0
5540
Газета Экономика Печатная версия

21.02.2022 20:14:00

Рабочую силу приучают к длительным командировкам

На плечи вахтовиков взваливают и экономические, и электоральные проблемы

Тэги: вахтовая занятость, длительные командировки, деловые поездки

On-Line версия

вахтовая занятость, длительные командировки, деловые поездки Очередные выборы могут застать некоторых работников вдали от дома, в вахтовом поселке. Фото РИА Новости

В России расширяется вахтовая трудовая мобильность, предприятия чаще ищут работников, готовых к длительным командировкам. Это следствие как оживления после преодоления острой фазы кризиса, связанного с пандемией, так и нехватки рабочих рук на фоне региональных дисбалансов и сокращения численности мигрантов. Судя по данным представителей рынка бронирований, в лидерах по командировкам строительные компании, отправляющие сотрудников на вахты, и сфера обслуживания нефтяных скважин. Расширение вахтовой занятости может привести вскоре и к особым политическим последствиям. В марте Госдума планирует рассмотреть законопроект, который, в частности, прописывает, что бюллетени для вахтовиков нужно завозить с большим запасом.

За 2021 год в ряде отраслей РФ удалось компенсировать случившийся на фоне пандемии спад деловых поездок относительно 2019-го. Быстрее всего восстановились нефтегазовая промышленность, ретейл и фармацевтическая отрасль, менее стабильно пока себя чувствует деловой туризм в сферах, связанных с зарубежными проектами и выставками, а также в IT, сообщили «НГ» представители компании Smartway.

Судя по их данным, если говорить совокупно по всем отраслям, деловой туризм внутри РФ в 2021-м составил около 80% от итогов 2019-го, а зарубежные поездки восстановились лишь на 30%.

Лидерами по количеству командировок в РФ стали прежде всего строительные компании, отправляющие сотрудников на вахты, и сфера обслуживания нефтяных скважин.

Кроме того, в лидерах сфера продаж (медицина, бытовая техника, авто/детали) и производство (полный цикл производства, например тракторы), перечислили в Smartway.

Как пояснил основатель Smartway Максим Яремко, если сравнивать востребованность деловых поездок среди руководителей или линейных специалистов, то можно отметить, что чаще перемещаются все-таки исполнители.

Наиболее популярными, по его уточнению, целями командировок становятся производственные цели (выезд на объекты, строительство, техническое, сервисное обслуживание, монтаж, исследования, поставки, закупки), встречи с клиентами или партнерами, поездки между филиалами (встречи, открытие и контроль работы подразделений компании).

Представители рынка труда тоже признают, что трудовая, и прежде всего вахтовая, мобильность в России сейчас увеличивается. «Общее количество вакансий с обязательными командировками значительно выросло: за 2021 год на hh.ru было опубликовано 100 тыс. вакансий от российских компаний с упоминанием обязательных командировок для будущих сотрудников», – сообщила «НГ» руководитель службы исследований HeadHunter Мария Игнатова. Это, по ее уточнению, примерно на 40% больше, чем было даже в доковидном 2019 году.

Доля длительных рабочих командировок по сравнению с прошлым годом в коммерческом секторе выросла на 15–25%, сообщила также основатель рекрутингового агентства ProPersonnel Татьяна Долякова.

По словам Игнатовой, чаще всего компании-работодатели отправляют в командировки сотрудников, занятых в инсталляциях и сервисном обслуживании, добыче сырья, строительстве и производстве.

И в случае, когда речь идет о длительных командировках, предполагающих еще и перелет, существенная часть деловых поездок формируется компаниями строительного сектора. К традиционно вахтовому сектору относится и сфера добычи сырья, хотя, судя по данным HeadHunter, сейчас там наблюдается очень небольшое, но все же снижение доли вакансий с упоминанием командировок.

Между тем, как пояснила гендиректор компании Ancor RightForce Ирина Авдонина, тенденция увеличения трудовой вахтовой мобильности заметна как раз в сфере добычи и переработки сырья в северных районах и на азиатской части РФ. «Там наблюдается сильная нехватка локального персонала, притом что количество мест разработки продолжает расти благодаря государственным программам стимулирования экономики, – говорит эксперт. – Проблема решается с помощью привозного вахтового персонала. У компаний уже заранее сформированы компенсационные пакеты для людей, которые готовы работать вахтовым методом».

«В строительной сфере, по нашим наблюдениям, на вахты привозят квалифицированных специалистов, – уточнила Авдонина. – Для подсобных работ обычно хватает локальных работников, хотя они и дорогие».

