Современные работники больше не хотят работать из офиса. Фото Pexels
В развитых странах происходят кардинальные изменения на рынке труда. В прошлом году работодатели столкнулись с «великим увольнением», когда миллионы американцев и европейцев добровольно покидали надоевшие им рабочие места. А в этом году аналитики Всемирного экономического форума увидели «большой кадровый сдвиг», который состоит в значительном повышении требований и запросов наемных работников. Теперь они требуют более высокой оплаты труда, гибридной занятости и возможности для карьерного роста. Перемены на рынке труда идут и в России, где рынок труда превращается в рынок кандидата, а не работодателя. Правда эти изменения осознали еще не все работодатели, признают эксперты.
На рынке труда в ряде развитых стран доминирует новая тенденция, которая получила название «большой кадровый сдвиг» или «большая перестановка».
Теперь миллионы работников покидают свои рабочие места ради позиций с лучшим балансом между работой и личной жизнью.
Большой кадровый сдвиг стал развитием периода массовых добровольных увольнений в развитых странах, о котором «НГ» писала 24.11.21. В прошлом сентябре рабочие места покинули по собственному желанию больше 4 млн американцев, что стало шокирующим рекордом для работодателей. Теперь же изменение отношения к работе проявляется в новых требованиях кандидатов. Сегодня миллионы трудящихся соглашаются только на более высокооплачиваемую и работу с более гибким графиком или вообще меняют сферу деятельности.
С начала пандемии число некорпоративных самозанятых выросло в США на 500 тыс. человек до 9,44 млн. «Это самый высокий показатель со времен финансового кризиса 2008 года, если не считать лета 2021 года. Общее количество самозанятых увеличилось на 6%, в то время как общая занятость в США остается почти на 3% ниже, чем до пандемии», – писала Wall Street Journal (WSJ).
Сегодня многие работники гораздо смелее увольняются в поисках лучшей доли – чего-то более полноценного и лучше соответствующего их ценностям и жизненному выбору, сообщают эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ). Эту же тенденцию подтверждают и многочисленные опросы.
Половина работающих американцев хотели бы сменить работу, выяснили исследователи из CNBC и компании Catalyst. Стремление поменять работу особенно часто встречается у работающих родителей, которые не увидели сочувствия или понимания своих работодателей. Другая общая причина – стремление к увеличению свободного времени и к перемене форм работы.
Около 41% опрошенных заявили, что хотят уволиться, так как их компания не замечает проблем, связанных с пандемией. Три четверти опрошенных заявили, что хотят постоянной работы вне офиса или хотя бы более свободного режима труда.
40% американцев, сменивших работу во время пандемии, заявили, что хотели повышения или продвижения по службе. Американские эксперты называют это также «великим переосмыслением работы» офисных сотрудников.
Гибкий график и возможность гибридной работы, где будет совмещаться возможность человека работать и в офисе, и удаленно, становится решающим фактором при выборе работы, продолжают в ВЭФ. Согласно опросу, проведенному компанией Prudential, девять из десяти человек хотели бы иметь возможность и дальше работать из дома хотя бы один день в неделю.
Великому кадровому сдвигу способствует и дефицитный рынок труда. По данным Бюро статистики труда США, с февраля 2020 года до конца 2021 года занятость в сфере отдыха и гостеприимства сократилась на 1,2 млн, но за тот же период занятость в сфере транспорта и складирования выросла на 218 тыс. человек. Главный экономист LinkedIn Гай Бергер отмечает, что те сектора, которые сильно пострадали от коронакризиса, должны были повышать зарплату, чтобы найти новых работников. Так, зарплаты в сфере отдыха и гостеприимства выросли на 16% по сравнению с прошлым годом. При этом рост зарплат в сфере складского хозяйства составил около 8% в год. Много людей могут свободно увольняться, так как они знают, что существует достаточно рабочих мест с более высокой оплатой, говорит Бергер.
И эта тенденция характерна не только для США. Так, главный казначей Австралии Джош Фриденберг сообщил, что за последние три месяца около 300 тыс. работников уволились, потому что искали лучшие возможности для себя. При этом более миллиона работников устроились на новую работу, что почти на 10% выше, чем в среднем до пандемии, писала Daily Mail.
