Завод по производству военных беспилотников в Дубне был построен в рекордно короткие сроки. Фото с сайта www.mil.ru
Россия готовится стать значимым экспортером ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). При этом страна вынуждена преодолевать отставание от других поставщиков. Судя по дискуссии в клубе «Валдай», отставание объясняется последствиями кризиса 1990-х, запоздалыми управленческими решениями, зависимостью от импортной микроэлектроники. По оценкам экспертов, если бы РФ значительно раньше продвинула свою продукцию в той же нише, что и, например, Китай, экспорт достигал бы сейчас нескольких сотен миллионов долларов в год.
В 2022 году Рособоронэкспорт будет вести предконтрактные переговоры по поставкам беспилотников-камикадзе КУБ-Э разработки и производства концерна «Калашников», сообщили «НГ» в пресс-службе ведомства.
А первым российским ударным беспилотным комплексом, предложенным на экспорт, ранее стал разведывательно-ударный комплекс «Орион-Э» разработки компании «Кронштадт». «В настоящее время ведутся интенсивные переговоры с зарубежными заказчиками, и уже сформирована своеобразная очередь на поставку комплекса из более десятка инозаказчиков», – сообщили в пресс-службе компании и добавили, что для выполнения как государственных, так и экспортных заказов был построен первый в России серийный завод по производству крупноразмерных беспилотников взлетной массой более 1 тонны. Его мощности позволят ежегодно производить десятки комплексов с беспилотными летательными аппаратами.
В целом Рособоронэкспорт указывает на растущий интерес иностранных партнеров к беспилотной авиационной технике российского производства. По его уточнению, сейчас Россия выводит на рынок всю линейку беспилотных летательных аппаратов, начиная от сверхлегких и заканчивая тяжелыми, включая вертолетного типа и мультироторные. Еще одна деталь: в 2021 году заказчикам было поставлено свыше 50 беспилотников «Орлан-10Е».
Как ранее сообщали в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству, Россия должна занять до 10% рынка военных беспилотников. РФ за десять лет из импортера беспилотников стала экспортером, заявлял в конце минувшего года РИА Новости эксперт в области беспилотной авиации Денис Федутинов, ссылаясь на экспортный потенциал «Ланцетов», «Термитов» и «Альтиусов».
Однако, продвигая свою продукцию на экспорт, Россия вынуждена в ускоренном темпе преодолевать отставание от других стран. Эту ситуацию обсудили в понедельник участники онлайн-дискуссии клуба «Валдай».
Если говорить про постсоветскую Россию, то серьезные усилия по разработке современных БПЛА начались сравнительно недавно – следует из выступления научного сотрудника Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Дмитрия Стефановича.
Другая проблема, по его словам, объясняется «традиционной бедой с российской микроэлектроникой, электронной компонентной базой»: несмотря на предпринимаемые усилия по импортозамещению, сохраняется серьезная зависимость от поставок отдельных элементов из-за границы.
Директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин напомнил о таком объективном факторе, как глубокий системный кризис после развала Советского Союза.
О кризисе 1990-х, о фактически разрушенной тогда оборонной промышленности сказал «НГ» и военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин. В советское же время, по его уточнению, у нас были хорошие, в том числе высокоскоростные, беспилотники.
В итоге, по словам экспертов, в новейшее время возникла парадоксальная ситуация: Россия приняла на вооружение средневысотные ударные беспилотные аппараты большой продолжительности полета позже, чем такие аппараты начали производить и применять государства, которые в принципе несравнимы с нами по промышленному потенциалу.
По мнению Кашина, наиболее срочной задачей для РФ сейчас является «развертывание собственных производств поршневых авиационных двигателей, электроники и других компонентов для беспилотной авиации».
Тем не менее, как уточнили участники дискуссии, беспилотная авиация, видимо, как раз тем и хороша, что позволяет быстро наверстать упущенное: ударные БПЛА вполне можно считать «крылатыми ракетами для бедных», их выпуск требует значительно меньше ресурсов, чем производство современных истребителей.
Напомним, как ранее сообщали эксперты Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), к 2018 году крупнейшим экспортером боевых беспилотников в мире стал Китай. Так, если в 2009–2013 годах он экспортировал 10 боевых беспилотников в две страны, то в 2014–2018 годах он продал в общей сложности 153 аппарата в 13 стран. Большая часть поставок китайских боевых беспилотников тогда поступила в страны Ближнего и Среднего Востока, куда США как еще один крупный производитель беспилотных аппаратов не хотели продавать свою военную продукцию, сообщалось в материалах SIPRI.
Впрочем, теперь, по оценкам экспертов, наступило насыщение рынка китайскими дронами. Также участники дискуссии указали на претензии заказчиков к качеству, техническим характеристикам китайских военных беспилотников.
Отставание России от других стран в сфере экспорта военных беспилотников сопровождается определенными «имиджевыми» потерями. Но также их можно пусть приблизительно, но оценить и в денежном эквиваленте.
По словам Кашина, если бы у нас был хорошо продаваемый беспилотник в той же нише, что, например, и у Китая, и если бы мы его успешно вытесняли с некоторых рынков, то гипотетически мы могли бы получить несколько сотен миллионов долларов в год.
С одной стороны, это не столь впечатляющая цифра. Но с другой – такой экспорт дал бы дополнительный импульс развитию отечественного хайтека, уточнил эксперт.
Как после дискуссии пояснил «НГ» Стефанович, глобальный рынок БПЛА всех видов оценивается в несколько десятков миллиардов долларов в год, «при этом возможен двукратный рост на горизонте в 3–5 лет». И Россия, по его словам, могла бы занять нишу объемом максимум в несколько сотен миллионов долларов.
Однако сейчас, как говорит эксперт, более актуальная проблема – насыщение собственных вооруженных сил современными ударными БПЛА. Экспортные контракты при этом могли бы повысить привлекательность инвестиций в эту и смежные отрасли.
комментарии(0)