От молодых инженеров будет зависеть экономический суверенитет страны. Фото агентства «Москва»
Правительство запускает федеральный проект по созданию передовых инженерных школ, которые будут готовить новое поколение специалистов в критически важных областях. Как следовало из обзоров Института Гайдара, в промышленности РФ фиксировался хронический дефицит кадров, прежде всего квалифицированных, но в марте «планы найма предприятий рухнули так, как не падали еще никогда». Между тем в апреле уже 6% предприятий назвали позитивным последствием сокращения импорта «наем новых работников под рост «импортозамещающего» спроса». Где же искать специалистов до тех пор, пока не будет налажен приток молодых инженеров? Депутаты указывали на необходимость призыва обратно на работу инженеров пенсионеров.
Обеспечение экономики высококвалифицированными техническими специалистами стало жизненно необходимой задачей в условиях санкций, сообщил в понедельник на совещании с вице-премьерами глава правительства Михаил Мишустин. «У нас в стране всегда была самая сильная инженерная школа. И сейчас особенно нужно, чтобы современные специалисты владели прогрессивными технологиями», – сказал он.
Правительство запускает федеральный проект по созданию 30 передовых инженерных школ на вузовских площадках в различных регионах страны. На эти задачи в течение трех лет предусмотрено свыше 36 млрд руб.
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко раскрыл детали. В мае этого года по результатам конкурсного отбора будут определены 30 вузов, на базе которых создадут пилотные инженерные школы. До конца года будут разработаны 30 новых программ опережающей подготовки инженерных кадров.
На данном этапе ключевая задача –ускоренная подготовка профессорско-преподавательского состава и привлечение инженеров-практиков к преподаванию в школах нового формата.
Работа сфокусирована прежде всего на тех областях, где «нам именно сейчас нужно наращивать компетенцию»: микроэлектроника, фармацевтика, генетика, агроинженерия и другие критически важные направления. Фактически речь идет об укреплении экономического суверенитета страны.
«Для подготовки такой инженерной элиты… мы в вузах создаем передовые инженерные школы. Мы их формируем именно в партнерстве с нашими высокотехнологичными компаниями», – пояснил Чернышенко. Цель – чтобы выпускники остались работать в родном регионе.
Чернышенко обратил внимание на то, что такие школы будут оснащены по высшему классу: «Суперэкспериментальные лаборатории, цифровые фабрики, технопарки с опытными производствами, современным оборудованием, мощными вычислительными системами, с хорошим российским прикладным программным обеспечением».
Выделяя бюджетное финансирование, правительство рассчитывает и на привлечение внебюджетных инвестиций. «Эффект от этой программы мы уже увидим, я думаю, к 2024 году, когда выпускники передовых школ придут работать в российские компании, – сказал Чернышенко. – К 2030 году в планах обеспечить переподготовку и стажировку 10 тыс. преподавателей и выпустить более 40 тыс. высококлассных специалистов для отечественной экономики, чтобы можно было масштабировать этот наработанный потенциал для более чем 100 технических вузов нашей страны».
Судя по обзорам, которые ежемесячно публикует Институт Гайдара, основываясь на опросах промпредприятий, в российской индустрии фиксировался хронический дефицит кадров – прежде всего высококвалифицированных. Предприятия были готовы буквально «пылесосить» рынок труда.
Ситуация изменилась весной 2022-го. Как сообщалось в мартовском выпуске обзора, «в марте российская промышленность перешла к сокращению численности работников – баланс фактических изменений занятости впервые с сентября 2020 года стал отрицательным». Хотя, как уточняли в Институте Гайдара, снижение оказалось совсем небольшим для начала кризиса и сопоставимым «скорее с периодом промышленной стагнации 2012–2016 годов».
Одновременно с этим «планы найма предприятий рухнули в марте так, как не падали еще никогда». Исторический максимум кадрового оптимизма, который фиксировался в январе-феврале 2022 года, сменился пессимизмом. Однако, несмотря на антирекордную стремительность обвала, сам этот мартовский пессимизм все равно не достиг кризисных минимумов 1998 и 2009 годов.
И судя по данным, которые привел «НГ» завлабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло, в апреле часть предприятий в качестве возможного позитивного последствия тех ограничений, с которыми сталкивается сейчас экономика РФ, сокращения или даже прекращения импорта, называют «наем новых работников под рост «импортозамещающего» спроса».
Этот вариант ответа набрал 6% всех упоминаний. Возможно, пока не столь много, но он, к слову, попал в топ-5 перечисленных предприятиями возможных плюсов от прекращения ввоза импорта.
Говоря о потребности в инженерных кадрах, доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Фарида Мирзабалаева отметила, что на первый план выйдут производство предметов первой необходимости, средств связи и коммуникаций, глобальные инфраструктурные проекты, направленные на внутреннего потребителя. И конечно, прежде всего понадобятся инженеры в отраслях, направленных на импортозамещение.
