0
4159
Газета Экономика Печатная версия

19.01.2022 20:23:00

Нацпроекты стали напоминать долгострой

Выбор 2022 года – либо резко увеличить госрасходы, либо потерять средства на незавершенном строительстве

Тэги: нацпроекты, строительство, модернизация, инфляция, бюджет, сверхрасходы, госконтракты

On-Line версия. Информация дополнена 15:35 20.01.2022

нацпроекты, строительство, модернизация, инфляция, бюджет, сверхрасходы, госконтракты Удорожание труб ранее уже создавало серьезные проблемы при строительстве водовода в Крыму. Фото с сайта www.roek.ru

В условиях высокой инфляции нацпроекты, предполагающие строительство или реконструкцию различных объектов от транспортной инфраструктуры до школ, могут оказаться под угрозой срыва. И это при том, что проблема незавершенного бюджетного строительства усугублялась и до кризисного скачка цен. В главный финансовый документ страны не были заложены в полной мере допрасходы, связанные с удорожанием, и теперь правительство, судя по всему, пытается залить дыры деньгами, перекачивая их через свой специальный резервный фонд. Появились первые сообщения, позволяющие судить о вероятных масштабах сверхрасходов. Отдельные госконтракты на строительство и реконструкцию могут подорожать за трехлетку более чем на 300 млрд руб. И это только начало.

Сразу после того как в стране был сверстан и принят бюджет на 2022–2024 годы, правительство осознало, что заложенные в него траты из-за инфляции уже разошлись с реальностью. Прежде всего это относится к расходам на нацпроекты – особенно в той части, которая касается госконтрактов на строительство различных объектов и их реконструкцию: школ, инженерных сетей, транспортной инфраструктуры и т.д.

Например, судя по данным Минфина, Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры предполагает выделение из федерального бюджета в этом году около 300 млрд руб. Но с учетом того, что строительство объектов из-за инфляционных скачков уже подорожало на 20–30% (такие данные ранее сообщал президенту вице-премьер Марат Хуснуллин), эта сумма должна быть теперь, похоже, соответствующим образом увеличена – приблизительно до 360–390 млрд руб. Такой пересчет, видимо, требуется по каждому госконтракту, «пострадавшему» от удорожания материалов.

Как говорит юрист Акмаль Пана, вряд ли расходы федерального бюджета на такие нацпроекты и госконтракты в этом году увеличатся более чем на 30%, «так как в соответствии с постановлением от 9 августа 2021 года №1315 цена по госконтрактам может быть увеличена только в пределах этого показателя».

Первый сигнал о готовящихся попытках залить проблему деньгами – сообщения, что правительство планирует выделить за трехлетку на дополнительные инфляционные расходы более 300 млрд руб. из своего резервного фонда (не путать с Фондом национального благосостояния и Резервным фондом, который существовал до 2018 года, см. «НГ» от 26.08.21). Причем речь пока идет лишь о некоторых госконтрактах.

Как сообщает Telegram-канал «Майский указ», «деньги планируется направить на госконтракты по возведению, реконструкции капитальных объектов, цены по которым в условиях возрастающей инфляции логично взмыли вверх; 229,5 млрд выделят на объекты федеральной собственности, а 71,9 млрд – на региональные».

По данным канала, «проект распоряжения правительства с полным перечнем объектов, испытывающих дефицит финансирования, подготовил глава Минстроя Ирек Файзуллин по поручению Марата Хуснуллина».

В пресс-службе Минстроя в ответ на просьбу прокомментировать эту информацию сообщили «НГ» следующее: «На сегодняшний день проект распоряжения правительства РФ находится в разработке и проходит согласование. Комментарии в отношении конкретных сумм и решений до его утверждения преждевременны».

Как пояснили в пресс-службе госкомпании «Автодор», «список объектов не окончательный»: он может быть дополнен объектами, договоры по которым заключались в период с октября по декабрь 2021 года, а также концессионными соглашениями. Ожидается, что сумма удорожания по проектам, которые реализует госкомпания «Автодор», окончательно будет известна в первом квартале 2022 года.

Как сообщал в конце минувшего года Хуснуллин, так как у правительства при формировании бюджета не было еще понимания, какого масштаба будет удорожание, оно не заложило эти допрасходы в лимиты бюджетных обязательств.

«Мы договорились, что деньги на это будут выделены по мере появления экспертиз», – уточнял вице-премьер. По его данным на середину декабря, уже были получены заключения экспертиз по 146 объектам общей стоимостью 375 млрд руб., и тогда удорожание на трехлетку оценивалось примерно в 63 млрд руб.

Судя по его объяснениям, проблема заключалась в том, что «на большие долгосрочные контракты уже не стали выходить ряд крупных подрядчиков».

