Правительство намерено описать поточнее перспективы Севморпути. Фото с сайта www.rosatomflot.ru
На фоне санкций ЕС, ограничивающих заход российских судов в европейские порты, Севморпуть, проходящий вдоль северных морских границ России, может стать серьезной альтернативой другим маршрутам. В среду президент Владимир Путин поручил правительству не откладывать реализацию арктических проектов. В частности, необходимо построить все намеченные ледоколы и навигационную инфраструктуру вдоль всей трассы. Отдельно решили согласовать планы по отгрузке сырья с новых месторождений и транспортные возможности. Пока планы грузоперевозок расходятся на миллионы тонн.
Реализацию проектов в Арктической зоне России нельзя откладывать из-за санкционного давления, а темпы их исполнения, напротив, нужно наращивать, заявил президент Владимир Путин на совещании по вопросам развития Арктики в среду. «Сейчас – с учетом разного рода внешних ограничений и санкционного давления – всем проектам и планам, связанным с Арктикой, нам необходимо уделить особое внимание. Не откладывать их, не сдвигать вправо, а напротив, на попытки сдержать наше развитие мы должны ответить максимальным наращиванием темпов работы как по текущим, так и по перспективным задачам», – сказал он.
Глава государства констатировал, что сейчас в результате действий недружественных стран нарушен ряд транспортных, логистических цепочек. «Очевидно, что многие проекты сегодня нуждаются в корректировке и в дополнительной поддержке, в гибких, нестандартных решениях по финансированию, применяемым технологиям, снабжению материалами и строительной техникой, комплектующими», – сказал Путин.
Президент заявил о необходимости утвердить сводный план развития Северного морского пути (Севморпуть, СМП) до 2035 года. Путин потребовал от правительства четко обозначить в этом плане перспективный грузопоток по СМП, указав конкретные инвестиционные проекты, обязательства грузоотправителей по объемам, а также размер и номенклатуру необходимого ледокольного флота. Он отметил, что от этого будут зависеть планы развития инфраструктуры. Путин заметил, что также необходимо думать и о тех судах, которые будут ходить за ледоколами.
В сводном плане развития СМП необходимо предусмотреть строительство и содержание аварийно-спасательного флота и комплексных аварийно-спасательных центров МЧС. «Это очень важная задача. Упоминалось о вертолетной группировке и так далее. Но этого, конечно, недостаточно. Это отдельная тема. Думать об этом нужно в местах реализации масштабных, важных инфраструктурных и инвестиционных проектов», – сказал глава государства. Еще одной задачей Путин назвал определение объема и источников финансирования по всем мероприятиям сводного плана, «причем предметно, с разбивкой по годам».
В 2021 году объем грузоперевозок по СМП составил 34,8 млн т, и это больше, чем было запланировано: в соответствии с паспортом федерального проекта «Развитие Северного морского пути» до конца 2021 года необходимо было перевезти 32 млн т. В 2020-м перевезли 32,9 млн т.
Стратегической задачей является создание на базе СМП нового глобального транспортного коридора, заявил вице-премьер – полпред президента в ДФО Юрий Трутнев на совещании. По его словам, основной объем перевозки по СМП до 2024 года должны обеспечить четыре компании – «Новатэк», «Газпромнефть», «Роснефть» и «Северная звезда». При выполнении этими компаниями планов объем перевозки по Севморпути до 2030 года превысит 200 млн т», – сказал он. В конце прошлого года глава дирекции Севморпути – замглавы госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша сообщал, что грузопоток по СМП в 2030 году составит 150 млн т, из которых 30 млн т придется на международный транзит.