Как пояснили в пресс-службе Университета 2035, «подготовка инженерных кадров неразрывно связана с подготовкой специалистов в сфере современных технологий, IT, цифры, поскольку для обеспечения работы оборудования и сложных инженерных систем необходимы программисты, айтишники». Сегодня запрос на инженеров и IT-специалистов растет прежде всего в сферах, которые столкнулись с санкционными ограничениями: «В нефтегазовой отрасли, энергетике, металлургии, электронике, машиностроении». Член координационного совета «Деловой России» Михаил Сутягинский добавил к списку и химическую промышленность.
«В отдельных отраслях, где уже имеется задел (авиастроение, выпуск машин сельскохозяйственного назначения и др.), дополнительные инвестиции придадут новый импульс, и результаты будут ощущаться в ближайшие годы, – говорит Мирзабалаева. – Но в отраслях, производящих, например, компьютеры, технологии для добычи нефти и газа, медицинское оборудование и т.д., на разработку и внедрение соответствующей высокоточной технологии необходимо значительно больше времени. И необходимо четко это осознавать».
«До 2022 года спрос на инженеров и других специалистов в области науки и техники у российских работодателей был примерно равен спросу на экономистов и юристов, – сообщил «НГ» старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Виктор Ляшок. – Текущие изменения в российской экономике действительно могут привести к росту потребности в инженерных специальностях на предприятиях».
При этом Сутягинский обратил внимание на то, что при развертывании сети инженерных школ нужно наладить четкую, прямую связь с предприятиями, сделав и сам процесс обучения гибким, чтобы его можно было перестроить исходя из задач. Потому что сами предприятия не всегда могут сразу cформулировать запрос на необходимые компетенции, потребности в дополнительных компетенциях могут формироваться уже в процессе реализации проектов. А как уточнили в Университете 2035, вузам важно не просто готовить специалистов по приоритетным направлениям, «но и заниматься развитием команд, в том числе студенческого технологического предпринимательства».
При оперативном отлаженном процессе период адаптации будет коротким. Но не сиюминутным. Между тем, если ориентироваться на обозначенные в правительстве сроки, что первый эффект в экономике от развертывания сети инженерных школ мы сможем увидеть уже к 2024 году, возникает вопрос: а что и как делать до этого срока?
Например, как считает Ляшок, переход на другие технологии и комплектующие начнется уже в ближайшее время, «и к 2024 году, когда новые инженерные школы начнут выпускать своих студентов, во многом уже закончится». И по его словам, «не стоит забывать, что и сейчас из года в год растет доля выпускников, имеющих технические специальности».
Как поясняет при этом Мирзабалаева, «проблему дефицита высококвалифицированных кадров в промышленности на этапе до 2024 года необходимо решать практически индивидуально»: «Наиболее способных студентов необходимо прикреплять к наставникам, вовлекать в научные коллективы (пусть даже в роли лаборантов)».
Помогут и программы переподготовки из числа работающего персонала, господдержка для работодателей, готовых вкладываться в обучение персонала, перечислил Сутягинский.
Напомним, как ранее сообщала «НГ» (см. номер от 03.04.22) депутат Госдумы Оксана Дмитриева, в условиях импортозамещения и возрождения целых отраслей промышленности «мы стоим перед необходимостью призыва обратно на работу инженеров пенсионеров на заново возрождаемые рабочие места».
Правда, Мирзабалаева уточняет, что «возрастные инженеры не всегда работают в тех отраслях, которые определяют научно-технический прогресс», а ведь отрыв от реальной науки даже на полгода может стать барьером для возвращения к эффективной работе. Если же инженеры пенсионного возраста профессионально востребованы, то они, как правило, все еще работают, за них держатся, добавила Мирзабалаева. Но опять-таки все индивидуально.
Оксана Дмитриева, наоборот, подчеркивала, что «носителями трудовых навыков и инженерно-конструкторского потенциала являются люди старших поколений». «Возможно, ряд предприятий действительно обратится к уже ушедшим на пенсию инженерам – в текущих реалиях их опыт вновь может быть актуален», – полагает и Ляшок.
Отмена же для работающих пенсионеров полноценной индексации пенсий, как следовало из пояснений депутата, демотивирует таких инженеров пенсионеров возвращаться к трудовой деятельности. Более того, добавим, она может их подвигнуть как раз уволиться – особенно если не будет и роста зарплат.
«В нашей ситуации никто не мешает работодателям привлекать опытные кадры в случае необходимости с помощью денежного или нематериального вознаграждения. Использовать труд инженеров-пенсионеров можно и сейчас, все зависит от конкретных потребностей производства и мотивации, которую могут предложить работникам солидного возраста, – говорит Сутягинский. – Можно вспомнить советские традиции наставничества. Усилий одного предприятия недостаточно, должна работать специальная государственная программа, которая позволит организовать наставническую поддержку при подготовке кадров на системной основе».