Несмотря на экстремальную экономическую ситуацию, российские компании не забывают про устойчивую повестку: поиск бизнесом оптимальных путей снижения углеродного следа продолжается. После нормализации ситуации тема вновь будет актуальна – особенно для экспортеров. В числе наиболее перспективных опций называются лесные климатические проекты (ЛКП). За внешней простотой они содержат массу нюансов. Взгляд научного сообщества на этот формат декарбонизации был представлен на круглом столе, прошедшем на Красноярском экономическом форуме. Мероприятие состоялось при поддержке Российского партнерства за сохранение климата – объединения, в которое входят более 30 компаний, вовлеченных в инициативы по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Желание бизнеса снизить углеродный след является основным драйвером ЛКП, отметил заместитель руководителя Центра ответственного природопользования Института географии РАН Андрей Птичников: многие российские компании планируют сокращать воздействие на окружающую среду, а ЛКП являются одним из наиболее оптимальных способов решения этой задачи. В частности, значительная роль климатических инициатив видна в стратегии углеродной нейтральности компании En+ Group, которая планирует достичь нулевых выбросов к 2050 году.
При этом эксперт подчеркнул, что ЛКП нельзя назвать простыми в исполнении: они требуют постоянных поддерживающих инвестиций, и в отличие от прочих проектов, связанных с экологизацией бизнеса, в этом случае не получится ограничиться стартовыми вложениями. А наиболее приемлемыми для России видами ЛКП Андрей Птичников назвал проекты по сохранению лесов сверх требований законодательства, уменьшению горимости лесов, интенсификации лесохозяйственной деятельности.
Для достижения значимых результатов в деле декарбонизации необходим переход к устойчивому лесоуправлению, к моделям интенсивного использования воспроизводства лесов, рассказал директор Института леса им. В.Н. Сукачева Александр Онучин. По его словам, такие проекты следует реализовывать на территориях с наилучшими лесорастительными условиями – в центральных районах Красноярского края, южной тайге и лесостепных зонах. При совершенствовании условий лесохозяйствования деревья там смогут депонировать намного больше углерода. Еще одно перспективное направление – использование сельхозземель с лесной растительностью, на которых можно создавать карбоновые полигоны, отметил Александр Онучин. Однако на сегодняшний день работа по этому направлению застопорилась из-за особенностей отраслевой регуляторики, сожалеет он.
Директор Сахалинского климатического центра при Сахалинском госуниверситете Ирина Ведерникова подчеркнула, что для функционирования отрасли ЛКП нужно развивать методологию и стандарты. Проект может быть признан климатическим только при наличии методологии, которая определяет, что такое ЛКП, какие есть типы проектов, как установить базовые линии, на основании которых фиксируется реальная эффективность проекта, перечислила эксперт.
В России, по ее словам, сейчас нет признанной на международном уровне методологии. А для ее разработки нужны консолидированные усилия научного сообщества. Такая методология должна быть зарегистрирована на международной платформе, поскольку углеродные единицы как результат реализации ЛКП нужны именно для международного рынка. Как только оптимальная методология будет сформирована, климатические проекты можно будет реализовывать один за другим, уверена Ирина Ведерникова. И хотя сейчас из-за событий последнего времени интерес зарубежных партнеров к российским ЛКП существенно снизился, это не говорит о том, что можно забросить подготовку методологии, считает эксперт: наоборот, ее нужно разрабатывать, чтобы можно было оперативно приступить к реализации ЛКП, когда ситуация нормализуется.
Директор Ботанического сада Биологического факультета МГУ Владимир Чуб, в свою очередь, рассказал о факторах, которые следует учитывать при реализации ЛКП. Так, по его словам, во внимание следует принимать не только тип растения и скорость прироста древесины, но еще и доступность элементов минерального питания, прежде всего – фосфора и азота. Кроме того, при реализации ЛКП нужно ориентироваться на естественные условия для роста тех или иных пород, добавил ученый. Так, тополь, осина и ольха лучше всего развиваются на территориях с достаточным количеством влаги и обильным минеральным питанием. Сосна и лиственница могут расти и там, где сухо и мало минерального питания. Именно в таких условиях ЛКП будут демонстрировать наилучший результат.
При этом компания, реализующая ЛКП, берет на себя определенные риски. Речь, в частности, о пожарах, вредителях, заболеваниях растений и браконьерских вырубках. При столкновении с этими проблемами бизнес может потерять свои инвестиции в проект. Поэтому при разработке ЛКП необходимо принимать во внимание целый комплекс факторов, считает Владимир Чуб.
комментарии(0)