Фото Pixabay.com
В России разгорелся очередной скандал на топливном рынке. Оператор программного обеспечения терминалов, обслуживающих топливные карты, фактически обвинил сбытовые компании Тверской и Московской областей в том, что в период совместной работы с 2014 по 2018 годы на АЗС, последние не проводили залива топлива их клиентам и, соответственно, оператор топливных карт не перечислял оператору программного обеспечения деньги за оказанные услуги. При этом, за все время сотрудничества от операторов топливных карт и программного обеспечения не было никаких нареканий. А теперь они требуют со сбытовых компаний миллиарды рублей. В подробностях дела разбирался наш корреспондент.
Так называемые топливные карты в России появились в начале 90-ых годов, если не считать советские «талоны на бензин». Популярность эти карт в нашей стране росла в основном среди компаний-перевозчиков, так как в условиях растущих цен на бензин закупка топливных карт на корпоративном уровне предоставляла возможность экономить благодаря различным скидкам. Впрочем, среди пользователей этого продукта и физические лица, для которых была удобна система безналичных расчетов. Казалось бы, схема использования топливных карт максимально прозрачна и выгодна всем участникам рынка – потребителям, поставщикам топлива (АЗС) и собственникам самих карт, которые получают процент с каждой операции по заливу топлива в бак автомобиля.
Однако в российских регионах участились скандалы с участием операторов топливных карт, которые, по мнению некоторых экспертов отрасли, ведут свою деятельность как фирмы однодневки и пытаются делать «деньги из воздуха».
К примеру, в настоящее время вновь проходят судебные разбирательства по делу оператора топливных карт, теперь уже банкротившегося. Компания в регионах Тверской, Московской областей сотрудничала с собственниками заправок. За годы совместной работы (с 2014 по 2018) ни у кого из них не было никаких притязаний друг к другу. В 2018 году оператор топливных карт вынужденно подает на банкротство. А его в недалеком прошлом компаньон по бизнесу заявляется кредитором и оспаривает сделки (поставки топлива) банкрота с компаниями за все 4 года и требует «вернуть денежные средства должнику». Парадокс, но именно оператор программного обеспечения – компания, которая отвечала за программное обеспечение топливных карт, получала определенный процент со сделок, принимающая непосредственное участие в осуществлении (исполнении) сделок путем сбора данных о совершенных транзакциях оспаривает сделки.
Исходя из анализа открытых в сети, можно сделать вывод, что компания - оператор программного обеспечения обладает признаками «фирм–однодневок». Ее среднесписочная численность составляет один человек, отсутствуют основные средства, производственные активы, расходы, связанные с ведением финансово-хозяйственной деятельности. А сама компания зарегистрирована в жилом помещении.
И если поначалу судебные инстанции отказывали в притязаниях этой компании, аргументировав свои решения тем, что операторы топливных карт и программного обеспечения, как минимум не являлись собственниками топлива, фактически его не получали и не отпускали, и не могли по определению ссылаться на мнимость его поставок, то кассационная инстанция арбитражного суда вернула спор на новое рассмотрение. При новом рассмотрении арбитражным судом первой инстанции признаны недействительными операции по перечислению денежных средств по договорам поставки, применены последствия недействительности сделок, компании (собственники заправок в центральной полосе России), поставляющие топливо, обязаны перечислить в пользу оператора топливных карт более 1,5 млрд руб. И это при том, что размер кредиторской задолженности составляет всего 205 миллионов, что в свою очередь, противоречит целям оспаривания сделок в банкротстве.
Компании обжалуют определения арбитражного суда первой инстанции в апелляционном порядке. Судебные заседания пройдут в марте и апреле.
Для российского топливного рынка подобное дело символично и может стать прецедентом. От решения судебных органов зависит дальнейшая судьба взаимоотношений компаний – поставщиков топлива с операторами. Если притязания оператора программного обеспечения будут удовлетворены окончательно, не станет ли это поводом для других региональных операторов предъявлять многомиллионные требования компаниям, отпускающим топливо по терминалам на АЗС? Мы будем следить за развитием этой истории.
комментарии(0)