0
5255
Газета Экономика Печатная версия

31.01.2022 20:20:00

Москва прорывается на рынок военных дронов

Экспорт боевых беспилотников мог бы приносить несколько сотен миллионов долларов в год

Тэги: вооружения, экспорт, военные дроны, ударные бпла, импортозамещение


вооружения, экспорт, военные дроны, ударные бпла, импортозамещение Завод по производству военных беспилотников в Дубне был построен в рекордно короткие сроки. Фото с сайта www.mil.ru

Россия готовится стать значимым экспортером ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). При этом страна вынуждена преодолевать отставание от других поставщиков. Судя по дискуссии в клубе «Валдай», отставание объясняется последствиями кризиса 1990-х, запоздалыми управленческими решениями, зависимостью от импортной микроэлектроники. По оценкам экспертов, если бы РФ значительно раньше продвинула свою продукцию в той же нише, что и, например, Китай, экспорт достигал бы сейчас нескольких сотен миллионов долларов в год.

В 2022 году Рособоронэкспорт будет вести предконтрактные переговоры по поставкам беспилотников-камикадзе КУБ-Э разработки и производства концерна «Калашников», сообщили «НГ» в пресс-службе ведомства.

А первым российским ударным беспилотным комплексом, предложенным на экспорт, ранее стал разведывательно-ударный комплекс «Орион-Э» разработки компании «Кронштадт». «В настоящее время ведутся интенсивные переговоры с зарубежными заказчиками, и уже сформирована своеобразная очередь на поставку комплекса из более десятка инозаказчиков», – сообщили в пресс-службе компании и добавили, что для выполнения как государственных, так и экспортных заказов был построен первый в России серийный завод по производству крупноразмерных беспилотников взлетной массой более 1 тонны. Его мощности позволят ежегодно производить десятки комплексов с беспилотными летательными аппаратами.

В целом Рособоронэкспорт указывает на растущий интерес иностранных партнеров к беспилотной авиационной технике российского производства. По его уточнению, сейчас Россия выводит на рынок всю линейку беспилотных летательных аппаратов, начиная от сверхлегких и заканчивая тяжелыми, включая вертолетного типа и мультироторные. Еще одна деталь: в 2021 году заказчикам было поставлено свыше 50 беспилотников «Орлан-10Е».

Как ранее сообщали в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству, Россия должна занять до 10% рынка военных беспилотников. РФ за десять лет из импортера беспилотников стала экспортером, заявлял в конце минувшего года РИА Новости эксперт в области беспилотной авиации Денис Федутинов, ссылаясь на экспортный потенциал «Ланцетов», «Термитов» и «Альтиусов».

Однако, продвигая свою продукцию на экспорт, Россия вынуждена в ускоренном темпе преодолевать отставание от других стран. Эту ситуацию обсудили в понедельник участники онлайн-дискуссии клуба «Валдай».

Если говорить про постсоветскую Россию, то серьезные усилия по разработке современных БПЛА начались сравнительно недавно – следует из выступления научного сотрудника Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Дмитрия Стефановича.

Другая проблема, по его словам, объясняется «традиционной бедой с российской микроэлектроникой, электронной компонентной базой»: несмотря на предпринимаемые усилия по импортозамещению, сохраняется серьезная зависимость от поставок отдельных элементов из-за границы.

Директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин напомнил о таком объективном факторе, как глубокий системный кризис после развала Советского Союза.

О кризисе 1990-х, о фактически разрушенной тогда оборонной промышленности сказал «НГ» и военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин. В советское же время, по его уточнению, у нас были хорошие, в том числе высокоскоростные, беспилотники. 

В итоге, по словам экспертов, в новейшее время возникла парадоксальная ситуация: Россия приняла на вооружение средневысотные ударные беспилотные аппараты большой продолжительности полета позже, чем такие аппараты начали производить и применять государства, которые в принципе несравнимы с нами по промышленному потенциалу.

По мнению Кашина, наиболее срочной задачей для РФ сейчас является «развертывание собственных производств поршневых авиационных двигателей, электроники и других компонентов для беспилотной авиации».

Тем не менее, как уточнили участники дискуссии, беспилотная авиация, видимо, как раз тем и хороша, что позволяет быстро наверстать упущенное: ударные БПЛА вполне можно считать «крылатыми ракетами для бедных», их выпуск требует значительно меньше ресурсов, чем производство современных истребителей.

Напомним, как ранее сообщали эксперты Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), к 2018 году крупнейшим экспортером боевых беспилотников в мире стал Китай. Так, если в 2009–2013 годах он экспортировал 10 боевых беспилотников в две страны, то в 2014–2018 годах он продал в общей сложности 153 аппарата в 13 стран. Большая часть поставок китайских боевых беспилотников тогда поступила в страны Ближнего и Среднего Востока, куда США как еще один крупный производитель беспилотных аппаратов не хотели продавать свою военную продукцию, сообщалось в материалах SIPRI.

Впрочем, теперь, по оценкам экспертов, наступило насыщение рынка китайскими дронами. Также участники дискуссии указали на претензии заказчиков к качеству, техническим характеристикам китайских военных беспилотников.

Отставание России от других стран в сфере экспорта военных беспилотников сопровождается определенными «имиджевыми» потерями. Но также их можно пусть приблизительно, но оценить и в денежном эквиваленте. 

По словам Кашина, если бы у нас был хорошо продаваемый беспилотник в той же нише, что, например, и у Китая, и если бы мы его успешно вытесняли с некоторых рынков, то гипотетически мы могли бы получить несколько сотен миллионов долларов в год.

С одной стороны, это не столь впечатляющая цифра. Но с другой – такой экспорт дал бы дополнительный импульс развитию отечественного хайтека, уточнил эксперт.

Как после дискуссии пояснил «НГ» Стефанович, глобальный рынок БПЛА всех видов оценивается в несколько десятков миллиардов долларов в год, «при этом возможен двукратный рост на горизонте в 3–5 лет». И Россия, по его словам, могла бы занять нишу объемом максимум в несколько сотен миллионов долларов.

Однако сейчас, как говорит эксперт, более актуальная проблема – насыщение собственных вооруженных сил современными ударными БПЛА. Экспортные контракты при этом могли бы повысить привлекательность инвестиций в эту и смежные отрасли.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Передовой истребитель США оказался неэффективным орудием внешней политики

Передовой истребитель США оказался неэффективным орудием внешней политики

Игорь Субботин

Проект модернизированного самолета F-35 слишком дорог и ненадежен

0
2443
США и НАТО готовят для Украины наступательные вооружения

США и НАТО готовят для Украины наступательные вооружения

Владимир Мухин

Самолеты и большое количество ударных дронов планируют поставить Киеву летом

0
3042
Константин Ремчуков: Сергея Лаврова в отличие от Джанет Йеллен встречали в Пекине красной дорожкой

Константин Ремчуков: Сергея Лаврова в отличие от Джанет Йеллен встречали в Пекине красной дорожкой

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 15. 04. 24

0
2591
Эрдогану не удается изменить произраильский имидж

Эрдогану не удается изменить произраильский имидж

Игорь Субботин

От властей Турции требуют доказательной жесткости к Нетаньяху

0
1885

Другие новости