Большой кадровый сдвиг выглядит в разных странах по-разному. В Великобритании наиболее заметный приток кадров наблюдается в сферу IT и программного обеспечения, тогда как популярность образования и гостеприимства снизилась. Многие легко могут найти новую работу в сферах строительства, логистики.
Схожие тенденции фиксируют и на российском рынке труда. Опрос сервиса «Работа.ру» показал, что свыше 70% россиян намерены сменить работу в наступившем году. Большинство респондентов ожидают от нового места повышения заработной платы (76%), баланса между работой и отдыхом (48%) и карьерного роста (37%). Каждый пятый ищет вакансии с удаленной работой.
Признаки кадрового сдвига были заметны и в 2021 году. Однако тогда только 56% россиян задумывались о смене работы и были готовы сделать это после окончания пандемии коронавируса. В 2022 году решимость россиян сменить работу усилилась и уже не зависит от эпидемиологической ситуации в стране.
В совместном исследовании Logitech и Аналитического центра НАФИ говорится, что сегодня каждый второй сотрудник (57%) наиболее желаемым форматом работы для себя называет возможность работать из дома 2–3 дня в неделю. И большинство компаний (86%) планируют в 2022 году использовать гибридный формат.
Тенденция великого кадрового сдвига в РФ более всего заметна в крупных центрах и в IT-сфере, говорит член генерального совета «Деловой России» Алексей Мостовщиков. «В этой среде работодателям весьма сложно найти сотрудников на постоянную работу, а не на проектную занятость. С появлением нового режима самозанятости и развития фриланса молодые работники творческих профессий отдают предпочтение проектной занятости», – говорит он. Эксперт считает, что в ближайшие 5–10 лет в России стоит ожидать глобального кадрового сдвига и уже сейчас есть его признаки.
Рынок труда в России действительно стал кандидатским – последнее слово все чаще остается за соискателем, говорит руководитель отдела кадровой компании Uteam Ирина Антоненко. «Ключевая причина – это последствия демографического кризиса 90-х годов: трудоспособного населения физически становится меньше. Кроме того, ситуация усугубляется изменившимся поведением соискателей. Люди с меньшей охотой выходят на рынок труда, потому что кризисная ситуация не позволяет им чувствовать себя уверенно на новом месте. Количество предложений о работе постоянно растет», – рассказывает она.
Российский рынок труда стал рынком кандидата, соглашается управляющий директор кадровой компании Unity Феликс Кугел. «Практически во всех сферах ощущается дефицит персонала. Компании ведут конкуренцию за кадры и стараются улучшать условия труда, чтобы заинтересовать большее число кандидатов и быстрее закрывать позиции», – рассказывает он. Кугел считает, что основные причины, из-за которых компании ощущают кадровый голод, связаны с демографической ямой, оттоком иностранной рабочей силы, нехваткой квалифицированных кандидатов.
«Большинство работодателей используют комбинированный режим труда, позволяя сотрудникам работать из дома несколько дней в неделю», – указывает эксперт. Кугел замечает, что на фоне кадрового голода компании стали предлагать допльготы не только штатным сотрудникам, но и фрилансерам.
В ситуации высокой конкуренции за персонал и острого кадрового дефицита, который сохраняется в России уже в течение полутора лет, условия диктуют работники и соискатели, признает руководитель службы исследований hh.ru Мария Игнатова. Она обращает внимание на рост спроса на удаленный или гибридный формат работы. «Число вакансий с постоянным удаленным форматом работы за прошедший год выросло более чем в 2,5 раза по сравнению с 2020 и превысило полмиллиона, если добавить к этому числу вакансии, в которых предлагают непостоянную удаленку или гибридный режим, то показатель составит 777,5 тыс. вакансий», - сообщает эксперт.
Пандемия, отправившая работников на удаленку существенно изменила рынок труда, соглашается директор по развитию бизнеса «Рокет Ворк» Сергей Сухоставец. «Сидя дома, многие сотрудники поняли, что такой формат работы позволяет им выстраивать более качественный баланс между работой и личной жизнью, при этом, как показывают исследования, эффективность удаленного труда не падает, и даже растет. Поэтому запрос среди сотрудников на более свободные формы занятости есть», - рассказывает он.
комментарии(0)