Половину малоимущих родителей чиновники могут переквалифицировать в зажиточных. Фото агентства «Москва»
Правительство РФ ввело систему оценки материального положения граждан, которые претендуют на социальные выплаты. Из-за новых критериев «нуждаемости» и требования ненулевых доходов доля семей с детьми от 3 до 7 лет, получающих выплаты, сократилась в 1,6 раза, отмечают ученые. Накануне отчета правительства в Госдуме Минтруд внес очередные изменения в оценку нуждаемости. Ранее аудиторы Счетной палаты прогнозировали, что при таком подходе около 30% малоимущих россиян с детьми не смогут претендовать на получение пособия.
В ближайший четверг правительству РФ предстоит отчет перед Госдумой за результаты работы в 2021 году. Для Министерства труда и социальной защиты этот период стал началом массового внедрения дополнительных критериев для получения социальных пособий.
С 1 апреля прошлого года пособия на детей от 3 до 7 лет, ежемесячное пособие для одиноких родителей детей от 8 до 17 лет, а также беременным женщинам, вставшим на учет на ранних месяцах, выдаются только с учетом материального положения семей: их доход в расчете на душу должен не превышать прожиточного минимума. При этом было введено правило «ненулевых доходов»: хотя бы один член семьи должен получать зарплату или доход от предпринимательства или самозанятости, пенсию, стипендию. Такой дополнительный критерий затрудняет получение пособий для нескольких категорий семей. Так, например, если семья живет только за счет серых доходов от сдачи в аренду недвижимости, то ее доход считается нулевым и выплату на детей от 3 до 7 лет такой семье не назначат.
Введение дополнительных критериев привело к вполне ожидаемым изменениям – число получателей пособий, естественно, сократилось. Об этом эффекте предупреждали еще в прошлом году в Счетной палате (см. «НГ» от 08.08.21). Если с октября 2020 по май 2021-го доля семей с детьми от 3 до 7 лет, охваченных ежемесячными выплатами на детей этого возраста из малоимущих семей, увеличилась практически в два раза (с 19% до 36%), то после введения в начале апреля 2022-го новых критериев нуждаемости доля таких семей сократилась в 1,6 раза – с 36% в мае до 22% в октябре 2021-го, пишут в своем докладе ученые из Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС).
Охват выплатами наиболее значительно (в 1,8 раза, с 50% до 28%) снизился среди семей, имеющих в своем составе безработных. Доля получателей выплат снизилась и среди многодетных семей, правда в более скромных размерах, «лишь» в 1,2 раза (с 51% до 38%).
«Критерии нуждаемости были задуманы, чтобы исключить из числа получающих пособия тех, кто реально в этом не нуждался. И тех, кто предоставлял ложную информацию, имея на самом деле какие-то «серые» доходы. Цель благородная – чтобы богатые не получали выплаты от государства. Но реализация нового подхода столкнулась со сложностями, основная из которых – учет имущества (недвижимости, земли, машин) при определении нуждаемости семьи, – сказала «НГ» соавтор доклада, ведущий научный сотрудник РАНХиГС Елена Гришина. – У нас этот учет идет в штуках, независимо от качества имущества, тогда как в международной практике оценивается его стоимость, что позволяет более точно оценивать «богатство» семьи».
Снижение доли семей с детьми, получающих выплаты, эксперт связывает также с отсутствием в законодательстве четкости применения правила ненулевых доходов. «Если Минтруд говорит о том, что заявителю необходимо иметь хотя бы один месяц трудовых доходов в течение года, то на практике службы соцзащиты могут требовать наличие доходов за более длительный период. Кроме того, при оценке нуждаемости учитываются доходы семьи за последние 12 месяцев, предшествующих 4 месяцам перед обращением за пособием. Получается, что если родители потеряли трудовой доход, например, два месяца назад, то это не будет учтено при оценке доходов семьи. Это связано с тем, что у ФНС нет оперативных данных по трудовым доходам», – говорит эксперт.
«Принципы социальной политики, связанные с усилением адресности и учетом нуждаемости, обсуждались с начала 2000-х и в 2021–2022 годах стали применяться на практике. Сначала – в отношении пособий на детей в возрасте от 3 до 7 лет, а с 1 апреля 2022 – и на детей от 8 до 16 лет», – говорит аналитик Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева.
