Приметы ковидного времени во многих странах, видимо, скоро станут редкостью. Фото Reuters
Все больше стран высказываются о скорой отмене антиковидных ограничений, включая вакцинные паспорта. По мнению экспертов, настоящий перелом может наступить в марте. Признаки послаблений заметны и в России: принимаются решения, которые недавно казались нереализуемыми, – например, выдавать сертификаты по тестам, в том числе экспресс, на антитела. Но если ограничения и будут смягчаться – это еще не гарантия бурного развития, в частности, сферы услуг. В РФ помимо ковида есть и другие проблемы – стагнация доходов населения.
Через 10 дней в России начнут выдавать сертификаты по положительному результату теста на антитела к COVID-19, для чего не обязательно проходить вакцинацию (по крайней мере российским препаратом). Тем самым сертификат сможет получить и тот, кто болел, но лечился самостоятельно, не заявляя о себе врачам.
Как сообщил в четверг представитель Минздрава, для сертификата о перенесенном заболевании будет достаточно результатов даже экспресс-теста. «Но только в случае, если экспресс-тестирование проведено медицинским работником», – пояснил помощник главы Минздрава Алексей Кузнецов.
Такие решения можно считать послаблением. Ведь часть граждан, которая до сих пор не привилась, но имеет антитела, получила теперь законный повод отложить прививку, и это вполне может помешать планам вакцинировать как можно больше жителей страны.
«Омикрон» можно сравнить с цунами, которому пытаются противостоять, взяв на вооружение дуршлаг. Судя по всему, под его натиском оказалось проще снять ограничения, чем дотошно их соблюдать. Пример – решение отменить карантин для тех, кто контактировал с заболевшим ковидом.
«Свойства «омикрона»: очень быстрая передача, незагруженность коек и очень большое количество бессимптомных носителей. Специальные действия по ограничению контактных просто теряют смысл», – пояснила ранее глава Роспотребнадзора Анна Попова.
Тенденция к смягчению ограничений становится общемировой. «Знаковой датой будет 31 марта», – считают эксперты аналитического канала Macro Markets Inside. У таких прогнозов есть основание.
В феврале первой в Евросоюзе страной, отменившей все антиковидные ограничения, стала Дания. Речь идет об отмене в том числе COVID-паспортов.
Причем ограничения будут отменены, несмотря на высокие показатели заболеваемости. Есть одно «но» – в стране более 80% населения получили обе дозы вакцины, примерно 60% получили бустер. Хотя послабления ощутят на себе не все: для прибывающих в страну невакцинированных туристов из стран, не входящих в шенгенскую зону, некоторые ограничения сохранят.
Как сообщило агентство Associated Press, власти Швеции отменили вакцинные паспорта, ограничения на собрания людей в общественных местах и др. Но остались рекомендации вакцинироваться. Идут по пути поэтапных смягчений Норвегия, Финляндия.
В Чехии разрешили посещать рестораны и другие развлекательные заведения без сертификатов о вакцинации или перенесенной болезни. Но власти сохранили требование носить маски в закрытых помещениях.
Противоречивая ситуация во Франции. С одной стороны, в конце января премьер-министр Франции Жан Кастекс сообщал о том, что для посещения ряда заведений нужно будет предъявлять вакцинный пропуск, но в целом ограничения будут смягчаться. С другой стороны, представитель французского правительства Габриэль Атталь указывал на возможность отмены вакцинных паспортов в конце марта.
Этот список можно продолжать долго. Британский премьер-министр Борис Джонсон обещал ускоренную отмену оставшихся в Англии ограничений, включая самоизоляцию после положительного теста на вирус. В Польше могут уже в марте отменить ограничения, связанные с пандемией, сообщал польский министр здравоохранения. В Германии идут дискуссии о возможности скорой отмены всех ограничений. Начать смягчения планируется весной при условии достижения к середине февраля пика заражений «омикроном», а вот отмену антиковидных мер в текущей ситуации министр здравоохранения ФРГ назвал «сумасшествием».
За пределами Европы тоже есть примеры послаблений. Власти Объединенных Арабских Эмиратов планируют постепенно отменить практически все антиковидные ограничения.
