В мире все меньше стран, куда могли бы беспрепятственно полететь россияне. Фото агентства «Москва»
Еще несколько недель назад Минтранс, Росавиация, авиакомпании прогнозировали, что по мере снятия антиковидных ограничений Россия в этом году побьет доковидный рекорд по пассажирским авиаперевозкам. Эхом той реальности, которая позволяла делать подобные прогнозы, стали и обнародованные во вторник данные отрасли по итогам января. Но теперь из-за новых антироссийских санкций и закрытого неба такой прогноз кажется труднореализуемым. Хотя эксперты считают, что найти альтернативные маршруты для перевозок и туристов – это еще не такая критическая проблема, как отстоять в условиях санкций свой флот и наладить собственное производство самолетов.
Росавиация подвела итоги января 2022-го, которые в новых реалиях уже вряд ли можно считать предвестником предстоящего рекордного взлета авиаотрасли.
В январе, по данным агентства, пассажиропоток авиакомпаний РФ увеличился в годовом выражении почти на 47% – примерно до 8,1 млн человек. Перевозки на международных линиях выросли в январе 2022-го к январю 2021-го почти в 4 раза – примерно до 2,1 млн пассажиров. Рост внутри страны составил около 22% – до 6 млн человек.
За 2021 год, напомним, российские авиакомпании перевезли около 111 млн пассажиров, что на 60% превысило показатель 2020-го, но было на 13% меньше, чем в доковидном 2019-м. На внутренних линиях пассажиропоток составил за минувший год около 87,5 млн человек, увеличившись на 56% к 2020-му и на 20% к 2019-му, а на международных – 23,5 млн человек: это был рост на 80% к 2020-му, но спад почти на 60% к 2019-му.
Буквально меньше месяца назад глава Росавиации Александр Нерадько сообщал, что «наше население почувствовало вкус к полетам и хочет дальше продолжать летать». «А если откроются традиционные туристические маршруты, такие как Европа, то рост будет очень значительный. Руководители некоторых авиакомпаний оценивают его в 15%, но думаю, что они скромничают», – пояснял он.
Минтранс ожидал в 2022 году роста пассажиропотока российских авиакомпаний по отношению даже к допандемийному 2019 году, сообщал в начале февраля замглавы ведомства Игорь Чалик. И это при том что 2019 год был рекордным по пассажиропотоку для российских авиаперевозчиков – тогда было перевезено около 128 млн человек.
Теперь из-за введенных западными странами антироссийских санкций надежды на новые рекорды кажутся труднодостижимыми (см. подробнее публикацию от 26.02.22).
Напомним, в конце февраля сначала отдельные страны, а потом уже весь Евросоюз, а также ряд не входящих в него государств решили закрыть воздушное пространство для российских самолетов. Россия ответила на эти ограничения.
«В соответствии с нормами международного права в качестве ответной меры на запрет европейских государств на выполнение полетов гражданских воздушных судов, эксплуатирующихся российскими авиаперевозчиками и/или зарегистрированных в России, введено ограничение на выполнение полетов авиаперевозчиков 36 государств, – сообщается на официальном сайте Росавиации. – Полеты из указанных стран могут быть выполнены по специальному разрешению, выданному Росавиацией или МИД России».
Затем список пришлось дополнить Швейцарией в ответ на присоединение этой страны к введенным против РФ ограничениям.
Кроме того, как заявила официальный представитель Белого дома США Джен Псаки, отвечая на вопрос, может ли быть закрыто воздушное пространство США для самолетов из РФ, никакие варианты американскими властями не убираются с повестки.
Закрытое воздушное пространство – сильнейший удар по авиационной отрасли и логистике, комментирует доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Александр Тимофеев. «Трата времени приводит к удвоению или даже утроению расходов. Больший путь, больший износ, новые маршруты, новые договоры, новые цепочки сервиса», – перечислил он.
Антироссийские санкции коснулись и непосредственно воздушного флота РФ. «Мы запрещаем продажу всех самолетов, запчастей и оборудования российским авиакомпаниям. Это приведет к деградации ключевого сектора российской экономики и возможностей страны в области сообщения», – объявила в минувшую пятницу глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Один из крупнейших лизингодателей в мире в сфере гражданской авиации – Aerсap – объявил о прекращении сотрудничества с РФ и отзыве самолетов. Такая угроза потребовала реакции со стороны российских авиакомпаний, которые объявили о намерении защищать свой флот в рамках правового поля.
