В Китае опасно увеличивается доля невостребованного жилья. Фото Reuters
В Немецком институте экономических исследований (DIW) ждут схлопывания пузыря на китайском рынке недвижимости, на который приходится треть ВВП страны. В результате в КНР может начаться финансовый кризис, вероятность которого европейцы пока недооценивают. Проблемы в Китае затронут и Россию, которая связана с Поднебесной экспортными потоками энергоносителей.
«Многое указывает на то, что Китай станет первым падающим камнем домино в глобальной финансовой системе», – заявил глава DIW Марсель Фрацшер немецкой газете Handelsblatt. Он считает, что необходимо готовиться к этому падению путем снижения «в сжатые сроки» финансовых рисков предприятий и финансовых институтов в Китае. Саму немецкую экономику также необходимо «подстраховать от финансовых рисков», считает экономист.
Свои предупреждения о рисках китайского кризиса Марсель Фрацшер опубликовал и в газете Tagesspiegel.
Эксперт предупреждает немецких бизнесменов не просто о нарастающей в КНР угрозе охлаждения экономической конъюнктуры, а о полномасштабном кризисе, который может повлечь за собой потрясения на развивающихся рынках, а затем перерасти во всемирный кризис.
История предотвращения китайскими властями банкротства и коллапса компании Evergrande была всего лишь верхушкой айсберга, утверждает Фрацшер. «Из-за длившегося несколько десятилетий бума на рынке недвижимости другие крупные девелоперы и домохозяйства накопили огромные долги. В больших долгах и государственные предприятия», – подчеркивает экономист.
Пока китайским властям удается удерживать ситуацию благодаря крупным денежным резервам, давлению на банковский сектор и контролю за движением капитала. «Тем не менее в Китае вскоре может настать момент, когда замять масштабные проблемы его финансовой системы уже больше не удастся. И их придется решать. Тогда неизбежными станут банкротства крупных концернов на рынке недвижимости, некоторых государственных банков и закрытие многочисленных других государственных концернов», – прогнозирует Фрацшер. Значительно усугубить финансово-экономические проблемы КНР могут торговые конфликты – продолжающийся с США и нарастающий с Европой, предполагает эксперт.
Немцы не впервые высказывают обеспокоенность финансовым положением Поднебесной. В начале года в деловой газете Handelsblatt перечислялись пять рисков китайской экономики: кризис на рынке недвижимости, конфликт с США, постоянные локдауны из-за коронавируса, растущее вмешательство государства в бизнес высокотехнологичных компаний, а также снижение темпов экономического роста.
Ситуация с экономикой КНР волнует не только немцев. Известный финансист Джордж Сорос также говорил о возможности разрастания экономического кризиса в КНР на фоне замедления экономики и завершившегося бума на рынке недвижимости. Он считает, что сам этот бум был основан на «неустойчивой» модели, которая приносила пользу местным органам власти и побуждала людей вкладывать большую часть своих сбережений в недвижимость. А государственная политика, направленная на сдерживание бума, затруднила погашение долгов Evergrande. Общая сумма обязательств этого девелопера, по оценкам, составляет более 300 млрд долл., в том числе около 19 млрд в виде офшорных облигаций, которыми владеют международные структуры. Evergrande уже несколько месяцев пытается собрать деньги для погашения долга перед кредиторами.
«Пока неизвестно, как власти справятся с кризисом», – заявлял Сорос. По его мнению, ситуация «не выглядит многообещающей», а кризис с Evergrande «настроит против Си Цзиньпина тех, кто вложил большую часть своих сбережений в недвижимость».
Западные аналитики серьезно обеспокоены крахом Evergrande и считают, что это может вызвать более широкие риски для рынка недвижимости Китая, нанеся ущерб домохозяйствам и финансовой системе в целом. На недвижимость и смежные отрасли приходится до 30% ВВП страны. В том числе и потому, отмечает Сорос, что возможности для китайцев по инвестированию ограничены. Как итог, они вкладывают свои средства преимущественно в покупку недвижимости.
