Тысячи россиян все еще размышляют об эмиграции. Фото Reuters
После начала украинского кризиса в России заметно ослабели эмигрантские настроения, отмечают ведущие социологические центры: ВЦИОМ, фонд «Общественное мнение» и признанный иноагентом Левада-Центр. Число россиян, собирающихся уехать из страны на постоянное место жительство за границу сократилось почти вдвое. Однако у представителей нескольких отраслей эмигрантские настроения не ослабевают, а усиливаются. Кроме компьютерщиков интерес к переезду за границу проявляют, в частности, пилоты гражданской авиации.
Каждый десятый россиянин хотел бы переехать за границу на постоянное местожительство, показали мартовские результаты опроса Левада-Центра (внесен Минюстом в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента). Предыдущий подобный опрос состоялся накануне начала украинской спецоперации – 21 февраля. И тогда желающих уехать за рубеж было ровно вдвое больше – 20%. А в июне 2021-го планировали эмигрировать 22%.
В последние годы количество тех, кто обдумывал отъезд и готовился к нему, было чуть больше, чем еще 7–8 лет назад. И нынешнее снижение эмиграционных настроений на фоне эскалации конфликта с Западом похоже на то, как настроения развивались в 2014 году, отмечают социологи.
Опубликованные днем ранее результаты опроса фонда «Общественное мнение» (ФОМ) также показали, что в марте хотели бы уехать жить за границу лишь 8% россиян. И это также вдвое меньше, чем в прошлом году, – тогда потенциальных эмигрантов было около 16%. Опубликованные в начале недели результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) говорят, что хотел бы уехать каждый десятый (10%), и по сравнению с 2021 годом эта категория граждан сократилась на 6 процентных пунктов (с 16%). Эскалация конфликта России с Западом вопреки ожиданиям привела не к росту, а к снижению эмиграционных настроений, констатировали во ВЦИОМе. Социологи отмечали, что потенциал эмиграции рос на протяжении последних трех лет, но теперь упал до уровня 2018 года.
Чаще всего о желании уехать в марте заявляли молодые люди, отмечают в Левада-Центре (признан иноагентом): 25% из них – это люди 18–24 лет, 17% – 25–39 лет. В качестве причин отъезда 15% назвали ФОМу отсутствие стабильности, уверенности в завтрашнем дне, страх перед трудностями, тревожность, панику в целом. Столько же – 15% – назвали стремление сохранить свое имущество, деньги. 8% назвали ухудшение экономической ситуации в стране, рост цен, дефицит, падение уровня жизни. У ВЦИОМа самый популярный ответ о целях отъезда – улучшение материального положения (29%).
Среди опрошенных почти половина (45%) считают, что уже уехавшие из России через какое-то время вернутся. По мнению тех, кто допускает возвращение сограждан, это произойдет при условии, что ситуация в стране наладится (15%), в случае осознания своей ненужности за границей (12%). Каждый десятый в качестве мотива возвращения назвал ухудшение условий жизни за границей (10%), 8% – неспособность реализоваться в чужой стране.
На фоне обострения кризиса вялотекущий отток из страны специалистов, в первую очередь ученых (см. «НГ» 26.01.22), резко ускорился, причем из-за ограничений, возникших на стороне «недружественных стран», поток активно двинулся в бывшие страны СССР, во многих из которых россиянам не нужна виза для длительного пребывания. А в странах, которые традиционно поставляли рабочую силу в РФ, теперь появились «гастарбайтеры»-россияне (см. «НГ» 03.03.22).
В апреле страну покинут от 70 до 100 тыс. представителей отрасли, заявлял глава Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко. По его данным, в «первую волну» уже уехали 50–70 тыс. IT-специалистов, а вторую несколько сдерживают выросшие цены на жилье за границей и сложности с денежными переводами за рубеж. Он предложил наладить организованную релокацию этих специалистов, договорившись со странами, с которыми у РФ есть соглашения, – Арменией, Казахстаном, Китаем. «Давайте договоримся с ними, предложим правильные и понятные правила релокации при соблюдении связей с родиной», – сказал Плуготаренко.
Из различных источников (в том числе и из личных контактов автора статьи) известно, что Армения, Киргизия, Казахстан, Узбекистан переживают невиданный наплыв специалистов из России. Это не только IT-специалисты, но и рекламщики, дизайнеры, журналисты и представители многих других профессий, которые могут работать удаленно. То есть многие сохраняют контакты с работодателями, просто пережидая бурные времена в относительно более спокойных местах.
Едут люди и в такие страны, как Турция, ОАЭ, Сербия, Болгария (хотя теперь она официально входит в число недружественных). Новые волны отъезжающих сдерживаются дороговизной авиабилетов, иногда просто отсутствием прямых рейсов, подорожало съемное жилье, к тому же оно занимается беженцами из Украины. Увеличились сроки оформления переезда по получению вида на жительство (было три-четыре месяца, а сейчас до полугода). Некоторые семьи откладывают переезд из-за того, что введены ограничения на перевод валюты и за рубежом не работают карточки.
«На эмиграцию будут влиять разнонаправленные и неоднозначные факторы. С одной стороны, страну в большей степени, чем ранее, захотят покинуть те, кому это необходимо по профессиональным причинам (специалисты IT-сферы, пилоты и другие специалисты международного уровня по небольшому перечню профессий), те, кто в принципе ориентирован на отъезд (небольшая часть молодежи, переезжающие к родственникам, рантье), те, кто хочет вернуться из России домой, и, наконец, оппозиционно настроенные граждане. Число представителей всех этих групп незначительно, а их влияние на рынок труда еще незначительнее (за исключением, пожалуй, IT-сферы)», – сказал «НГ» директор центра «Социальная механика» Михаил Чураков.
«В страну могут вернуться несколько тысяч ИТ-специалистов, – сказала «НГ» директор по персоналу группы Finbridge Екатерина Макарова. – Многие из них уехали в состоянии паники, потери работы из-за ухода зарубежных компаний. Однако не каждый смог обустроиться на новом месте и найти достойную работу. Возможно, что рост эскалации конфликта России и Запада помешал западным компаниям принимать на работу специалистов из России. Государственные меры поддержки ИТ-отрасли также могли сыграть свою роль. Вместе с тем угроза сокращения высококвалифицированной рабочей силы в РФ из-за эмиграции реальна и уже в значительной степени реализовалась. Отток интеллектуального капитала из России происходит не первый год подряд, сейчас он просто усилился. В основном речь идет о представителях науки и ИТ».
«В целом сегодня мы стоим на пороге изменений. Миграционные потоки и заполненность рабочих мест будут в большей степени зависеть от государственной политики: будут ли инвестиции в страну, будет ли развитие образования и экономики, удастся ли сохранить приемлемый уровень жизни и обеспеченность товарами и технологиями, будет ли сохранено комфортное пространство для жизни», – сказал «НГ» Чураков.
Угрозы сокращения рабочей силы в РФ из-за эмиграции не существует, даже по узким секторам, считает председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. «Есть угроза перетока за границу наиболее подготовленных и компетентных из различных пионерных секторов экономики. Но в целом проблема количества рабочей силы в стране не существует. Есть проблема качества и сбалансированности. Об этом свидетельствует простой и вопиющий факт. Каждый раз в СМИ одновременно поднимается две прямо взаимоотрицающие волны: 1) в стране угроза нехватки рабочей силы; 2) в стране угроза роста безработицы. Подобного рода биполярное расстройство социальной политики российского правительства показывает, что с рынками труда и индустриализацией правительство попросту не работает, предпочитая ссылаться на различные внешние обстоятельства», – сказал «НГ» эксперт.
«Отток, сколь бы велик или мал он ни был, наиболее ощутим сегодня для двух областей, - говорит генеральный директор Центра социального проектирования Платформа Мария Макушева. Первая - это ИТ-специалисты. На этом рынке и до волны миграции наблюдался острый дефицит кадров. На него комплексно влияло несколько факторов: дефицит подготовки кадров, постоянный рост потребностей рынка (особенно в связи с запуском масштабных проектов ит и финтех-компаниями), отток части специалистов за рубеж и «виртуальная миграция» - удаленная работа на иностранные компании. ИТ среда - одна из наиболее мобильных, интегрированных в международное сообщество. По некоторым оценкам, часть уехавших вскоре вернется. Но в любом случае с учетом роста запроса на кадры, перспектив импортозамещения в области ПО, дефицит будет ощущаться острее. Вторая область - это наука и R&D (исследования и разработки). Причины оттока здесь схожи. И в свете необходимости замещения технологий запрос на специалистов может только расти».
«В мире начинается экономический кризис, идет острая фаза политического кризиса, и россиян за рубежом сейчас особенно не ждут, и возможности для спокойной жизни «на пенсии» за рубежом также значительно сократились» , - говорит Чураков. По его мнению, в последние годы началась и нарастает тенденция возврата мигрантов в Россию из Европы семьями. «Наше исследование, проведенное в августе 2021 года, показало, что среди основных причин возврата называются: сокращения возможностей для рантье, снижение качества образования, агрессивно навязываемые в западном мире сомнительные этическо-культурные нормы, ювенальная юстиция. Сегодня к этим причинам добавилась русофобия – пропагандируемая и уже прикладная», - говорит эксперт.
При этом Россия остается наиболее привлекательной и доступной на постсоветском пространстве страной для трудовой иммиграции, считает Чураков. «Наша экономика в макрорегионе наиболее развита, устойчива и предоставляет наибольшее число мест. И пока подавляющее большинство трудовых мигрантов уезжать не собираются, наоборот с фактическим