На сайте «Северной звезды», которая осваивает месторождение коксующихся углей на Таймыре, говорится, что на проектную мощность она выйдет в 2025 году и заявляемый объем перевозок составляет 7 млн т в год. То есть львиная доля перевозок придется на нефть и газ. С учетом того, что на российскую нефть уже объявлена охота, а в Европе все громче раздаются голоса об отказе и от газа (хотя в среду кабмин ФРГ выступил против немедленного эмбарго на поставки нефти и газа из России), можно предположить, что эта продукция все реже будет идти в западном направлении, в ту же Европу, а корабли повернут в восточном направлении, по которому по СМП можно попасть в Юго-Восточную Азию, в частности в Китай и другие не присоединившиеся к санкциям страны.
Владимир Путин не планирует переносить сроки развития арктических проектов. Фото с сайта www.kremlin.ru |
Всего в морских портах России в 2021 году было обработано 835 млн т грузов. По оценкам участников рынка, в этом грузообороте доля грузов, перевозимых судами под флагом РФ, составляет около 2%, а грузов, перевозимых российскими судовладельцами, – примерно 10–15%. Доля экспортных грузов составляла 79,1%. Подавляющий объем экспортных российских грузов, проходящих через морские порты РФ, вывозится судами под иностранным флагом.
«В условиях санкций геополитическая роль СМП возрастает, – сказал «НГ» депутат Госдумы Алексей Веллер. – Особенно это касается санкций ЕС против российского судоходства. На трассе СМП подобные санкции применить трудно. Сложно также попытаться применить силовые санкции из-за базирующегося тут нашего Северного флота».
Здесь может значительно вырасти международный транзит, говорит эксперт. Вместе с тем рост международных перевозок по СМП парламентарий называет одной из альтернатив. «Для того чтобы наладить круглогодичную навигацию, необходимо наращивать парк ледоколов, выстраивать навигационную инфраструктуру по всей трассе СМП. Надеюсь, что от разговоров об этом сейчас перейдут к их активному развитию», – сказал эксперт.
Как рассказывал Рукша, для круглогодичной работы СМП к 2030 году будут необходимы 12–14 ледоколов. Первый из современных ледоколов, «Арктика», торжественно сданный в эксплуатацию еще в 2020 году после сложного этапа испытаний и ремонтов, наконец в январе провел первый караван по СМП до Чукотки, а сейчас сопровождает два теплохода из Певека в Архангельск.
СМП – это не только надежда производителей углеводородов и других поставщиков экспортной продукции. По этой трассе завозится огромное количество топлива, материалов, продовольствия, медикаментов в северные регионы страны, в рамках так называемого северного завоза. Властям РФ нужно разработать специальный федеральный закон о северном завозе, который будет регулировать все аспекты доставки грузов на труднодоступные территории, заявил в среду Владимир Путин, подводя итоги совещания.
«Задача особой важности – это полное и своевременное обеспечение северного морского завоза. Прошу разработать специальный федеральный закон о северном завозе. Закон должен отразить все аспекты – от определения перечня грузов завоза и обеспечения их транспортировки до планирования реализации и контроля за исполнением всех этих мероприятий», – указал глава государства.
Напомним, что осенью прошлого года власти нескольких регионов Арктики и Дальнего Востока просили вице-премьера Трутнева разобраться с задержкой поставок грузов. На задержку сроков доставки жаловались на Камчатке, Чукотке. В ситуацию вмешивался даже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, который заверял, что ситуация с доставкой грузов и перебоями со снабжением жителей Дальнего Востока находится на контроле у Владимира Путина. Тогда эксперты говорили, что проблема упирается в отсутствие центра по управлению северным завозом. В среду президент дал команду такой центр создать.
В среду стало известно о подписанном днем ранее распоряжении правительства, которое, по сути, вводит «контрпортовые» санкции. Речь о запрете захода иностранных судов в несколько портов на трассе СМП. Морские порты Беринговский и Провидения в Чукотском автономном округе закрыты для захода иностранных судов и оказания им услуг, говорится в распоряжении кабмина РФ, опубликованном в среду на официальном портале правовой информации. Закрыт также для оказания услуг иностранным судам порт Эгвекинот, также расположенный на Чукотке.