Санкционные риски не останавливают некоторые инвестиционные проекты в РФ. Фото РИА Новости
Опрос промышленных предприятий обнаружил следующую иерархию препятствий для инвестиций: недостаток собственных средств, высокие цены на машины и оборудование, дороговизна кредитов, а также низкая рентабельность инвестиций. Такой вывод сделан в последнем отчете Института Гайдара. Однако независимые эксперты считают, что за всеми этими факторами скрывается новое свойство российской экономики: высокая волатильность, санкционные риски и общая нестабильность.
Мониторинг инвестиционной активности позволяет выстроить иерархию факторов, которые ограничивают инвестиционный оптимизм промышленности в начале 2022 года. «Это прежде всего недостаток у предприятий собственных финансовых средств, затем – высокие цены на машины и оборудование, далее – дороговизна кредитов и трудности с их получением на долгосрочные цели, а также низкая рентабельность инвестиций», – говорит Сергей Цухло, заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара.
Удивительно, но о недостатке собственных средств говорят предприятия, которые получили рекордную прибыль за прошлый год. Так, в обрабатывающей промышленности прибыль выросла в 2,4 раза по сравнению с прошлым годом – сообщил Росстат. В среднем по экономике рост прибылей составил 2,5 раза.
Такое несоответствие статистики и опросов предприятий объясняется одной общей причиной, считают эксперты «НГ».
«Недостаток собственных средств и высокие цены на оборудование – это фактически одно и то же препятствие, которое, во-первых, указывает на специфическую политику распределения прибыли, не предполагающего реинвестирования, о чем, кстати, в 2021 году говорил и Владимир Путин», – говорит Антон Быков, старший аналитик компании Esperio. Это же относится к дороговизне кредитов из-за высоой инфляции и неопределенности, а также низкой рентабельности. Эксперт считает естественным нежелание бизнеса реинвестировать прибыль в условиях перманентной девальвации своих инвестиций. «Проще вывести прибыль туда, где такой проблемы не существует», – объясняет Быков. «Кредитные организации, естественно, закладывают в свои условия все риски, присущие России, ее экономике и финансовой системе. Получаемые, таким образом, процентные ставки несовместимы с рентабельностью промышленности, сейчас это 11,3% годовых по кредитам для предприятий при их средней рентабельности в 6,0–7,0%», – отмечает эксперт.
«Если использовать опросы Росстата, то картина факторов, ограничивающих экономический рост и инвестиции, получает «дополнительные краски», – отмечает замглавы «Центра развития» Высшей школы экономики Валерий Миронов. Главным из ограничителей, по мнению предпринимателей, по-прежнему является неопределенность экономической ситуации. Этот индекс неопределенности в конце года на фоне интенсификации внешнеполитических событий заметно вырос. На втором месте фактор недостатка внутреннего спроса. Его значение в последнее время также усилилось на фоне снижения объема накопленного экономическими агентами «богатства» (стоимости активов в форме акций и облигаций) из-за значительного падения с начала октября фондовых индексов Мосбиржи.
* – за январь–ноябрь 2021 года, ** – в процентах или разах.
Источник: Росстат |
Среди факторов, которые препятствуют инвестициям, Цухло называет и «неуверенность в скором оживлении российской экономики». Правда, его значимость показала заметное снижение за 12 месяцев – с 31 до 12%. В результате сейчас промышленность достаточно уверена в отечественном экономическом росте как в благоприятном для инвестирования факторе, уверен Цухло.
Инвестиционный оптимизм, который российская промышленность демонстрирует уже 11 месяцев, хотя и отличается стабильностью, оказывается недостаточным. На «недостаток собственных финансовых средств» в 2022 году ссылались 54% предприятий. По сравнению с 2021 годом недостаток собственных финансовых средств стал упоминаться чаще – год назад его отмечали 45% предприятий. Абсолютный минимум упоминаний (43%) был зарегистрирован в 2020 году, максимум (91%) – в 1998 году, напоминают в Институте Гайдара.
Рост сдерживающего влияния недостатка собственных средств на фоне роста сальдированного финансового результата объясняется увеличением цен на российские машины и оборудование, которые предприятия планируют приобретать, а также ростом стоимости строительно-монтажных работ, считает Цухло. Ослабление рубля тоже создает проблемы для инвестиций.
Значимость высокого процента по кредитам, по частоте упоминаний, поднялся с 12 до 30%. Трудности получения долгосрочного кредита как препятствие для роста инвестиций тоже продемонстрировали значительный рост. Если годом ранее на этот фактор указывали только 6% предприятий (абсолютный минимум), то в начале 2022 года его стали упоминать уже 17% предприятий.
Выделить влияние новых геополитических факторов из данных опроса Института Гайдара будет очень сложно, считает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики компании «Альфа-Капитал» Владимир Брагин.
В опросе Института Гайдара промпредприятия не делают акцента на негативные эффекты геополитической санкционной напряженности. Но аналитики предполагают, что рост напряженности между Россией и США, так или иначе, отразится на инвестиционных планах предприятий.
«За последние недели геополитическое и санкционное давление в значительной степени усилилось, и оно будет существенно корректировать все аспекты деятельности предприятий, поскольку с 2014 года санкционные и геополитические угрозы не были столь высоки и реальны, как в этом году», - говорит Дмитрий Бабин, эксперт «БКС Мир инвестиций».
В Минэкономразвития уверены, что Россия остается привлекательной для инвестиций, в том числе и для тех иностранных компаний, которые участвуют в работе российского Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ). По данным британской компании EY (Ernst & Young) участники КСИИ суммарно инвестировали в Россию около 188 млрд долларов. При этом средний темп роста инвестиций компаний-участников КСИИ с 2012 по 2020 год составил 12%.
По результатам опроса EY, 96% компаний из КСИИ считают, что Россия входит в топ-3 мировых рынков по важности или является одним из стратегических рынков для иностранных инвестиций. Почти две трети международных компаний, принявших участие в опросе EY, собираются увеличить присутствие в России: больше половины из них планируют выводить на российский рынок новые продукты или услуги, остальные - расширять производство, открывать новые точки продаж, магазины или сервисные центры.
комментарии(0)