Естественно, что такой подход приводит к сокращению числа получателей пособий, считает она. «Его смысл – в ограничении круга получателей и предоставлении материальной поддержки только наиболее нуждающимся. У нуждающейся семьи доходы, сбережения и имущество должны соответствовать принятым минимальным критериям, без каких-либо излишеств. Среднедушевой доход должен быть ниже прожиточного минимума. Имущество семьи (квартира, дача, гараж, автомобиль, земельный участок и т.п.) должно соответствовать установленным ограничениям по метражу и количеству. При этом взрослые трудоспособные члены семьи должны стремиться работать и зарабатывать самостоятельно. Отсутствие у них доходов должно быть связано с объективными жизненными обстоятельствами», – говорит Киселева.
К уважительным причинам отсутствия дохода власти относят статус безработного в течение шести месяцев, уход за ребенком до трех лет, очное обучение без стипендии, уход за инвалидами или пожилым человеком от 80 лет. С 1 апреля 2022 года правило нулевого дохода не применяется, если женщина была беременна. По новым правилам также не будет учитываться имущество, полностью приобретенное за счет средств целевой социальной поддержки. Теперь при расчете среднедушевого дохода семьи исключены материнский капитал, налоговые вычеты и социальное пособие на погребение.
«Реализуя такой подход, государство показывает, что на небольшую помощь (от 50% детского прожиточного минимума, сейчас это порядка 6 тыс. руб. в месяц) могут претендовать только самые бедные семьи, а остальным нужно рассчитывать на себя, – продолжает Киселева. – И если есть трудности с заработком у родителей, то надо решать их не за счет детских пособий, а другими способами: через обращение в службу занятости, переобучение, переезд, заключение социального контракта».
«К сожалению, – говорит эксперт, – в реальной жизни эти способы не всегда срабатывают. В итоге семьи, особенно те, чьи доходы и имущество совсем ненамного превышают установленные критерии, оказываются в сложном положении: они не могут претендовать на помощь государства, но и сами не имеют потенциала, чтобы как-то улучшить свое материальное положение».
С 1 апреля семьям с низкими доходами начисляют выплату на детей от 8 до 17 лет. Установить такую выплату предложил президент Владимир Путин. Как разъяснял министр труда и социальной защиты Антон Котяков, размер выплаты будет ранжироваться и может составить 50%, 75% или 100% прожиточного минимума ребенка в регионе. По его словам, размер выплат будет колебаться в диапазоне от 6 до 12 тыс. руб., а пособие смогут получить родители более чем 5 млн детей.
«Выплаты на детей от 3 до 7 лет включительно – это адресная помощь, направленная на минимизацию рисков бедности семей с детьми. Основной критерий при назначении данной помощи – среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума», - заявили «НГ» в Минтруде.
«В конце апреля 2020 года в связи с распространением коронавирусной инфекции был введен временный порядок учета доходов граждан. Так, в 2020 году при расчете нуждаемости трудовые доходы гражданина за прошлый период не учитывались, если на момент обращения за выплатой такой гражданин был признан безработным. При этом выплаты таким гражданам назначались по общим правилам: то есть на 12 месяцев. Обратиться за этой выплатой граждане могли на протяжении всего года. Таким образом в мае 2021 года в числе получателей выплат также были и семьи, которым в 2020 году, на пике безработицы, были назначены выплаты на детей от 3 до 7 лет. А в 2021 году учитывались все трудовые доходы граждан, которые были в расчетном периоде, что вкупе с улучшением ситуации на рынке труда также сказалось на числе получателей выплат», - отметили в ведомстве.
«По данным мониторинга охвата выплаты, пособие получают семьи, в которых воспитывается 30% детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно. С учетом результатов мониторинга обратной связи, в 2022 году были смягчены критерии комплексной оценки нуждаемости: так, из учета исключено имущество, которое находится под арестом, а также транспорт, который находится в угоне, в отношении заявительниц, которые обращаются за выплатой на сроке беременности свыше 12 недель, не применяется правило «нулевого дохода», в составе доходов не учитываются налоговые вычеты, а также целевые выплаты на приобретение жилья», - сообщили в Минтруде.