0
3660
Газета Экономика Печатная версия

27.01.2022 00:01:00

При восстановлении леса наломали дров

О размере зеленых массивов в стране нет достоверных данных

Тэги: леса, учет, статистика, лесовосстановление, пожары, углеродные налоги


леса, учет, статистика, лесовосстановление, пожары, углеродные налоги Глава Минприроды Александр Козлов наблюдает за лесовосстановлением. Фото с сайта Министерства природных ресурсов и экологии РФ

Угроза введения в Европе углеродных налогов заставила начать реальный учет российских лесов, который поможет оспорить налоги ссылками на лесное поглощение углекислого газа. Не имея точных данных о вырубке леса чиновники впервые смогли отчитаться, что в РФ площадь лесовосстановления и лесоразведения превысила площадь рубки и гибели лесов. О таких итогах 2021 года сообщили «НГ» в Минприроды и Рослесхозе. За год восстановлено 1,22 млн га. Но, по данным Счетной палаты (СП), общая площадь, требующая восстановления, – 35,4 млн га. Экологи же уверяют, что в стране «нет работающей системы эффективного воспроизводства лесов». Указали они и на отсутствие достоверной статистики, без которой не получить корректных данных о поглощающей способности лесов.

Восстановление лесов в 2021 году охватило в России площадь в 1,22 млн га, сообщили «НГ» в пресс-службе Минприроды. По предварительным данным, соотношение между погибшими или вырубленными лесами и их воспроизводством составило 105,3% в пользу восстановления, хотя изначально показатель планировался на уровне 80,4%. «Таким образом, впервые площадь лесовосстановления и лесоразведения превысила площадь рубок и гибели леса от различных причин», – уточнили в ведомстве Александра Козлова. Счетная палата, в свою очередь, обнародовала итоги аудита эффективности мер по воспроизводству лесов в РФ за период 2019–2020 годов и истекший период 2021-го. Тема особенно актуальна, ведь, как уточняют аудиторы, воспроизводство лесов влияет на снижение углеродного следа, и многое в этом процессе зависит от управленческих решений.

По данным СП, хоть темпы лесовосстановления за пять лет и выросли, площади ежегодного выбытия лесов превышают объемы лесовосстановления. «В настоящее время общая площадь лесов, требующая восстановления, составляет 35,4 млн га», – сообщил аудитор Сергей Мамедов.

Возместить утрату лесного массива призван федеральный проект «Сохранение лесов». Однако анализ документа аудиторами показал, что «к моменту его завершения (конец 2024 года) планируется восстановить только площадь лесов, погибших или вырубленных в 2022 году, а не все утраченные насаждения».

«Выращивание посадочного материала лесных растений – один из важных этапов воспроизводства лесов. Однако мероприятия по созданию и эксплуатации лесных питомников не обеспечены финансированием», – уточнил Мамедов.

Также процесс буксует из-за недостатка актуальной информации о лесном фонде. «По 84% площади лесного фонда данным уже больше 10 лет», – сообщает СП.

Судя по объяснениям экологов, не имея полноценной статистики по лесам, проблематично оценить и поглощающие способности российских лесов, а ведь эта информация может стать жизненно важной для экономики РФ в условиях глобального энергоперехода.

Как сказала «НГ» медиакоординатор лесного направления российского отделения «Гринпис» Юлия Давыдова, в России «пока нет полной и достоверной информации о наших лесных ресурсах». Та же история, по словам Давыдовой, происходит с данными о масштабах гибели лесов от пожаров, а ведь это важнейший фактор при подсчете выбросов и поглощения парниковых газов.

По уточнению эксперта, до недавнего времени пожары, действующие на некоторых категориях земель, не считались лесными и ни в какую статистику не попадали. Например, это касалось пожаров на землях сельхозназначения, запаса, промышленности, транспорта или на спорных – в бывших колхозных и совхозных лесах, включенных в лесничества без ясных границ.

16-4-3480.jpg
По официальным данным, в РФ
увеличиваются площади лесных посадок. 
Фото с сайта www.rosleshoz.gov.ru
«Наконец, самые перспективные с точки зрения поглощения парниковых газов леса – на землях сельскохозяйственного назначения – пока никак не учитываются и даже не имеют ясного правового статуса, – сообщила также Давыдова. – Достоверной информации об этих лесах у государства нет».

«Попытка создать систему государственной инвентаризации лесов, которую предприняли в 2007–2020 годах, успехом не увенчалась, – считает Давыдова. – Надежных данных о российских лесах с ее помощью получить не удалось».

Официально ведомства сообщают, что поглощение лесами парниковых газов пока существенно преобладает над выбросами в результате потерь лесов (например, пожаров), но эта оценка, как поясняет координатор Лесной программы WWF России Константин Кобяков, «основана на недостоверных или полностью устаревших данных».

