0
4373
Газета Экономика Печатная версия

24.01.2022 20:30:00

Россия продает в Поднебесную 5% добываемых алмазов

Китай становится крупнейшим мировым рынком люксовых товаров

Тэги: китай, люксовые товары, роскошь, мировые расходы, рф

On-Line версия

китай, люксовые товары, роскошь, мировые расходы, рф Китайцы активно скупают предметы роскоши не только за рубежом, но и у себя дома. Фото Reuters

К 2025 году Китай станет крупнейшим рынком люксовых товаров мира. По итогам 2021 года пятая часть всех мировых расходов на предметы роскоши пришлась на КНР, отмечают в компании Bain & Company. Россия мало что может предложить любителям роскоши в Китае. РФ могла бы наращивать в Китай экспорт алмазной продукции и ювелирных украшений. Но пока в Китай отправляется лишь 5% добываемых в РФ алмазов. А законодательные ограничения не позволяют России наращивать продажи ювелирных украшений за рубеж.

По итогам 2021 года около 21% мировых потребительских расходов на предметы роскоши пришлось на Китай. Согласно данным Bain & Company, по итогам прошлого года объем продаж товаров в категории люкс в Поднебесной вырос на 36% и составил 471 млрд юаней, или 74 млрд долл.

По итогам допандемийного 2019 года китайцы истратили на предметы роскоши около 234 млрд юаней. При этом доля материкового Китая на мировом рынке товаров категории люкс увеличилась с 20 до 21%.

«Мы ожидаем, что этот рост продолжится. И это позволит стране стать крупнейшим в мире рынком предметов роскоши к 2025 году – независимо от перспектив международных поездок», – говорится в отчете. Превращению Китая в мировой центр роскоши способствует и растущий в стране средний класс. Средние располагаемые доходы населения в стране также растут быстрее инфляции.

Больше всего за прошлый год в Китае подскочили продажи люксовой кожгалантереи – они выросли на 60%. На 40% выросли продажи модной одежды, а ювелирных украшений – на 35%. Продажи элитных часов увеличились за год на 30%.

Расходы на люксовые товары по всему миру восстановились к допандемийному уровню. По итогам 2021 года рынок предметов роскоши составил около 283 млрд евро против 281 млрд евро в 2019 году. Аналитики ожидают, что в 2022 году рынок предметов роскоши будет расти более умеренными темпами. «Спорадические локальные вспышки COVID-19, вероятно, будут продолжаться в течение этого года. Мы ожидаем негативного влияния на трафик торговых центров в пострадавших городах», – говорят аналитики.

Китайцы, очевидно, проявляют повышенный интерес к рынку драгоценных камней. По данным Шанхайской алмазной биржи (Shanghai Diamond Exchange, SDE), только с января по сентябрь 2021 года объем заключенных сделок здесь достиг 5,72 млрд долларов, что на 81,2% больше, чем за тот же период 2019 года. Объем сделок включает в себя все поставки алмазного сырья и бриллиантов на биржу и с биржи и отражает то, насколько активно велась торговая деятельность.

SDE – единственный портал в Китае, через который импортируются бриллианты в рамках благоприятной налоговой политики: нулевых таможенных сборов и 4% налога на добавленную стоимость (НДС). Чистый импорт бриллиантов через SDE с января по сентябрь, отражающий стоимость камней, импортированных для потребления в Китае, достиг 2,32 млрд долларов, что почти на 60% больше, чем в 2019 году.

Рост импорта алмазной продукции отражает темпы быстрого восстановления ювелирного рынка Китая. По данным Национального бюро статистики Китая, с января по август 2021 года розничная торговля ювелирными изделиями в Китае выросла на 45% в годовом исчислении по сравнению с 2020 годом, что стало наивысшим показателем среди всех категорий розничной торговли с точки зрения темпов роста. В Китайской ассоциации торговли драгоценными камнями и ювелирными изделиями указывали, что розничная торговля ювелирными изделиями с бриллиантами составляет примерно 13% розничного рынка ювелирных изделий в Китае, достигая объема в 92,74 млрд долларов.

Теоретически Россия могла бы наращивать продажи в Китай ювелирных украшений и бриллиантов. РФ является поставщиком сырья для производства ювелирных изделий высокого класса. По итогам первого полугодия 2021 года добыча алмазов в России составила 20,12 млн карат, сообщали в Минфине РФ. Это в 1,8 раза выше, чем годом ранее (10,99 млн карат), когда производство сокращалось из-за вызванного пандемией резкого падения спроса. По сравнению с январем-июнем 2019 года (19,46 млн карат) добыча алмазов выросла на 3%. Компания «АЛРОСА», контролирующая около 90% отечественной добычи, тогда отчиталась о добыче в 14,5 млн карат. По итогам шести месяцев экспорт алмазов из РФ составил 26,4 млн карат.

Компания «АЛРОСА» по итогам 2021 года отчиталась о добыче 32,4 млн карат алмазов, что на 8% больше, чем годом ранее. Продажи компании составили 45,5 млн карат, увеличившись за год в 1,4 раза. Выручка от продаж алмазно-бриллиантовой продукции составила 4,2 млрд долларов.

