0
5729
Газета Экономика Печатная версия

31.01.2022 20:20:00

Москва прорывается на рынок военных дронов

Экспорт боевых беспилотников мог бы приносить несколько сотен миллионов долларов в год

Тэги: вооружения, экспорт, военные дроны, ударные бпла, импортозамещение


вооружения, экспорт, военные дроны, ударные бпла, импортозамещение Завод по производству военных беспилотников в Дубне был построен в рекордно короткие сроки. Фото с сайта www.mil.ru

Россия готовится стать значимым экспортером ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). При этом страна вынуждена преодолевать отставание от других поставщиков. Судя по дискуссии в клубе «Валдай», отставание объясняется последствиями кризиса 1990-х, запоздалыми управленческими решениями, зависимостью от импортной микроэлектроники. По оценкам экспертов, если бы РФ значительно раньше продвинула свою продукцию в той же нише, что и, например, Китай, экспорт достигал бы сейчас нескольких сотен миллионов долларов в год.

В 2022 году Рособоронэкспорт будет вести предконтрактные переговоры по поставкам беспилотников-камикадзе КУБ-Э разработки и производства концерна «Калашников», сообщили «НГ» в пресс-службе ведомства.

А первым российским ударным беспилотным комплексом, предложенным на экспорт, ранее стал разведывательно-ударный комплекс «Орион-Э» разработки компании «Кронштадт». «В настоящее время ведутся интенсивные переговоры с зарубежными заказчиками, и уже сформирована своеобразная очередь на поставку комплекса из более десятка инозаказчиков», – сообщили в пресс-службе компании и добавили, что для выполнения как государственных, так и экспортных заказов был построен первый в России серийный завод по производству крупноразмерных беспилотников взлетной массой более 1 тонны. Его мощности позволят ежегодно производить десятки комплексов с беспилотными летательными аппаратами.

В целом Рособоронэкспорт указывает на растущий интерес иностранных партнеров к беспилотной авиационной технике российского производства. По его уточнению, сейчас Россия выводит на рынок всю линейку беспилотных летательных аппаратов, начиная от сверхлегких и заканчивая тяжелыми, включая вертолетного типа и мультироторные. Еще одна деталь: в 2021 году заказчикам было поставлено свыше 50 беспилотников «Орлан-10Е».

Как ранее сообщали в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству, Россия должна занять до 10% рынка военных беспилотников. РФ за десять лет из импортера беспилотников стала экспортером, заявлял в конце минувшего года РИА Новости эксперт в области беспилотной авиации Денис Федутинов, ссылаясь на экспортный потенциал «Ланцетов», «Термитов» и «Альтиусов».

Однако, продвигая свою продукцию на экспорт, Россия вынуждена в ускоренном темпе преодолевать отставание от других стран. Эту ситуацию обсудили в понедельник участники онлайн-дискуссии клуба «Валдай».

Если говорить про постсоветскую Россию, то серьезные усилия по разработке современных БПЛА начались сравнительно недавно – следует из выступления научного сотрудника Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Дмитрия Стефановича.

Другая проблема, по его словам, объясняется «традиционной бедой с российской микроэлектроникой, электронной компонентной базой»: несмотря на предпринимаемые усилия по импортозамещению, сохраняется серьезная зависимость от поставок отдельных элементов из-за границы.

Директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин напомнил о таком объективном факторе, как глубокий системный кризис после развала Советского Союза.

О кризисе 1990-х, о фактически разрушенной тогда оборонной промышленности сказал «НГ» и военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин. В советское же время, по его уточнению, у нас были хорошие, в том числе высокоскоростные, беспилотники. 

В итоге, по словам экспертов, в новейшее время возникла парадоксальная ситуация: Россия приняла на вооружение средневысотные ударные беспилотные аппараты большой продолжительности полета позже, чем такие аппараты начали производить и применять государства, которые в принципе несравнимы с нами по промышленному потенциалу.

По мнению Кашина, наиболее срочной задачей для РФ сейчас является «развертывание собственных производств поршневых авиационных двигателей, электроники и других компонентов для беспилотной авиации».

Тем не менее, как уточнили участники дискуссии, беспилотная авиация, видимо, как раз тем и хороша, что позволяет быстро наверстать упущенное: ударные БПЛА вполне можно считать «крылатыми ракетами для бедных», их выпуск требует значительно меньше ресурсов, чем производство современных истребителей.

Напомним, как ранее сообщали эксперты Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), к 2018 году крупнейшим экспортером боевых беспилотников в мире стал Китай. Так, если в 2009–2013 годах он экспортировал 10 боевых беспилотников в две страны, то в 2014–2018 годах он продал в общей сложности 153 аппарата в 13 стран. Большая часть поставок китайских боевых беспилотников тогда поступила в страны Ближнего и Среднего Востока, куда США как еще один крупный производитель беспилотных аппаратов не хотели продавать свою военную продукцию, сообщалось в материалах SIPRI.

Впрочем, теперь, по оценкам экспертов, наступило насыщение рынка китайскими дронами. Также участники дискуссии указали на претензии заказчиков к качеству, техническим характеристикам китайских военных беспилотников.

Отставание России от других стран в сфере экспорта военных беспилотников сопровождается определенными «имиджевыми» потерями. Но также их можно пусть приблизительно, но оценить и в денежном эквиваленте. 

По словам Кашина, если бы у нас был хорошо продаваемый беспилотник в той же нише, что, например, и у Китая, и если бы мы его успешно вытесняли с некоторых рынков, то гипотетически мы могли бы получить несколько сотен миллионов долларов в год.

С одной стороны, это не столь впечатляющая цифра. Но с другой – такой экспорт дал бы дополнительный импульс развитию отечественного хайтека, уточнил эксперт.

Как после дискуссии пояснил «НГ» Стефанович, глобальный рынок БПЛА всех видов оценивается в несколько десятков миллиардов долларов в год, «при этом возможен двукратный рост на горизонте в 3–5 лет». И Россия, по его словам, могла бы занять нишу объемом максимум в несколько сотен миллионов долларов.

Однако сейчас, как говорит эксперт, более актуальная проблема – насыщение собственных вооруженных сил современными ударными БПЛА. Экспортные контракты при этом могли бы повысить привлекательность инвестиций в эту и смежные отрасли.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Белорусским товарам все труднее конкурировать с китайскими

Белорусским товарам все труднее конкурировать с китайскими

Дмитрий Тараторин

Минск столкнулся с растущим дефицитом экспорта

0
1716
Каспийская нефть столкнулась с дополнительными барьерами

Каспийская нефть столкнулась с дополнительными барьерами

Сергей Жильцов

Действия Украины ударили по экспорту углеводородов из Казахстана

0
1968
Природный газ становится в России дороже, чем в США

Природный газ становится в России дороже, чем в США

Михаил Сергеев

Рыночные цены на топливо сейчас ниже государственных

0
8584
Константин Ремчуков. Госдеп США на своем сайте стал использовать термин «Компартия Китая» вместо «Китайская Народная Республика»

Константин Ремчуков. Госдеп США на своем сайте стал использовать термин «Компартия Китая» вместо «Китайская Народная Республика»

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 03.03.25

0
7498

Другие новости