«Реальные цифры по погибшим от пожаров лесов почти не попадают в государственную статистику, а общие статистические данные о российских лесах существенно устарели, – продолжил он. – Таким образом, показатели по выбросам в статистике недооценены». Как, к слову, и показатели по поглощению выбросов. Кобяков тоже отметил, что статистика не учитывает поглощающую способность лесов на заброшенных сельхозземлях.

При этом у экологов возникло много вопросов и к лесовосстановлению в России. «Важно четко обозначить, какой именно смысл вкладывается в этот термин, – обратил внимание Кобяков. – Это необходимо для того, чтобы не попасть в бюрократическую ловушку». По его оценкам, «на самом деле в России сегодня нет работающей системы эффективного воспроизводства лесов».

«Потому что в официальной статистике в России лесовосстановлением называется лишь первый, самый малозатратный, этап воспроизводства лесов – посадка и базовый уход только в первые несколько лет. Также в официальной статистике по лесовосстановлению учитываются показатели естественного восстановления лесов – в этом случае никто не предпринимает никаких действий, либо производятся простые работы по минерализации почвы», – пояснил Кобяков.

По его данным, непосредственно на посадки леса в статистике лесовосстановления приходится лишь 17% от общего объема, остальная часть – естественное восстановление.

Но одних лишь посадок или естественного заращивания недостаточно, чтобы лесовосстановление было не только «на бумаге», а приносило реальный эффект. «Сейчас большая часть искусственно созданных и естественно восстановившихся ценных для лесной промышленности пород деревьев погибает в тот период, который уже не охватывается официальной статистикой по лесовосстановлению», – говорит эколог. Это происходит из-за отсутствия ухода за молодым лесом в последующие годы.

Давыдова перечисляет те же проблемы. «Невзирая на большие площади якобы восстановленного леса, подавляющее большинство посадок умирает в ближайшие пару лет из-за отсутствия ухода за ними. Почему? Потому что нет представления о том, что такое полный цикл лесовыращивания и что лесовосстановление – лишь его часть», – объясняет она.

Безусловно, Россия может использовать свои леса для увеличения поглощения парниковых газов, продолжила Давыдова. Так, исходя из планов низкоуглеродного развития, государство, по словам эксперта, рассчитывает именно на увеличение поглощающей способности российских лесов – до 1,2 млрд т СО2-эквивалента в 2050 году.

Цель амбициозная, хотя ее нельзя назвать абсолютно невыполнимой. Как считают в «Гринпис», для достижения необходимо развивать сельское лесоводство, налаживать эффективную охрану лесов от пожаров, работать над сохранением диких лесов.

Впрочем, процесс этот не быстрый, и начинать надо уже сейчас. «Временные потери леса – когда он сгорел и был вырублен, а новый лес на его месте еще не успел вырасти – провоцируют выброс углерода в атмосферу, который будет постепенно поглощаться тем лесом, который начинает расти на месте срубленного или сгоревшего. Этот выброс будет компенсирован, однако нескоро – когда лес наберет такую же биомассу, которая была накоплена в нем до момента его исчезновения. И обычно этот процесс занимает 100 и более лет», – обратил внимание Кобяков.

В Минприроды и Рослесхозе, отвечая на вопросы о поглощающей способности российских лесов, сослались в том числе на данные, которые экологи воспринимают со скепсисом.

«Сейчас поглощение углерода лесами превышает потери. Согласно последнему Национальному докладу о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов (2019), итоговый углеродный баланс управляемых лесов России оценен в размере 614,5 млн т СО2-эквивалента в год», – сообщили в Минприроды.

В Рослесхозе добавили, что, судя по Кадастру выбросов парниковых газов, ежегодно леса поглощают от 500 до 700 млн т СО2-эквивалента в год, и «это позволяет сейчас компенсировать почти 30% выбросов парниковых газов промышленности, энергетики, транспорта и других отраслей экономики».

При этом в Рослесхозе добавили, что, как показала государственная инвентаризация по итогам первого этапа, «леса страны поглощают до 1,6 млрд т СО2 в год». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Ольга Соловьева

В России из 360 горнолыжных курортов пока активно используются только 20

0
2511
"Роснефть" создает новые леса в Красноярском крае

"Роснефть" создает новые леса в Красноярском крае

Елена Крапчатова

Масштабные экологические проекты компании позволяют высаживать в регионе сотни тысяч деревьев

0
2098
Формирование феномена "Белоруснефти"

Формирование феномена "Белоруснефти"

Михаил Стрелец

Компания перешла к рациональной разработке залежей и сотрудничеству с зарубежными партнерами

0
8845
Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

0
4251

Другие новости