При этом около 20% от общего числа объектов городского жилья в Китае сегодня пустует. Целые районы городов застроены невостребованным жильем.
Беспокойства вызывает и прогнозируемое замедление китайской экономики. По итогам прошлого года ВВП КНР увеличился на 8,1% – выше прогнозов правительства. В 2022 году экономика Поднебесной увеличится всего на 4,8%, ожидают в Международном валютном фонде. Всемирный банк прогнозирует, что рост составит чуть более 5% в этом году.
Устойчивость китайской экономики важна и для РФ. КНР остается значимым торговым партнером России. По итогам прошлого года оборот торговли между Россией и Китаем превысил 140 млрд долл., увеличившись на 35,2%, сообщала Федеральная таможенная служба. Экспорт российской продукции в Китай за минувший год вырос на 38,4% и составил 68 млрд, импорт в Россию из Китая увеличился на 32,3% – до 72,6 млрд долл. Однако в целом доля КНР в общем обороте внешней торговли России сократилась до 17,9% с 18,3% годом ранее.
При этом оба государства хотят довести двустороннюю торговлю товарами и услугами до 200 млрд долл. уже к 2024 году.
Заметим, для самой Поднебесной Россия пока остается не самым важным торговым партнером. По итогам того же 2021 года доля РФ в китайском товарообороте составила всего 2,3%. Для сравнения: доля США составила 12%, или 756 млрд долл.
Обеспокоенность западных экономистов финансовым состоянием Китая понятна. «Весь сектор недвижимости Китая так сильно закредитован, что, даже распродав все строящиеся объекты, девелоперы не смогут перекрыть даже половину обязательств – долги там значительно больше капитализации компании и будущих поступлений», – рассказывает руководитель отдела «Высшей школы управления финансами» Михаил Коган.
В случае серьезного спада в секторе недвижимости он будет оказывать негативное влияние на всю китайскую экономику, спрос на сырьевые товары, связанные со строительством (металлы, железная руда, другие стройматериалы), финансовые рынки, уверена руководитель отдела компании «Финам» Ольга Беленькая.
Чревата потрясениями и китайская политика нулевой терпимости к заражениям. Коган считает, что в случае увеличения числа случаев заражений КНР вновь введет жесткие локдауны в городах и провинциях, что остановит логистику, строительство и экономику в целом.
Если ситуация пойдет по кризисному сценарию, это может привести и к затяжной рецессии мировой экономики, рассуждает Коган. С ним согласна и Беленькая. «Китай – крупный покупатель ресурсов из России, и замедление его экономики снизит спрос на нефть, газ и лесоматериалы», – добавляет руководитель департамента «Универ Капитал» Андрей Верников. Западные инвесторы в случае проблем в Китае будут продавать акции и государственные облигации других развивающихся стран, в частности Бразилии или России. «Такие массированные продажи облигаций могут обвалить и курс рубля», – проогнозирует он.
Старший преподаватель РАНХиГС Роман Файншмидт считает, что последствия финансового кризиса в КНР затронут многие страны. «И в первую очередь кризис может задеть и США, уровень взаимозависимости с которыми у Китая крайне высок. Товарооборот между странами составляет около 750 млрд долл.», – рассказывает он.
Тем не менее, кризис на рынке недвижимости в Китае и политика сдерживания потребительских цен в ущерб национальным производителям свидетельствует о проблемах в экономике, говорит доцент РЭУ им. Плеханова Анастасия Прикладова. «Кроме того, в условиях сохранения неопределенности в международной торговле из-за пандемии, а также противоречий с ЕС и США могут возникать нарушения экспортно-импортных потоков и валютных платежей», - рассказывает она.
При этом эксперт считает развитие негативного сценария маловероятным. «Нельзя забывать, что КНР обладает крупнейшими международными резервами (3,25 трлн долл.), сохраняет положительные темпы прироста ВВП (по итогам 2022 года ожидается на уровне более 5%). В этой связи видится маловероятным наступление финансового кризиса в Китае в ближайшие два года», - подчеркивает экономист.
комментарии(0)