«Исходя из текущих реалий, ожидать дальнейшего восстановления международных авиасообщений не приходится», – считает аналитик компании «Финам» Наталия Пырьева.
«Авиационные зарубежные перевозки на европейском направлении существенно сократятся. Наши авиационная отрасль и логистика, которые включают в себя владельцев самолетов, аэропортов, складов и компаний грузоперевозчиков, задействованных на европейском направлении, в первые 10–15 дней испытают шок и потерпят серьезные убытки, главным образом из-за внезапности введенных авиационных санкций, – ожидает председатель совета директоров инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский. – В дальнейшем они подстроятся под санкции вместе с потребителями и компенсируют убытки разработкой других авиационных направлений».
Невосполнимые авиационные перевозки будут компенсированы перевозкой пассажиров и грузов по железной дороге, морским и автомобильным транспортом, полагает эксперт. Часть авиационных перевозок останется, но их маршруты существенно удлинятся, так как придется огибать закрытие для нас территории, соответственно возрастет и цена перевозок, добавил эксперт.
Как следует из пояснений Пырьевой, проблема поиска альтернативных маршрутов не столь уж неразрешима. «Первым шагом будет расширение партнерства с дружественными странами, – говорит она. – С 14 марта Россия возобновляет авиасообщение с Индонезией и Китаем, а также увеличивает количество авиарейсов в 16 стран: Вьетнам, Мальдивы, Сербия, Таиланд, Бахрейн, Ирак, Иран, Монголия, Саудовская Аравия, Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан (а также Индия. – «НГ»)».
По мнению Пырьевой, западные страны настроены решительно в отношении ограничительных мер в адрес России, хотя налагаемые на российскую авиацию санкции больно бьют и по европейскому авиасектору тоже.
«Те, кто ввел санкции, неизбежно столкнутся с давлением со стороны своего национального бизнеса, прежде всего туристического, ведь они начнут терять приличную выручку от российских туристов, им это категорически невыгодно», – продолжил Андриевский. По его предположению, среди тех, кто первыми может выступить за отмену ограничений, будут, вероятно, Венгрия, Италия, Болгария.
Уточним, в Евросоюзе действительно не наблюдается единодушия по поводу новых ограничений для РФ. Решение Запада закрыть свое воздушное пространство для российских самолетов нарушает международное воздушное право, заявил глава Управления гражданской авиации Италии Пьерлуиджи Ди Пальма, передает ТАСС.
Главные же сложности – в том числе на внутренних направлениях – возникнут из-за запрета на использование западной авиатехники, а она преобладает в парках воздушных судов России, уточнила Пырьева. Причем и отечественные самолеты, которых изначально меньше, тоже зависят от иностранных комплектующих, да и они в основном не рассчитаны на дальнемагистральные рейсы.
По мнению Тимофеева, сейчас самое время запускать массовое производство среднемагистральных МС-21 для внутреннего рынка и заниматься разработками с Китаем. Но и в этом случае Пырьева указывает на проблему частичной зависимости от импорта.
«С поставками запчастей на иностранные самолеты сложнее, предполагаю, что их ограничат не менее чем на год, – сказал Андриевский. – То, что это больное место, мы знали давно, отчасти боялись, что оно так и произойдет».
Но и это решение тоже бьет не только по России. Как считает эксперт, поставщики авиационной техники понимают, что, потеряв наше доверие в этом вопросе, восстановить его они уже не смогут – особенно когда Россия сможет наладить собственное авиастроение, а также развить малую авиацию, в том числе по некоторым туристическим направлениям.
Кроме того, как предположил Андриевский, не избежать в авиационной, авиастроительной, да и космической отраслях РФ и определенных кадровых решений с учетом прошлых ошибок и пробуксовки с собственными проектами.
«Работа над импортозамещением велась и до введения санкций. В правительстве однозначно было понимание, что необходимо развивать собственное авиастроение, но приоритет отдавался скорее инфраструктурным инвестициям», – высказал мнение Тимофеев. Между тем, по его словам, несмотря на санкции, авиация остается привлекательным объектом для долгосрочных инвестиций.
комментарии(0)