Основным покупателем российских алмазов традиционно является Бельгия. Китай, в свою очередь, не является активным покупателем алмазного сырья. По итогам 2020 года на КНР пришлось всего 0,05 млн карат.

«Компания «АЛРОСА» является второй в мире (после «Де Бирс») по объему производства алмазов в виде сырья для ювелирной отрасли. Камни, добытые в России, чаще всего покупаются иностранными производителями люксовых ювелирных изделий», – говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

Доцент РАНХиГС Эмиль Мартиросян указывает, что необходимо разделять рынок дорогих известных брендов и рынок торговых марок с так называемым «качеством плюс» («quality plus»), которые отражают уровень качества. «Россия уже является крупнейшим торговым партнером Китая, в том числе и в сырье для производства этих товаров. Российские компании очень активно создают совместные предприятия как на территории Китая, так и на территории России в целях производства товаров люксового сегмента. Сегодня закупка драгметаллов и драгоценных камней для Китая представляет собой тендерный процесс, поэтому если предложения России окажутся наиболее выгодными, то ювелирная индустрия, конечно, будет развиваться с поставками российского сырья», – объясняет Мартиросян.

«Алмазы в люксовых изделиях – это не главное. Главное – бренд. Поэтому покупателями алмазов из РФ будут люксовые мануфактуры ЕС и Америки, а потом уже их готовые изделия будут поступать в Китай. То же касается и российских мехов – чтобы стать элитной продукцией, они сначала должны попасть в престижные модные дома», – отмечает исполнительный директор департамента компании «Универ Капитал» Артем Тузов.

«Товары роскоши – это конечное звено производственной цепи с наибольшей добавленной стоимостью. А российский крупный бизнес чаще всего ориентирован на начало производственной цепочки – добычу и обработку полезных ископаемых», – объясняет директор региональной сети «БКС Мир инвестиций» Григорий Сосновский. По его словам, России пока нечего предложить, кроме алмазов, золота и черной икры.

«По алмазному рынку до пандемии были сделаны ряд движений по сближению Китая и России (например, торговля в рублях), однако большинство сделок совершалось на выставках и аукционах, которые были прекращены с начала 2020 года. Продажа черной икры как всемирно известного бренда напрямую зависит от представленности товара в магазинах duty free», – продолжает он. Эксперт напоминает: больше трети товаров роскоши, проданных в Китае за 2021 год, составила одежда. «В этом плане российским товарам очень сложно конкурировать, так как полем битвы становится именно сила бренда, а не цена или потребительские качества вещи», – подчеркивает аналитик.

«Для китайцев демонстративное потребление является частью культурного кода, одним из правил интеграции в общество. В этом их отличие от западных обществ, где маятник уже давно качнулся в сторону рационального скромного и «зеленого» потребления», – отмечает директор по исследованиям и разработкам КРОС Ксения Касьянова.

«Для китайского luxury-рынка Россия может предложить огромное количество товаров и исконно русских брендов. Важно понимать потребности рынка. К примеру, модельеры Китая уже известны во всем мире и утверждаются в Fashion-индустрии, но у них нет мастеров по выделке шкур (мех соболя, шиншиллы и песца в особом почете у людей с изысканным вкусом), изготовление таксидермических изделий, пошиву меховых изделий. Здесь российские мастера могли бы предложить широкий выбор и на любой кошелек самому требовательному покупателю из Китая», - рассуждает доцент Финансового университета при правительстве РФ Ольга Жильцова.

«В России производится широкий диапазон так называемых «экологически чистых» продуктов питания, которые мы вполне могли бы экспортировать в Китай. Мясо, рыба, молочные продукты, сыр, зерно, масличные продукты. В России существует также давняя и хорошо развитая традиция ювелирного производства, собственное производство ювелирных бриллиантов и других драгоценных камней», - перечислят доцент РЭУ им Плеханова Игорь Строганов.

Даже если бы РФ начала предлагать Китаю люксовую продукцию высокой степени переработки – ювелирные изделия – сделать это не так-то просто. Гендиректор Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуард Уткин отмечает, что у РФ есть что предложить Китаю в премиальном сегменте. Но есть несколько препятствий. На китайский рынок сложно попасть из-за высоких заградительных пошлин. Чтобы вывезти ювелирные изделия из РФ, они должны пройти государственный и таможенный контроль. Длительность и сложность в оформлении разрешений в итоге выливается в проблемы с логистикой и ростом расходов. Если бы не все эти барьеры, то РФ могла бы экспортировать ювелирных изделий на 1 млрд долларов, а не на 100 млн, как сейчас, резюмирует Уткин. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
358
Пекин вытесняет Вашингтон из Южной Америки

Пекин вытесняет Вашингтон из Южной Америки

Владимир Скосырев

Китай решил продемонстрировать, что для Бразилии он не просто инвестор, но и партнер

0
448
Россия показывает Украине и миру свои баллистические возможности

Россия показывает Украине и миру свои баллистические возможности

Владимир Мухин

Пентагон сохраняет бдительность в связи с корректировкой ядерной доктрины РФ

0
896
Китай несется вперед

Китай несется вперед

Олег Мареев

Диаграмма эволюции Поднебесной не пологая, а скачкообразная

0
486

Другие новости