0
6159
Газета Экономика Печатная версия

14.04.2022 21:26:00

Россияне столкнулись с дефицитом авиабилетов

Бюджет обещает поддержку гражданским перевозкам в объеме 100 миллиардов рублей

Тэги: гражданские перевозки, авиакомпании, субсидии, билеты, цены, антикризисный план, санкционная война, военная спецоперация, украина, донбасс

Все статьи по теме "Санкционные войны"

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

гражданские перевозки, авиакомпании, субсидии, билеты, цены, антикризисный план, санкционная война, военная спецоперация, украина, донбасс Авиакомпании получат крупные субсидии от государства. Фото агентства «Москва»

Правительство выделило авиакомпаниям около 20 млрд. руб. на покрытие затрат на вывоз застрявших за рубежом почти 100 тыс. пассажиров. Чиновники обещают отрасли авиаперевозок в общей сложности поддержку в 100 млрд руб. Но этот бюджетный поток вряд ли трансформируется в снижение цен на билеты. Напротив, авиабилеты могут дорожать даже быстрее, чем другие товары и услуги. Авиакомпании до начала санкционной войны обещали, что в 2022 году цены на перелеты расти не будут. Однако теперь ситуация совсем другая: у авиакомпаний до половины авиапарка оказалась на приколе. Да и поставки запчастей для иностранных лайнеров пока не налажены. Но спрос на путешествия внутри страны огромный.

Правительство выделит российским авиакомпаниям 19,5 млрд руб., сообщил в четверг премьер-министр Михаил Мишустин на заседании правительства. Деньги пойдут на компенсацию возврата пассажирам стоимости билетов по отмененным из-за санкций маршрутам. Премьер сообщил, что такая поддержка позволит перевозчикам сберечь собственные оборотные средства, а значит, у них будут финансовые ресурсы для обеспечения безопасности полетов и поддержания летной годности воздушных судов. «Это главный приоритет», – подчеркнул премьер.

Еще более 1,5 млрд руб. будет направлено на частичную компенсацию операционных расходов российских аэропортов южной и центральной частей России, куда ограничены полеты из-за обстановки на Украине. До 19 апреля по решению Росавиации приостановлена работа близких к зоне конфликта аэропортов Белгорода, Брянска, Воронежа, Курска, курортных Анапы, Геленджика, Краснодара, Симферополя, но и относительно отдаленных Липецка, Ростова-на-Дону и Элисты. Страдают и аэропорты, не попавшие под этот запрет. Международный аэропорт «Ставрополь» в январе–марте 2022 года обслужил свыше 99 тыс. пассажиров, в сравнении с аналогичным периодом 2021 года пассажиропоток снизился на 16%, сообщил в четверг генеральный директор аэропорта Виктор Соловьев (в 2021 году пассажиропоток аэропорта вырос в 1,7 раза, а к допандейминому 2019 году – на 40%).

После начала военной операции РФ на Украине авиавласти Евросоюза, Великобритании, Канады и США закрыли свое воздушное пространство для российских перевозчиков. Евросоюз включил 21 российскую авиакомпанию в черный список. В 2020 году в реестр российских авиакомпаний входило около 40 предприятий, но около 99% перевозок, по оценкам экспертов, приходится на 35 из них. На 20 основных – 75%, остальные авиакомпании – сугубо местного значения. Некоторые российские авиакомпании, как S7 Airlines, объявляли об отмене всех международных рейсов на неопределенный срок. «Аврора» объявила, что ставит на прикол почти половину своих самолетов. Из-за санкций компании не могут официально обслуживать свои самолеты американского и европейского производства, их лишили доступа к оригинальным запчастям.

Но первый шоковый результат санкций – около 60 тыс. россиян, застрявших в Таиланде, Египте, на Мальдивах, в ОАЭ, Болгарии. После ареста нескольких самолетов Росавиация в начале марта рекомендовала приостановить перевозку пассажиров и грузов на взятых в лизинг самолетах. Более 90% из застрявших (это порядка 83 тыс. человек) вернулась к концу марта окольными путями, сообщали в Ростуризме. Из-за прерванного авиасообщения на курортах юга застряли почти 150 тыс россиян (в основном в Крыму и Краснодарском крае).

Поддержка отрасли будет более масштабной. Авиакомпаниям предоставят субсидии на операционную деятельность в размере до 110 млрд руб., сообщил в среду первый вице-премьер Андрей Белоусов на правительственном часе в Совете Федерации. «Приняты меры, которые позволят обеспечить функционирование авиаперевозчиков и перевозку пассажиров в летне-осенний период. Субсидии будут выдаваться в зависимости от расстояния и количества перевезенных пассажиров», – сказал Белоусов. Он пообещал, что сохранятся все программы поддержки перелетов пассажиров Дальнего Востока, Крыма и Калининграда. «На это запланировано более 27,5 млрд руб.», – сказал чиновник.

На недавнем совещании по развитию авиационных перевозок и авиастроения президент Владимир Путин сказал, что доля отечественных самолетов в парке российских авиакомпаний должна вырасти, и это шанс для российских производителей авиатехники, кроме того, это важно и для российских авиакомпаний, в том числе частных, чтобы они развивались как динамичный прибыльный бизнес. «И, конечно, для пассажиров, чтобы у них была возможность купить авиабилет по доступной цене», – заявил Путин.

