отсутствуют».
«Текущее кассовое исполнение реализации национального проекта «Образование» соответствует его запланированному значению», – сообщили в пресс-службе Минпросвещения. В рамках нацпроекта осуществляются мероприятия по строительству школ и обновлению материально-технической базы образовательных организаций, которые завершаются в конце года либо к началу учебного года, то есть к 1 сентября. А значит, и оплата средств по контрактам осуществляется субъектами РФ преимущественно в четвертом квартале. «Таким образом, увеличение кассового значения в рамках реализации проекта будет осуществлено преимущественно в конце года», – уточнили в министерстве.
«Исполнение по нацпроектам никогда не было равномерным. Оно зависит от закупочного цикла, переходящих мероприятий, могут быть и другие объективные и субъективные причины, – пояснила «НГ» руководитель Центра финансов социальной сферы Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина Олеся Феоктистова. – Более того, в первом квартале уровень исполнения бюджета традиционно ниже, чем в других кварталах, и «добор» осуществляется особенно в четвертом квартале». По словам эксперта, как правило, это связано с «запаздыванием подготовки проектной документации, задержками в строительстве объектов, отсутствием необходимой нормативной базы, процедурами проведения конкурсов по государственным закупкам».
Поэтому для полноценного анализа лучше всего ориентироваться на исполнение по итогам года и по возможности рассматривать направления расходов комплексно. Феоктистова привела пример: в частности, можно оценивать, как это делает НИФИ при анализе «детского бюджета» – свода затрат государства на детей, их здоровье, образование, культурное и физическое развитие.
Между тем практика показывает, что и в конце года не стоит ожидать 100-процентного кассового исполнения нацпроектов. Как следует из мониторинга бюджетной сферы, составленного Центром макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), например, в прошлом году лучший показатель исполнения – 99,8% – был у «Безопасных качественных дорог» и у «Жилья и городской среды». А худший – 89,8% – у «Образования». «Низкий уровень исполнения по нацпроекту «Образование» определяется наличием неиспользованных средств… в том числе на финансирование создания новых мест в общеобразовательных организациях», – привел в мониторинге одно из объяснений ЦМАКП.
«В образовании и культуре работа без оперативного финансирования встречается достаточно часто. Предварительный этап работ может начинаться и до подписания документов, – утверждает доцент кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольга Лебединская. – Это связано с тем, что, с одной стороны, исполнителям ставят жесткие сроки, а с другой – поздно доводят деньги, а невыполнение госзаказа может ударить по региону. Возможно, решению проблемы будет способствовать увеличение авансирования. Особенно эта новация важна для строительства школ и детских садов».
«Нынешняя ситуация с кредитованием определенно подстегнет разворот концепции оплаты нацпроектов в сторону преимущественного авансирования, во многих отраслях это уже произошло», – отметил первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.
Добавим к этому и то, что реализация госзаказов в части обновления материально-технической базы, по словам Лебединской, «идет сложно с учетом санкций и роста цен на компьютерную технику, а рост цен на стройматериалы обострил проблему строительства школ».
Как уточнил директор центра региональной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Владимир Климанов, есть нацпроекты, которые упорядочивают существующие меры, аккумулируют соцобязательства государства, предполагают выплаты населению, типичный пример – «Демография». «Его исполнение с точки зрения расходов будет наиболее равномерным в течение года», – пояснил он. А есть нацпроекты, в большей степени ориентированные на инвестиционные расходы, и обычно сдача работ по ним происходит в конце финансового года.
Руководитель направления «Бюджетная политика» Центра стратегических разработок Никита Андриевский также перечислил, какие есть подходы к финансированию нацпроектов. Например, «Демография», «Здравоохранение» в 2022 году предполагают более чем на 90% предоставление межбюджетных трансфертов субъектам РФ. Другой подход в «Безопасных и качественных автодорогах» и Комплексном инфраструктурном плане: примерно на 40–50% они предполагают капитальные вложения в объекты госсобственности, при этом «строительный сезон во многих регионах только начинается», уточнил эксперт.Третий способ – финансирование проектов госкорпораций и прямое субсидирование производителей товаров, работ и услуг. Как пояснил эксперт, это характерно, например, для нацпроектов «Международная кооперация и экспорт», «Малое и среднее предпринимательство»: причиной неисполнения плановых показателей может быть отсутствие оснований для оплаты.
«Нацпроекты сильно отличаются по внутреннему содержанию и специфике – в одних большая доля проектов чисто федерального уровня, в других предполагается большое число контрактов с софинансированием на уровне регионов и муниципалитетов, – говорит заведующий сектором экономики науки и инноваций ИМЭМО РАН Заур Мамедьяров. – Последнее, как правило, вызывает особенные трудности в силу запаздывания денег «на местах», долгого согласования». Так что, по его мнению, некорректно рассуждать об эффективности или неэффективности нацпроекта в целом – скорее следует говорить об успехе или трудностях каждого конкретного контракта и мер внутри нацпроекта.
В 2021 году была проведена существенная работа по повышению темпов реализации нацпроектов, их финансирования, и уже заметен эффект, следует из пояснений Андриевского. Однако в новых условиях 2022 года многое будет зависеть и от внешних факторов.