Половина социальных объектов рискует превратиться в долгострой. Фото Сергея Куликова/PhotoXPress.ru
План сдачи социальных и инфраструктурных объектов по федеральной адресной инвестпрограмме (ФАИП) выполнен в 2021-м на 42%. Но это лучше, чем в прошлые годы. Федеральный бюджет ежегодно выделяет на адресную инвестпрограмму более 600 млрд. А поскольку в эксплуатацию сдается менее половины объектов, постоянно увеличивается объем закопанных в землю государственных денег. На объектах недостроя бюджет уже потерял около 4 трлн руб. И это несмотря на то, что количество строящихся бюджетных объектов сократилось почти в три раза с 2013 года.
Федеральная адресная инвестпрограмма (ФАИП) – это строительство школ, больниц, учебных корпусов и других объектов социальной инфраструктуры.
Входят в эту программу и производственные объекты. По линии ФАИП в прошлом году из федерального бюджета было выделено более 663 млрд руб. на строительство 1232 объектов, а также приобретение объектов недвижимости. На 1 января 2022 года полностью профинансировано 795 объектов. На 306 объектах техническая готовность составляла от 51 до 99,9%.
По плану в эксплуатацию в прошлом году должен был введен 291 объект. А в реальности в эксплуатацию введены на полную мощность только 123. И еще 33 объекта – были введены «частично». Исполнение плана менее чем на половину в любой нормальной ситуации можно считать провалом. Но только не для российских бюджетных строек. Ведь по сравнению с прошлыми периодами сдача 42% объектов – это явное улучшение. В прошлые годы план завершения бюджетного строительства исполнялся на 29% (2013 год), 37% (2018), 40% (2019).
Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин сообщил ранее, что федеральная адресная инвестпрограмма будет переведена в статус комплексной программы, а за ее подготовку теперь будет отвечать Минстрой России. Такое решение принято премьер-министром Михаилом Мишустиным, сообщил ТАСС. До этого утверждением ФАИП занималось Минэкономразвития. Из-за низких показателей ввода бюджетных объектов в РФ постоянно растет объем незавершенного строительства, который достиг уже почти четверти федерального бюджета.
«Год назад мы зафиксировали две приоритетные задачи: вовлечь в экономику существующий недострой и земельные участки под проблемными объектами и не сгенерировать «новые» проблемные объекты. К сожалению, наши предложения пока не реализованы. Как следствие, не приняты системные решения и не сформированы необходимые действенные инструменты для решения данной проблемы», – констатировала в конце 2020 года аудитор Счетной палаты Светлана Орлова.
«Проблемы с выполнением федеральных инвестпрограмм давно стали хроническими. Процент выполнения по разным регионам очень разный – от 20–30 до почти 80–90%. Эти показатели зависят от усилий руководства региона, строительного блока. А проблемы связаны прежде всего с качеством подготовки проектной и сметной документации. Очень часто для того, чтобы успеть попасть в соответствующие реестры и списки программ, подается документация, проработанная крайне слабо, которая в последующем порой перерабатывается почти на 100%», – объясняет сопредседатель комитета по строительству «Деловой России» Михаил Викторов.
Эффективной мерой борьбы с недостроем Викторов считает реестр типовых проектов, где можно получить типовой проект социального направления, оформив соответствующую заявку. «Это очень существенно снижает сроки и повышает качество. Второе направление – это применение технологий информационного моделирования (ТИМ). Проект, сделанный с применением ТИМ, отличается высоким качеством и отсутствием ошибок», – объясняет эксперт. Викторов надеется, что процент выполнения инвестиционных программ будет с каждым разом расти, и, «может быть, мы приблизимся к цифре 90–99%».
В конце прошлого года чиновники пытались исправить провальные показатели бюджетных строек путем списания части вложенных средств и удаления уже явно недостраевымых объектов. Исправлять статистику должны были Минстрой, Минфин и Минэкономразвития (см. «НГ» 21.09.21). Предполагалось окончательно списать бюджетные расходы на стройки, которые нельзя закончить. Или расходы на их завершение уже невозможны. Решение о списании недостроя будет приниматься при отсутствии оснований для его приватизации.
«С недавних пор стоимость госконтрактов на строительство может пересматриваться в сторону повышения их стоимости вплоть до 30%. В результате рост цен на стройматериалы нивелируется возможностью пересмотра договора. До пандемии такой возможности не было, а сейчас остается определенный зазор и на то, чтобы полностью закончить объекты, и на сопутствующие – не всегда легальные – расходы», – говорит Михаил Коган, руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами. Он напоминает, что в середине прошлого десятилетия множество стройкомпаний обанкротились и ушли с бюджетных строек. Среди этих брошенных строек есть социально значимые объекты – от домов культуры до школ, заводов и зданий для госслужб, отмечает Коган.
Эксперты отмечают тот факт, что улучшение доли сданных бюджетных проектов произошло на фоне резкого роста стоимости стройматериалов.
“Рост цен на стройматериалы не так сильно сказался на бюджетном строительстве из-за того, что они были закуплены по прошлым ценам и были часто получены по льготным ценам”, - считает Павел Сигал, первый вице-президент "Опоры России".
Повышению доли сданных объектов способствовало и решение правительства РФ, разрешающее увеличивать цену контрактов без проведения дополнительных конкурсов и процедур на 30%, говорит юрист Акмаль Пана.
комментарии(0)