0
4459
Газета Экономика Печатная версия

06.04.2022 20:19:00

России нужно новое бюджетное правило

Расходы придется пересмотреть в пользу текущего финансирования, а не накопления

Тэги: западные санкции, антисанкционные меры, бюджетное правило, минфин

Все статьи по теме "Санкционные войны"

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

On-Line версия

западные санкции, антисанкционные меры, бюджетное правило, минфин Глава Минфина Антон Силуанов приступил к погашению долгов рублями. Фото РИА Новости

В аппарате вице-премьера Дмитрия Григоренко рассказали «НГ», как правительство формирует меры поддержки. Из разных источников в единую базу поступают предложения, которые оцениваются с точки зрения востребованности, приоритетности, срочности. Работа оперативная. «Деловая Россия» подсчитала, что более 20% правительственных мер основаны на ее предложениях и многие решения принимались на следующий день по итогам встреч. Но не все министерства и их аналитические «мозговые» центры столь стремительны. Один из вопросов, поставленных как будто на паузу, касается бюджетной конструкции в новых условиях. В Высшей школе экономики (ВШЭ) предупредили: старое бюджетное правило утратило актуальность на неопределенный срок. Новым правилом становится масштабное увеличение текущего финансирования.

«НГ» выяснила, как именно правительство формирует свои списки антисанкционных мер поддержки экономики, бизнеса и граждан.

Как сообщили изданию в аппарате зампредседателя правительства Дмитрия Григоренко (руководит аппаратом кабмина), сбор и обработка информации происходят на базе государственной автоматизированной системы «Управление», куда поступают предложения из источников – будь то федеральные, региональные органы власти, общественные организации, бизнес-объединения, представители деловых кругов и граждане. Уже поступило более 15 тыс. предложений.

На их основе формируется и пополняется план первоочередных действий по повышению устойчивости экономики в условиях санкций. «Каждое предложение получает оценку отраслевого органа власти и утверждается федеральным штабом. Потом мера реализуется в виде разработки и принятия соответствующих документов», – уточнили в аппарате Григоренко. Так, все меры получают оценку востребованности; у каждой меры есть признак приоритета – высокий или низкий. Также определяется порядок срочности. Например, как пояснили в аппарате, «мораторий на плановые проверки бизнеса до конца года – долгосрочная мера, а единоразовая выплата пособий – краткосрочная».

Кроме того, создана система мониторинга обратной связи. И, как удалось выяснить «НГ», оценкой всего комплекса мер, которые в текущей ситуации предлагают различные институты, занимается Аналитический центр при правительстве.

Также Минэкономразвития проводит работу по формированию мер поддержки бизнеса и экономики совместно с экспертным и деловым сообществом. Прорабатываются предложения в части снижения административной и налоговой нагрузки, таможенного регулирования, экспорта, льготного кредитования, улучшения делового климата и др.

4-2-2-t.JPG
Минфину предстоит существенный пересмотр
 доходов и расходов казны. Фото Reuters
Некоторые бизнес- и аналитические объединения поделились с «НГ» своей обратной связью по поводу решений кабмина. «Из принятых правительством мер поддержки более 20% основаны на предложениях «Деловой России», – сообщили в пресс-службе организации. – При этом деловые объединения сходятся во мнении по многим вопросам, и зачастую невозможно однозначно указать автора инициативы, поэтому доля принятых предложений от бизнеса в целом еще больше». Как уточняется, многие решения принимались в кратчайшие сроки – буквально на следующий день по итогам встреч.

По оценкам же, которые привел изданию советник уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Антон Свириденко, правительство внесло в уже объявленные пакеты мер поддержки около 30% (по наименованиям) предложений, поступивших в кабмин от бизнеса, в частности от аппарата бизнес-омбудсмена. «Действительно, работа проводится большая, – пояснил Свириденко. – Но есть объемные решения, которых бизнес ждет и которых пока нет». К ним он отнес «снижение страховых взносов для всех и со всей базы до 15%, снижение налога на добавленную стоимость для производства до 10%». «Да, будут выпадающие доходы», – признал эксперт. Но, судя по его пояснениям, при таких налоговых послаблениях можно было бы опираться на существенный профицит торгового баланса.

В частности, как отметил доцент Финансового университета при правительстве РФ Лазарь Бадалов, парадоксально, но санкции могут привести к еще большему увеличению профицита счета текущих операций: «Увеличивается стоимость экспорта российских энергоносителей, а импорт сокращается». И этот профицит работает на стабильность финансовой системы.

Между тем сам вопрос о стабильности финансовой системы и особенно бюджетной конструкции в новых санкционных условиях как раз пока открыт. И тут стоит отметить, что не по всем аспектам министерства и их профильные «мозговые» центры демонстрируют стремительность – по крайней мере в публичном поле. В новых условиях прежние параметры бюджета устарели.

Ярким примером того, что бюджетная система РФ существует в принципиально иных условиях, становится ситуация с обслуживанием госдолга. В среду стало известно, что возглавляемый Антоном Силуановым Минфин впервые исполнил в рублях обязательства по двум выпускам суверенных еврооблигаций на 649,2 млн долл.

Не менее важны и те изменения, которые теперь будут происходить с доходами и расходами. Изначально в федеральном бюджете – 2022 был предусмотрен возврат к обычным параметрам бюджетных правил, то есть «направление на расходы только базовых нефтегазовых доходов и ненефтегазовых доходов и ограничение структурного первичного дефицита размером 0,5% ВВП», напомнил «НГ» ведущий научный сотрудник «Центра развития» НИУ ВШЭ Андрей Чернявский. «В условиях геополитического обострения действие бюджетных правил в России в 2022 году приостановлено, возврат к ним отложен на неопределенный срок», – пояснил он.

