Замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов объявил о новых правилах ценообразования. Фото РИА Новости
С началом украинской спецоперации российский рубль обесценился к иностранным валютам более чем на 40%. Цены на многие импортные товары выросли в такой же пропорции или даже выше из-за запрета поставок в РФ. В России фактически складывается три вида внутренних цен: цены на металлы и стройматериалы будут зафиксированы правительством, продовольственные цены будут сдерживаться путем запретов экспорта и административно, на остальные группы товаров цены пока остаются свободными. В понедельник стало известно о планах правительства по фиксации цен в металлургии и в строительстве. Одновременно производители мяса птицы заявили о необходимости запрета экспорта фуражной пшеницы, кукурузы, также другого сырья и оборудования. Эти запреты должны будут сдержать цены продовольствия для основной массы населения. Эксперты напоминают и о факторе нарастающей глобальной инфляции, который будет влиять на российские товары вне зависимости от развития украинской спецоперации.
Если металлургические компании не пересмотрят свои внутренние цены и не ограничат свою рентабельность условием нулевых дивидендов, то стоимость продукции будет устанавливать правительство РФ. Об этом на совещании с металлургами заявил замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. «В прошлом году вы все заработали кучу денег, и теперь нужно поработать на страну, – сказал Евтухов. – Придется поработать на низкой рентабельности. Значит, дивидендов в следующем году не выплатите». Ограничение рентабельности касается всех металлургических предприятий, в том числе и цветной металлургии. Аналогичный подход правительство реализует и в отношении производителей строительных материалов.
При этом правительство настаивает на пересмотре уже заключенных контрактов с учетом сниженных цен. «Я вам даю время до понедельника представить нам практику своего ценообразования. Можете сговориться как угодно, но цена должна быть значительно снижена по всем видам продукции», – сообщил Евтухов. На этой неделе должно состояться совещание – с металлургами будет встречаться глава ведомства Денис Мантуров. По словам одного из собеседников агентства, встреча запланирована на эту неделю.
Минпромторг уже подготовил проект правительственного постановления о стабилизации цен на стройматериалы и металлы. Документ предполагает заключение соглашений Минпромторгом с «производителями и поставщиками строительных материалов, металлопродукции, а также сырья, необходимого для их производства». Также соглашения будут распространяться на продавцов этих товаров и сырья для них.
Металлурги, похоже, не испытывают особого восторга от новых правил ценообразования в России. Требования Минпромторга «полностью идут вразрез с фундаментальной установкой руководства страны, что предпринимательству будет предоставлена максимальная свобода» и «наносят ущерб инвестиционному климату и желанию строить новые эффективные бизнесы в России», цитирует Интерфакс одного из участников совещания.
Однако правительство пока не запрещает экспорт всей металлопродукции ради поставок на внутренний рынок по низким ценам. Если все потребности внутреннего рынка по фиксированным ценам будут удовлетворены, то правительство обещает не вводить ограничения для экспорта, сообщил Евтухов.
Однако в сфере продовольствия именно запрет экспорта может стать одним из основных инструментов сдерживания цен. В понедельник стало известно, что Национальный союз птицеводов просит Минсельхоз запретить экспорт фуражной пшеницы и кукурузы, а также другой продукции и оборудования, которые используются в птицеводстве. Такие меры направлены на «снижение влияния складывающейся экономической ситуации на рост себестоимости продукции из мяса птицы и, как следствие, на рост цен на данную продукцию для населения». Союз предлагает запретить вывоз во все страны, включая государства – члены ЕАЭС, подсолнечного и соевого шрота, премиксов, аминокислот и витаминов, упаковочных и тарных материалов и изделий из них, инкубационных яиц.
Импортные непродовольственные товары подорожают больше других. Фото агентства «Москва» |
Между тем вне продовольственного сектора, металлургии и строительства цены предложения на многие товары увеличились кратно. Один из примеров – цены на комплектующие для компьютерной техники.
«Сегодня меняется природа высокой инфляции в России. Если ранее ее драйвером была продовольственная инфляция и инфляция спроса, то в современных условиях основными драйверами инфляции будут девальвация рубля, перестройка импорта в связи с санкциями, а также инфляция предложения, включая рукотворный дефицит и ажиотажный спрос. Удорожание импорта – это прямая инфляция, использование товаров более низкого качества по более высоким ценам, включая автомобили и компьютеры, – это скрытая инфляция», – объясняет замдиректора Центра развития Валерий Миронов. Разделение экономики на сектора с разным ценовым регулированием возможно лишь как краткосрочное явление для снятия шока и паники, ее сохранение неправильно, так как цены указывают направления структурной перестройки экономики в рамках новой реальности», – предполагает экономист.
Регулирование цен должно быть сфокусированным на ключевых товарах, усиливающих инфляционную волну и способных превратить ее в инфляционное цунами, считает Миронов. «Глобальными факторами может объясняться до двух третей вариаций цен на некоторые товары-маркеры, особенно в продовольственной группе товаров. Это влияет на инфляционные ожидания населения, а через них – на рост цен других товаров и услуг. Важно выделить такие товары для России и, возможно, предложить регулировать цены на них», – советует эксперт.
В свою очередь, президентский бизнес-омбудсмен Борис Титов предлагает отказаться от существующей системы регулирования цен и тарифов монополий.
«Нужно установить жесткие регулируемые тарифы на услуги естественных монополий, – советует Титов. – Государство должно вернуть себе это право. Нынешняя система стала для экономики недопустимым бременем: она непрозрачная, разнообразная до того, что никто не способен понять, как формируется тот или иной тариф. Но самое главное, в тарифы погружаются затраты, которые на самом деле не нужны. А вот регулирование конечных цен в промышленности и сельском хозяйстве может сработать лишь на коротком промежутке, но потом приведет ни к чему хорошему. Бизнес попросту будет банкротиться, заставить его втискиваться в заранее заданные рамки будет невозможно».
«В сентябре–декабре 2022 года мы должны выйти на пиковые темпы роста цен, которые могут увеличиться с текущих 9,2% до 15–17%. После чего начнется быстрый возврат значениям в 5–7% годовой инфляции к концу 2023 года», – прогнозирует Антон Быков, старший аналитик компании Esperio. По его словам, непродовольственные импортные товары будут подвержены наибольшей инфляции. «Регулирование здесь будет только рыночное, иностранные производители и поставщики будут поднимать цены, пока российский потребитель не начнет сокращать спрос. Здесь и установится ценовой баланс, который, судя по падению курса рубля в 2022 году на 45–50%, будет выше значений начала года на такую же величину», – говорит Быков.