В Канаде все больше провинций отменяют часть ограничений против коронавируса COVID-19 – происходит это, как уточняет Associated Press, на фоне протестов против антиковидных мер. Есть примеры отказа от паспортов вакцинации.
Хотя можно найти и обратные примеры – есть страны, которые пока выбиваются из общей линии. Так, премьер-министр Эстонии Кая Каллас заявила на правительственной конференции, что отменить в феврале требование о COVID-сертификатах невозможно, так как численность нуждающихся в стационарном лечении коронавирусных пациентов очень велика. Болеет и медицинский персонал.
Каллас уточнила, что политическая гонка с отменой ограничений уже негативно сказалась на поведении людей. «Большая проблема заключается в том, что все хотят быть хорошими людьми, которые приносят новости об упразднении ограничений. Это привело к тому, что темпы вакцинации замедлились, поскольку людям это кажется уже необязательным в свете отмены ограничений. Но вакцинироваться надо, чтобы предотвратить болезнь», – приводятся слова Каллас в материале на портале телекомпании ERR.
Может быть, в марте ситуация и улучшится, но пока, как говорит Каллас, судя по прогнозам, стоит ожидать возрастающей нагрузки на больницы, потому что «омикрон» добрался до пожилых.
По ее словам, не стоит сравнивать Эстонию с Данией: «Там вакцинировано более 80% всего населения, а в Эстонии – более 60%. Там ревакцинацию прошли 61%, в Эстонии же – 31% жителей. Дания может пойти на риск, потому что люди не заболевают настолько серьезно (благодаря вакцинации)».
Такие опасения эстонского премьера кажутся актуальными применительно и к России – на случай, если и у нас заговорят о более смелых послаблениях.
Отмена ограничений обусловлена оценками, что острая фаза пандемии подходит к концу. «В странах, где снимают ограничения, достаточно большой процент привитого населения», – добавил первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Но, разумеется, есть и экономический, и политической факторы, отметил руководитель департамента компании «Универ Капитал» Андрей Верников. «Экономический состоит в том, что власти развитых стран озабочены сильным ростом инфляции. Одна из причин – разрыв цепочек поставок. Если снять антиковидные ограничения, логистика улучшится, это благотворно повлияет на конечную цену товаров, – пояснил он. – Политический аспект – ограничения крайне непопулярны у населения».
«Действия европейских властей связаны, на наш взгляд, с двумя обстоятельствами. Во-первых, с ожиданием того, что новый вид коронавируса сработает как вакцина и пандемия превратится в легкую сезонную болезнь. Во-вторых, с той накопившейся усталостью и недовольством, которые переполняют развитые страны», – пояснил научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
По его уточнению, в этом случае власти сделали выбор не только в пользу сохранения экономики, но и, видимо, «в пользу сохранения самих себя».
Все это порождает дилемму и для российских чиновников. «Пока ограничения были везде, люди их терпели. Но на фоне отмены ограничений в Европе вопрос о такой же отмене ограничений в России встанет в полный рост», – предполагает Журавлев. «А между тем количество заболевших у нас очень велико и отмена ограничений будет нецелесообразной», – считает он.
Как следует из пояснений эксперта, не исключено, что «у нас властям (а это будут региональные власти) придется выбирать между здоровьем людей, с одной стороны, и экономикой и социальной стабильностью – с другой». «Отмена ограничений даст толчок развитию экономики, стабилизирует общественное напряжение, если только не приведет к новому витку эпидемии», – продолжил Журавлев. Это актуально и для мира в целом, и для России в частности.
Хотя, как уточнил управляющий партнер коммуникационного агентства B&C Agency Иван Самойленко, если говорить про модель потребления, то вряд ли она быстро восстановится. Ведь за два последних года сильно пострадал в том числе средний класс населения. Добавим и глобальную инфляцию.
В России это острая проблема: чтобы та же сфера услуг смогла не просто отыграть пандемийный провал, а продемонстрировать бурный рост уже от того уровня, который был до ковида, понадобится обеспечить и стабильный рост доходов населения.
Между тем доходы населения, напомним, еще и до пандемии так и не успели вернуться к уровню докризисного 2013 года.
комментарии(0)