В сфере промышленного производства привлекают квалифицированных рабочих высоких разрядов, в частности токарей-фрезеровщиков, клепальщиков и других единичных специалистов, добавила Авдонина.

38-4-4480.jpg
В некоторых регионах без вахтовиков выполнять
 важные экономические задачи будет почти
некому.  Фото Георгия Шпикалова/PhotoXPress.ru
В итоге чаще всего по стране перемещаются квалифицированные рабочие, а управленческий персонал в основном подбирают на местах, хотя, как уточнила эксперт, заметна теперь и тенденция по релокации специалистов на территорию Сибири и Дальнего Востока.

«Основная часть поездок, за исключением бизнес-туров, всегда связана с мобильностью линейного персонала, – подтверждает ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Никита Мкртчян. – Это прежде всего вахтовики – работники строительной отрасли, добывающей промышленности. В крупнейшие агломерации поток несколько иной: превалируют занятые в сфере услуг».

Некоторые виды работ действительно наиболее эффективно выполняют именно временные трудовые мигранты и/или вахтовики, добавил он. «К примеру, для выполнения работ в регионах российского Севера зачастую нет возможности прокладывать транспортные коммуникации», – пояснил Мкртчян.

При этом очевидно, что все задачи в сфере строительства, добычи природных ресурсов, рыболовства и т.п., естественно, нельзя выполнить удаленно. И кстати, аналогичная ситуация с привлечением временных работников, по его словам, наблюдается и в других странах: в Канаде, США.

Да и если говорить в целом о деловых коммуникациях, то, по словам Максима Яремко, безусловно, для ряда задач в деловых поездках больше пользы: «Они позволяют налаживать связи, поддерживать подходящий уровень деловой активности, держать руку на пульсе бизнеса».

Тем не менее, по словам Доляковой, многие компании все же адаптировались к новым, цифровым условиям, и это касается в том числе строительства, нефтяной промышленности, производства, ретейла, банков. Эксперт пояснила: например, строительство и девелопмент частично переводили в онлайн управление и разработку проектов, продажи, отдельные функции (бухгалтерию), что позволяло, в частности, «к столичным стройкам привлечь 30–70% кадров из регионов, экономя на фонде оплаты труда».

Эксперты упоминают несколько факторов, способствующих сейчас командировочной активности в РФ. Первый фактор – сказывается экономическое оживление после преодоления острой фазы кризиса, вызванного пандемией.

«Мы видим, что спад относительно 2019 года в сфере делового туризма практически полностью восстановился. Регионы стали снимать ковидные ограничения, а бизнес – возвращаться к прежнему ритму работы. В 2022-м активность деловых потоков продолжает расти», – сообщил гендиректор инвестиционного фонда «Реам Менеджмент» Михаил Сиволдаев.

В качестве примеров, в каких отраслях и сферах сейчас идет восстановление с точки зрения в том числе деловых поездок, он привел сферу гостеприимства (идет строительство транспортной и иной инфраструктуры, а значит, нужны и работники), агропромышленный комплекс (вводятся в строй новые тепличные и иные комплексы), энергетику (разрабатываются проекты в том числе по возобновляемым источникам энергии).

Доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Людмила Иванова-Швец к этому добавила второй фактор: несмотря на пандемию, компаниям надо продолжать выпускать продукцию, строителям строить, нефтяникам добывать нефть, «а рабочих рук не хватает, потому что сократилась численность мигрантов, существует дисбаланс рабочей силы в регионах, и поэтому важно привлечь свободную рабочую силу».

В дальнейшем эта тенденция, по мнению эксперта, сохранится: «Потому что во многих сферах экономики ощущается серьезный дефицит работников».

При этом не только экономические задачи перекладываются сейчас на плечи вахтовиков. Как уже писала «НГ», правительство, поддержав соответствующую инициативу Минюста, внесло ранее в Госдуму законопроект, который должен скорректировать законы об основных гарантиях избирательных прав граждан.

Законопроект прописывает, что участковые комиссии в вахтовых поселках по аналогии, например, с полярными станциями можно будет формировать из любых граждан. А бюллетени для вахтовиков можно будет завозить с большим запасом, поскольку заранее подсчитать вахтовый электорат якобы невозможно (см. «НГ» от 27.01.22).

Из чего напрашивается вывод, что в электоральном смысле вахтовые поселки могут стать «черными дырами». Хотя научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев сделал ремарку: «С правовой точки зрения, дыр нет – законодательство все же общее. Но с точки зрения мотивации дыра есть – проблемы региона вахтовика не касаются, поэтому голосовать он может по каким-то другим мотивам».

Судя по информации на сайте Госдумы, этот законопроект планируется рассмотреть в первом чтении уже в марте. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости