Фото Reuters
Российские депутаты собираются бороться с ростом цен путем законодательного ограничения торговых наценок. Но в последние месяцы быстро поднимают свои цены уже сами производители продовольствия. Поэтому законодательное снижение торговой наценки будет иметь в лучшем случае краткосрочный эффект. В этом году в Министерстве сельского хозяйства ожидают увеличения цен на такие базовые продукты, как молоко, хлеб, сахар и овощи.
Высокая продовольственная инфляция в России и в мире в целом приводит к тому, что граждане могут купить все меньше продовольствия на свои зарплаты и пенсии. В некоторых странах борьбу с продовольственной инфляцией оплачивает государственный бюджет (так, в Турции кратно снижены налоги на продовольствие).
А в России чиновники собираются сдерживать инфляцию за счет торгового бизнеса – то есть за счет ограничения торговых наценок. Депутатам Госдумы, в частности, предлагается разработать законопроект, ограничивающий предельные торговые наценки на социально значимые продовольственные товары первой необходимости. Такие рекомендации сформулированы по итогам последних парламентских слушаний о госрегулировании ценообразования на продовольственном рынке. Правительству РФ и профильным ведомствам рекомендуется проработать вопрос перевода торговых сетей на долгосрочные контракты с сельхозпроизводителями на поставку овощной продукции по фиксированной цене. А также разрешить производителям продовольствия указывать на упаковке свою отпускную цену.
Председатель думского комитета по аграрным вопросам Владимир Кашин сообщил, что законопроект об ограничении наценки на социально значимые продовольственные товары уже подготовлен. «Мы сейчас вместе с Министерством сельского хозяйства подготовили еще один законопроект… ограничить торговые наценки до 10% по товарам первой необходимости», – рассказал он в ходе парламентских слушаний.
В январе этого года ряд торговых сетей согласились ограничить торговые наценки на некоторые социально значимые категории продуктов в пределах 10–15%. Но это решение не устроило чиновников. В Минсельхозе и ряде других ведомств предлагали «проработать вопрос о добровольном ограничении торговыми сетями торговой наценки на ряд продуктов питания в пределах от 0 до 5%». Минимальные наценки предполагается ввести на самые массовые продукты вроде хлеба, молочных продуктов, сахара, овощей борщевого набора, на макароны и ряд круп.
Замглавы Минпромторга Виктор Евтухов сообщил, что средняя наценка крупных торговых сетей на базовые товары составляет 15–16%. «Конечно, есть товары с большей наценкой, но это не товары первой необходимости, они не входят в социальную корзину. Мы говорим про якорные товары, за которыми покупатели чаще приходят», – пояснял он.
В тех же рекомендациях парламентских слушаний утверждается, что торговые сети занимают доминирующее положение и это позволяет им «извлекать сверхприбыли и диктовать условия поставщикам, которые в отсутствие других каналов вынуждены принимать зачастую невыгодные для себя условия».
«Невозможно постоянно сдерживать цены только у производителей сельскохозяйственной продукции, не регулируя стоимость всех затрат по цепочке и не компенсируя в полной мере потери самим производителям», – считает зампредседателя думского комитета по аграрным вопросам Надежда Школкина. Она опасается, что в результате административного регулирования аграрии будут либо перепрофилироваться на другие культуры, либо сокращать производство.
Но в союзах производителей продукции идею чиновников об ограничении наценок поддерживают. Поставщики на протяжении двух лет сдерживали рост издержек за счет собственной рентабельности, заявлял зампредправления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов. По его словам, многие поставщики сегодня работают с нулевой рентабельностью или даже себе в убыток. «В случае введения очередного госрегулирования цен есть все риски, что ввиду доминирующего положения торговых сетей все финансовое бремя за это решение будет полностью переложено на плечи поставщиков», – опасается он.
Стабилизация ценовой ситуации на российском продовольственном рынке не должна осуществляться только за счет предприятий АПК, утверждают авторы рекомендаций. «Система ценообразования на продовольственные товары такова, что розничная цена находится в слабой зависимости от цены на сельскохозяйственное сырье. Должна быть оптимизирована добавленная стоимость по всей цепочке движения продовольствия от поля или фермы до прилавка. Должны быть ограничены торговые наценки», – предлагают участники слушаний.
Пока же Федеральная антимонопольная служба (ФАС) продолжает фиксировать сверхвысокие наценки в торговых сетях. По данным экспертов, на некоторые продовольственные товары наценки достигают 50 и даже 400%.
При этом в ФАС признают, что некоторые ретейлеры добровольно соглашаются ограничивать наценки на социально значимые продукты питания. В среду ведомство сообщило, что такое согласие дали 17 региональных ретейлеров. В ФАС уверены: добровольное ограничение наценок на продовольственные товары из перечня социально значимых при обеспечении наличия этих товаров на полках позволит замедлить рост цен и в то же время избежать дефицита наиболее востребованных потребителями продуктов питания.
Интересно, что чиновники надеются сдержать цены в рознице, в то время как растут и оптовые цены. В январе 2022 года цены производителей в годовом выражении увеличились на 23,1%. За весь 2021 год они подскочили на 28,5%. Годовой скачок цен стал максимальным с 2004 года (тогда они выросли на 28,8%). В секторе обрабатывающих производств цены увеличились практически на 23%. В свою очередь, в пищевом производстве оптовые цены выросли на 14,8% январь к январю, а в производстве напитков – на 6%.
Эксперты «НГ» считают, что новое законодательное ограничение торговых наценок в итоге приведет к дефициту товаров. «Торговля в России – конкурентная сфера деятельности. Везде, кроме самых малых населенных пунктов, присутствуют несколько магазинов разных собственников, что подталкивает к конкуренции. Эта конкуренция приводит к тому, что и цены, и наценки на товары формируются рынком: балансом спроса и предложения. Если ввести административные ограничения цен или наценок – результат будет вполне предсказуем: те товары, у которых наценка (или цена) окажется выше административно установленной, просто исчезнут из продажи», – прогнозирует советник гендиректора «Открытие Инвестиции» Сергей Хестанов.
Любая ограничительная мера на рынке воспринимается как предвестник дефицита предложения – и цены на продукты или услуги в превентивной реакции идут вверх быстрее, чем поднимались бы без мораториев и заградительных мероприятий, продолжает старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.
Главное последствие законодательного регулирования цен для ретейлеров – это удар по мелким игрокам рынка, считает владелец бренда MukaMuka Дмитрий Кочетков. «Если это не единственная торговая точка в радиусе нескольких километров, выдержать конкуренцию будет очень сложно», – рассуждает он.
Ограничение наценок имеет и негативный эффект – снижение объемов производства и соответствующий рост цен в будущем периоде, указывает член координационного совета «Деловой России» Олег Тюрпенко. По его мнению, необходимо увеличить предложение на внутреннем рынке. «Например, за счет увеличения субсидированного кредитования», – предлагает эксперт. Ручное регулирование цен дает сиюминутный результат и усугубляет проблему в будущем, поскольку производство регулируемых продуктов замещается нерегулируемыми, где прибыль намного больше, продолжает Тюрпенко. «Замыкать все вопросы на ретейле неправильно. Растет цена на топливо, электроэнергию, растут зарплаты, логистика и так далее», – замечает сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский. От повышения цен на продукты в большей степени страдают наименее обеспеченные слои населения, подчеркивает Александр Лебедев, руководитель магистратуры «Менеджмент в ретейле» Высшей школы экономики. Он напоминает: «Российская экономика уже давно перешла на рыночные условия, при которых уровень цен определяется балансом спроса и предложения».
«Сократится объем прибыли ретейлеров, но не изменится уровень затрат. Следовательно, для сохранения текущего положения дел предприятиям розничной торговли придется увеличить наценку на товары, не вошедшие в перечень, предлагаемый к регулированию. Это приведет к ухудшению доступности товаров на рынке, так как ретейлеры будут стараться убирать низкомаржинальные товары. Заказывать товарные позиции по минимуму, чтобы искусственно при формальном соблюдении новых предлагаемых правил стремиться не потерять в прибыли», – полагает Александр Лебедев.
Примечательно, что чем меньше продовольствия могут купить россияне, тем выше формальные показатели продовольственной безопасности в стране. Об этом сообщили в четверг в компании Economist Impact и Corteva Agriscience, представляя данные 10-го ежегодного Глобального индекса продовольственной безопасности. Эксперты подчеркивают: индекс учитывает доступность еды для населения по 58 параметрам. В России продовольственная безопасность характеризуется устойчивым ростом на протяжении последних пяти лет, рассказывают исследователи. Так, в страновом рейтинге Россия заняла 23-ю строчку индекса среди 113 стран, набрав 74,8 балла по 100-балльной шкале оценки, что на 0,9 балла выше по сравнению с прошлым годом. «Общая продовольственная безопасность в России укрепилась благодаря стабильному улучшению большинства показателей», – отметили в компании Economist Impact, представляя данные. Поступательный рост показателей продовольственной безопасности в России во многом отражает развитие сельского хозяйства за последнее пятилетие, считают в Corteva Agriscience.
комментарии(0)