Эксперт поясняет, что, по классификации Международного валютного фонда, выделяются четыре типа бюджетных правил: правила, контролирующие доходы, бюджетный дефицит, государственный долг и бюджетные расходы. Российское бюджетное правило, по его словам, направлено на контроль расходов.

«В ситуации геополитического обострения не имеет смысла ограничивать расходы федерального бюджета расчетными показателями первичного структурного баланса, поскольку их придется существенно увеличивать в номинальном выражении», – соглашается замдиректора Центра развития НИУ ВШЭ Валерий Миронов.

Кроме того, по его словам, «средства валютных резервов Центробанка, а вместе с ними средства, входящие в ликвидную часть Фонда национального благосостояния, под влиянием санкций частично заморожены и, вероятно, не могут быть использованы для финансирования инвестиционных проектов, как это было намечено уже на 2022 год». Так что сейчас дополнительные нефтегазовые доходы можно рассматривать «как обычный ресурс для финансирования расходов», уточнил Миронов.

Другой важной особенностью бюджетной конструкции изначально было то, что во все расчеты закладывалась инфляция на уровне 4%, отметил Чернявский. Но этот параметр уже сильно не соответствует реалиям 2022 года.

Так что, делает вывод эксперт, необходимо будет пересмотреть бюджет как по доходам, так и по расходам. По его словам, на формирование доходов российской бюджетной системы будут оказывать влияние три группы факторов, действующих разнонаправленно: санкции (они продолжают вводиться, масштаб их действия на данный момент неизвестен), темпы роста инфляции, обменный курс рубля к мировым валютам. Оценивать расходы еще более сложно – «можно отметить, что они будут переформатированы, в том числе с учетом инфляции».

Как уточнил Миронов, пока неясен полный объем санкций, который может быть применен против России. Но о чем эксперт считает возможным сейчас рассуждать – так это о «влиянии инфляции на консолидированный бюджет».

Если говорить про планы до скачка ожидаемой инфляции в марте-апреле 2022 года, то «в текущих ценах в 2022 году прогнозировался рост расходов на общегосударственные вопросы на 6%, на национальную безопасность – на 18%, на образование – на 7%, на культуру – на 14%, на обслуживание долга – на 27%». 

«При этом расходы на здравоохранение, с учетом фонда обязательного медицинского страхования, практически не менялись, расходы на социальную политику сокращались на 2%», – сообщает Миронов.

А сейчас, после инфляционного скачка из-за санкций и прочих событий, получается, что с учетом ожидаемой в 2022-м среднегодовой инфляции на уровне 20% все виды расходов, за исключением расходов на охрану окружающей среды и обслуживание долга, сокращаются. «Сокращение расходов на национальную экономику при таком развитии событий составит 26%, на здравоохранение – 16%, на социальную политику – 18%», – утверждает Миронов.

Тем самым становится ясно, что «в России в современной ситуации с большой вероятностью может потребоваться пересмотр расходов федерального бюджета в сторону существенного увеличения в номинальном выражении из-за возросшей инфляции». 

И как резюмирует Миронов, возникает острая необходимость дополнительной поддержки бюджетов «за счет временной отмены бюджетного правила и использования резервов федерального центра».

«Главный сценарий корректировки параметров бюджетной конструкции в текущей ситуации должен быть направлен на поддержку внутреннего производства, а точнее, импортозамещения», – добавляет Бадалов.

Хотя часть экспертов считают вполне логичным кажущееся промедление финансовых ведомств с резкими изменениями бюджетной конструкции. «Считать, что перечень и последствия введенных санкций уже более или менее понятны явно преждевременно, а то и вовсе наивно», – обратил внимание доцент Московского университета им. С.Ю. Витте Кирилл Парфенов.

В условиях неопределенности, когда и новые прогнозы могут не оправдаться, предпринимать какие-либо телодвижения с ключевыми параметрами бюджета может быть даже опасно, предполагает эксперт. «Пока надо набраться терпения и посмотреть, как будет развиваться ситуация в ближайшие два–три месяца», – рекомендует он.

Говоря же о налогах, Парфенов пояснил, что они выполняют фискальную и регулирующую функции: обеспечивают поступления в бюджет и становятся стимулами для развития при внедрении налоговых льгот. Позитивным моментом эксперт считает тот факт, что экономические власти сейчас не забыли о второй функции налогов – именно стимулирующей. Прежде всего экономист упомунял обнуление ставки налога на прибыль для IT-компаний на 2022–2024 годы и ставки налога на добавленную стоимость для гостиниц.


статьи по теме


Читайте также


Новой валюты БРИКС пока не будет

Новой валюты БРИКС пока не будет

Ольга Соловьева

Москва призывает дружественные страны создавать "бесшовные финансовые сервисы"

0
1812
Прямая война Израиля и Ирана может получить ядерное измерение

Прямая война Израиля и Ирана может получить ядерное измерение

Игорь Субботин

Готовность расширить диапазон ударов имеет свою цену для сторон конфликта

0
1471
Константин Ремчуков: Сергея Лаврова в отличие от Джанет Йеллен встречали в Пекине красной дорожкой

Константин Ремчуков: Сергея Лаврова в отличие от Джанет Йеллен встречали в Пекине красной дорожкой

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 15. 04. 24

0
2549
Выдача ипотеки может сократиться на 30% в 2024 году

Выдача ипотеки может сократиться на 30% в 2024 году

Ольга Соловьева

Минфин хочет завершить льготные программы в заявленные сроки

0
2180

Другие новости