В стране сохраняется высокий спрос на научных работников. Фото агентства «Москва»
В РФ сокращается численность занятых в науке ученых и специалистов. Об этом рассказал в среду президенту Владимиру Путину министр науки Валерий Фальков. Самые лучшие ученые часто предпочитают заниматься своими исследованиями не в России, а в США, Европе и даже в Китае. Реальную альтернативу научной эмиграции создают в России только атомная отрасль и оборонно-промышленный комплекс, считают эксперты.
В России уже не первый год наблюдается отток высококвалифицированных специалистов. Эмиграция ученых и высококвалифицированных специалистов из РФ за последние девять лет ускорилась в пять раз, подсчитал главный ученый секретарь РАН Николай Долгушкин. «Если в 2012 году ежегодно страну покидали 14 тыс. ученых, то теперь это уже 70 тыс. Россия – единственная из развитых стран, где несколько десятилетий подряд уменьшается количество ученых», – рассказывал он.
По его словам, массовый выезд научных кадров за рубеж «играет не последнюю роль» в сокращении численности исследователей в России. С 1990 года, когда РФ занимала первое место в мире по этому показателю, количество исследователей уменьшилось с 992 тыс. до 348 тыс. «То есть 65%, две трети мы потеряли за три десятилетия», – говорил ученый.
Эксперты РАНХиГС замечали, что из России идет интеллектуальная миграция: высшее образование имеют около 70% уезжающих за рубеж. А въезжают в РФ в основном низкоквалифицированные рабочие из центральноазиатских республик. Среди них только 13–17% имеют высшее образование.
Россия является заметным «поставщиком» высококвалифицированных специалистов в развитые страны. Так, из РФ в страны – члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) уехали больше 1 млн специалистов при общем числе перебравшихся из РФ 2,5 млн человек. То есть около 42% российских мигрантов в странах ОЭСР относятся к высокообразованным специалистам. И лишь около 20% переселенцев в страны ОЭСР – к низкообразованным (см. «НГ» от 17.12.20).
Отток специалистов начался не вчера. По данным Всемирного банка (ВБ), Россию для работы за рубежом покинули более 10 млн человек. Другими словами, наша страна лишилась почти 10% от общей численности граждан трудоспособного возраста или детей. По абсолютной численности эмигрантов Россия прочно удерживает лидерство среди 24 государств, которые ВБ относит к региону «Европа и Центральная Азия».
Среди высококвалифицированных кадров стремление уехать выше, чем в других группах, утверждают эксперты Boston Consulting Group (BCG). Их опрос, в котором приняли участие 24 тыс. респондентов, показал, что за рубежом хотят работать половина российских ученых, 54% топ-менеджеров, 54% IT-cпециалистов. Кроме того, хотели бы работать за рубежом около 49% работников инженерных специальностей и 46% медработников. «Почти две трети потенциальных эмигрантов (65%) – это «цифровые таланты»: от специалистов по искусственному интеллекту до дизайнеров пользовательского интерфейса», – отмечали в BCG.
Целевые исследования и опросы часто заметно отличаются от официальной статистики. Эксперты объясняют разницу в данных об эмиграции тем, что эмигрирующие россияне часто сохраняют на родине недвижимость и продолжают платить налоги в РФ. По данным Росстата, с января по октябрь 2021 года в страны дальнего зарубежья, куда относят в том числе Абхазию и Грузию, уехали 26 тыс. против 52,4 тыс. годом ранее.
Важной причиной оттока специалистов из страны эксперты называют недофинансирование науки, отсталую инфраструктуру и низкие зарплаты. Впрочем, в последние годы в стране зафиксирован рост зарплат научных работников и специалистов. Так, по итогам 10 месяцев 2021 года средняя заработная плата в области научных исследований и разработок составила 88,4 тыс. руб., что на 8,7% выше значений 2020 года. Зарплаты в секторе на 62% выше среднероссийских, утверждают в Росстате.
Первый замдекана факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при правительстве РФ Павел Селезнев указывает, что Минобрнауки сегодня многое делает для того, чтобы привлечь молодые кадры в науку и затормозить их отток из РФ. «Специалистов поддерживают с помощью различных грантов, коллаборационных проектов с другими вузами, привлекают именитых профессоров из-за рубежа», – рассказывает он.
Но этого пока явно недостаточно для прекращения оттока специалистов. По словам Селезнева, политика государства в этой части также должна быть увязана с денежно-кредитной и социально-экономической политикой государства. К примеру, продолжает он, специалист, закончивший какой-либо региональный вуз, будет стремиться работать в Москве или Санкт-Петербурге. И такие региональные перекосы необходимо устранять, говорит ученый.
Наиболее конкурентными сферами в части стимулирования молодых кадров в РФ остаются атомная энергетика и оборонно-промышленный комплекс. «Здесь можно обеспечить молодому специалисту достойные условия труда. В этих отраслях есть собственные программы поддержки ученых», – рассказывает Селезнев.
«Было бы правильно создавать новые исследовательские центры и повышать зарплаты, делая условия работы для ученых в стране более конкурентоспособными. Но, исходя из мировых тенденций, усилия государства по созданию новых исследовательских лабораторий не обязательно остановят тех, кто твердо намерен уехать. Особенно если у специалистов есть конкретные предложения по работе из-за рубежа», – считает директор российского офиса компании GoStudent Мария Кислова.
Некоторые специалисты говорят и о заметных позитивных изменениях. «Растет уровень оплаты труда ученых, обновляется материально-техническая база исследований, научная карьера становится более привлекательным жизненным выбором. В 2020 году в организации, выполняющие исследования и разработки, были приняты 14 тыс. выпускников вузов. Это на 25% больше, чем в 2019 году», – рассказывает замдиректора Центра статистики и мониторинга науки и инноваций Высшей школы экономики (ВШЭ) Екатерина Стрельцова.
Пандемия коронавируса несколько затормозила отток квалифицированных специалистов. Дистанционный режим работы теперь не обязательно требует переезда специалиста в другую страну, отмечает директор по маркетингу Kelly Services Жанна Волкова.
Проблема оттока молодых ученых из РФ актуальна для России с 1990-х годов, замечает GR-директор компании HeadHunter Виталий Терентьев. «Для сокращения утечки IT-специалистов государство вместе с бизнесом вырабатывает комплексные меры поддержки IT-отрасли и стимулирования цифровой трансформации компаний. При этом востребованность молодых научных сотрудников на рынке труда только растет», – считает он. «В сфере IT российский бизнес часто может конкурировать по уровню зарплат. А в сфере исследований и разработок конкурировать сложнее», – рассказывает Терентьев.
По данным портала HeadHunter, спрос на научных работников на российском рынке труда за прошлый год увеличился на 37% по сравнению с 2020-м и превысил 29 тыс. вакансий. «При этом каждая третья вакансия была открыта для научных специалистов без опыта работа, на каждой второй вакансии требовался небольшой опыт от 1 до 3 лет», – подчеркивает Терентьев. Лидерами по найму научных специалистов оказались медицина, лесная промышленность, химическое производство и добывающие отрасли.
комментарии(0)