При том, что проблема незавершенного бюджетного строительства в России усугублялась годами. Как сообщала в 2017 году Счетная палата (СП), объем незавершенного бюджетного строительства оценивался в 2,2 трлн руб. Затем почти о 4 трлн руб. аудиторы сообщили в середине 2021 года – речь шла более чем о 65 тыс. объектов незавершенного строительства, основная доля которого приходилась на региональный бюджетный уровень. Школы, детсады, транспортная, медицинская, коммунальная инфраструктура становились долгостроями или недостроями (см. «НГ» от 21.09.21).

Теперь финансовые власти могут оказаться перед выбором – либо нарастить госрасходы, либо смириться с еще большим разрастанием незавершенного строительства, превращением нацпроектов в убыточные долгострои.

Один из примеров того, что удорожание действительно способно затормозить реализацию проекта, продемонстрировали ранее, в частности, в Крыму. Весной прошлого года подрядчик строительства тракта водоподачи от сброса в Северо-Крымский канал до Феодосии и Керчи допустил срыв кассового плана из-за роста цен на строительные материалы, передавало РИА Новости.

Сообщалось о приостановке строительства линейной части из-за резкого удорожания основного материала трубопроводов из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом. Впрочем, представитель заказчика тогда заверил, что отставание будет ликвидировано.

«Поскольку правительство в курсе данной ситуации, срыва нацпроектов не допустят. В 2021 году было дано разрешение на поднятие стоимости заключенного госконтракта в связи с ростом себестоимости», – комментирует исполнительный директор департамента компании «Универ Капитал» Артем Тузов.

Но, по его словам, помимо административных факторов существуют еще риски для исполнителей госконтрактов: после положительного решения об увеличении стоимости контракта они рискуют столкнуться с дополнительными проверками. «В том числе данные контракты будут проверяться на предмет коррупционной составляющей. И хотя нельзя сказать, что коррупция в России побеждена, плотный надзор правоохранительных органов может побудить чиновников отказывать в увеличении стоимости», – полагает эксперт.

«Так называемая презумпция виновности, под которую сейчас настроены госконтракты, хорошо отсекает недобросовестных исполнителей на спокойном рынке, с низкой инфляцией, но при высокой инфляции, как видно, начинает давать сбои», – отметил он.

При этом, по его оценкам, чтобы сделать контракты выгодными не только государству, но и подрядчикам, понадобится поднимать их стоимость на 15–20%. «Если этого не сделать, государство рискует столкнуться с отсутствием желающих исполнить госконтракты», – добавил Тузов.

Как считает эксперт, возможно, назрело время для реформы системы исполнения госконтрактов: «Подрядчики должны бороться за госконтракты не потому, что государство – надежный плательщик, а потому, что это самые выгодные в стране подряды, если их вовремя и в срок исполнить». 

«Удорожание стройматериалов может привести не только к срыву работ, но и к банкротству компаний, – говорит юрист Акмаль Пана. – Однако вряд ли большинство проектов окажутся под угрозой, так как существуют различные государственные виды поддержки. Поэтому нацпроекты в целом, скорее всего, будут закончены в срок».

Но также эксперт допускает, что «количество незавершенных строек будет расти, хотя и не в каком-то критическом размере, так как стабилизировать ситуацию помогут соответствующие фонды». Тем более, пояснил он, подрядчики в условиях сужающегося рынка захотят удержаться, а для этого также будет необходимо завершение текущих проектов.

Наконец, как пояснили в пресс-службе Счетной палаты, увеличение количества объектов незавершенного строительства, строящихся в плановом порядке и в предусмотренные сроки, не является негативным явлением. «Тревога должна возникать в случае роста количества или вложений в проблемные объекты», – уточнили в СП.

Например, по данным аудиторов, количество «брошенных объектов» (объекты, строительство которых приостановлено либо законсервировано) по итогам 2020 года снизилось в целом почти на 21%, однако объем вложений в «брошенные объекты» увеличился на 0,7% и составил более 250 млрд руб. При этом количество «долгостроя» (объекты, строительство которых ведется более пяти лет) по итогам 2020 года уменьшилось на 33,5%, но объем вложений в «долгострой» увеличился на 5,7% и составил свыше 925 млрд руб.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В нацпроектах технологический суверенитет трансформировался в лидерство

В нацпроектах технологический суверенитет трансформировался в лидерство

Михаил Сергеев

Список индустриальных инициатив сократился в полтора раза

0
1065
В России не выполняется каждый второй госконтракт

В России не выполняется каждый второй госконтракт

Ольга Соловьева

Для большинства конкурсов закупок не находится участников

0
3865
В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
3083
На развитие транспорта потратят триллион рублей

На развитие транспорта потратят триллион рублей

Ольга Соловьева

Дорогие авиабилеты замедляют увеличение пассажиропотока

0
3075

Другие новости