Хотя недельная инфляция в России замедляется четвертую неделю подряд, авиабилеты экономкласса за неделю с 2 по 8 апреля подорожали более чем на 10%, отмечают эксперты. При этом полеты экономклассом стали абсолютным лидером по недельному росту цен среди всех товаров и услуг, которые анализирует Росстат при оценке инфляции. В некоторых регионах подорожание гораздо более заметно: авиабилеты из Омска подорожали за неделю в полтора раза. Омскстат сообщил, что билеты подорожали с 3665 до 5325 руб. в расчете на 1 тыс. км пути, то есть на 50%.

«На стоимость авиабилетов в значительной степени и традиционно влияют такие факторы, как сезонность, – в весенне-летний период билеты дороже, чем в зимний. Увеличен сегодня спрос на внутрироссийские перевозки в связи с объективно ограниченными возможностями по отдыху за рубежом», – сказал и.о. директора Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ Олег Москвитин. Закрытие воздушного пространства над рядом городов юга России также повлияло на стоимость авиабилетов из-за увеличения полетного времени.

Главный путь к снижению цен – это развитие конкуренции между авиакомпаниями, объясняет Москвитин. «Появление хотя бы одного дополнительного перевозчика на авиамаршруте влечет ощутимое снижение цен. Важно и продолжение развития лоукостеров», – говорит эксперт.

Росту цен на билеты способствует удорожание эксплуатации самолетов, усложнение логистики по «добыче» запчастей, необходимость оплаты простоя лайнеров, считают другие авиаэксперты. Важнейший фактор снижения цен – это избыточное предложение самолетов на рынке, ведь половина парка сейчас высвободилась. Топливо также немного подешевело. Сократились и выплаты по фонду оплаты труда, которые составляют в обычное время до половины затрат авиакомпаний. При этом возможный рост спроса на внутренние перевозки в 2022 году уже закладывался в планы авиакомпаний и некоторые даже увеличивали свой парк на 10% под этот рост, говорят эксперты.

Спрос на внутренних маршрутах действительно вырос. При этом даже железная дорога не всегда справляется с перевозками на южные курорты. Власти Крыма фиксируют дефицит билетов на поезда в регион на период майских праздников и летний курортный сезон, несмотря на удвоение перевозок, сообщил в четверг министр курортов и туризма республики Вадим Волченко. По его словам, 60% турпотока Крым получает автомобильным транспортом, 30% – авиационным и 10% – железнодорожным. В 2021 году Крым в четвертый раз побил рекорд по турпотоку за весь постсоветский период – республику посетили 9,5 млн путешественников. До 2025 года турпоток, как ожидается, вырастет до 10 млн человек в год. Кроме того, как отчитываются в Ростуризме, за день до истечения «весеннего» этапа программы туристического кешбэка этой программой воспользовались 1,5 млн человек. И у нее явно будет продолжение: в День космонавтики Владимир Путин поручил правительству удвоить размер кешбэка (до 40 тыс. руб.) тем, кто отправится в путешествие на Дальний Восток.

Но пока авиаотрасль перестраивается с трудом и просит, в том числе и на региональном уровне, новых субсидий. На днях, например стало известно, что из программы субсидирования авиаперелетов исключен маршрут из Перми в Нижний Новгород, хотя и сохранена поддержка рейсам в Махачкалу, Омск и Мурманск. В минтрансе Пермского края сообщили, что перелеты в Нижний продолжатся, но на коммерческой основе. Возобновление субсидирования местной авиакомпании там связали с возможной поддержкой из федерального бюджета.

В 2021 году на фоне удорожания топлива темп роста средней стоимости авиаперелетов экономклассом в России достиг максимума за десять лет. В декабре 2021 года средняя цена полета составила 5482,2 руб. в расчете на 1 тыс. км пути, это на 15% больше, чем в январе того же года. Предыдущий пик наблюдался в допандемийном 2019 году: если в январе средняя цена полета составляла 5115,8 руб., то в декабре — 5790,4 руб. Впрочем, абсолютный рекорд стоимости был зафиксирован в августе 2010 года - 6892,5 руб.



статьи по теме


Читайте также


Корейский, балтийский, финский – в Киеве отвергают новые варианты урегулирования

Корейский, балтийский, финский – в Киеве отвергают новые варианты урегулирования

Наталья Приходко

В Украине надеются заинтересовать 47-го президента США персональным "планом победы"

0
469
Число самоволок в частях украинской армии удвоилось

Число самоволок в частях украинской армии удвоилось

Наталья Приходко

Правоохранители объяснили, когда самовольное оставление части становится уголовным преступлением

0
1523
Рычаги влияния переходят от Запада к Востоку

Рычаги влияния переходят от Запада к Востоку

Сергей Правосудов

Разведка США прогнозирует усиление экономических позиций Китая, Индии и России

0
1042
Украинская энергетика хотела бы стать распределенной

Украинская энергетика хотела бы стать распределенной

Олег Никифоров

Переход на альтернативную генерацию в ближайшие годы вряд ли возможен

0
1830

Другие новости