Переходящему с сайта на сайт покупателю может показаться, что у него есть выбор, но это лишь иллюзия. Коллаж НГ-Online
Сколько сайтов нужно успешному интернет-магазину? Вопрос кажется странным, а ответ будто бы лежит на поверхности, а потому многие ответят - «один». Казалось бы: развивай бренд, наращивай обороты, ведь именно так развивались те интернет-магазины, которые добились успеха. Но дикий капитализм в России диктует свои правила и позиционирование в интернете крупного онлайн-магазина «Холодильник.ру» может быть подтверждением этого мнения. У компании, судя по сообщениям СМИ, сейчас крайне непростой период, что волнует и покупателей, и поставщиков, и кредиторов.
Интернет-магазин «Холодильник.ру», судя по открытым даным, связан с целой сетью интернет-сайтов на аналогичную тематику, среди которых примеру, electrolux-shop.ru, liebherr-bt.ru, germany-bt.ru, tehnika.ru, deshevle.ru, bittehnica.ru, tehniks.ru, desevle.ru и множество других. При этом администратором всех их, согласно материалам регистратора доменных имен и хостинг-провайдеров nic.ru, названа организация под названием “OBShchESTVO S OGRANIChENNOJ OTVETSTVENNOSTYu "DVA BEREGA". Эти сайты были зарегистрированы в разное время, однако сложно предположить, что это просто совпадение и все магазины решили работать с одним администратором. При этом сайты производят впечатление разных магазинов, на них размещены разные телефоны и адреса, разные платежные реквизиты. В онлайн-индустрии знают, что такие “онлайн-группировки” интернет-страниц могут использоваться компаниями для манипуляции рынком и запутывания потребителей.
Для чего так делается? Все просто – если у вас есть множество таких сайтов, вы можете определять цены на рынке. В частности, выставив на всех сайтах группировки высокие цены, можно сделать так, что предложение «Холодильник.ру» на фоне таких «конкурентов» будет выглядеть выгоднее и дешевле. Все эти страницы зарегистрированы в сервисах “Яндекса” и при помощи таких манипуляций можно добиться того, что ваш интернет-магазин будет выходить в топ выдачи, например, “Яндекс.маркет”, и на ведущие позиции в поисковой выдаче при поиске по нужным вам словам. Подобными “конкурентами” стараются обзавестись многие интернет-магазины, работающие на рынках с большой конкуренцией. Полазив по 4-5 верхним сайтам клиент обнаруживает “лучшее предложение” на главном сайте группировки и покупает там. Или, если ему не принципиальна цена, покупает чуть дороже на одном из вспомогательных сайтов, но потом получает товар все от все того же продавца.
В “Яндексе” конечно же понимают, что такие действия некоторых компаний по факту – введение в заблуждение потребителей, и потому не раз заявляли, что необходимо бороться с нечистоплотными магазинами всеми силами, обещая банить таких продавцов. Но о том, что такие меры когда-либо применялись к «Холодильник.ру», сообщений в медиа не было.
Специалисты интернет-рынка говорят, что “Яндекс” может закрывать глаза на такие «методы продвижения», если компания закупает много контекстной рекламы, а «Холодильник.ру», если судить по результатам поисковой выдачи и размеру группировки сайтов, вкладывается в нее в больших масштабах. Например, если в поисковой строке ввести «купить холодильник», то в 9 случаях из 10 вы увидите контекстную рекламу, связанную с «Холодильник.ру». Это стоит немало. Может быть, по этой причине “Яндекс” не наказывает своего клиента за фокусы с потребителями?
И если описанные выше манипуляции и попустительство им еще можно понять, то не ясно, по какой причине “Яндекс” закрывает глаза на сообщения некоторых клиентов, которые оставляли негативные отзывы на работу «Холодильник.ру» и пишут, что получили предложение удалить их за вознаграждение в виде бонусных баллов.
Отметим, что по данным СМИ, у “Холодильник.ру”, судя по последним сообщениям в СМИ, сейчас непростые времена. В ночь на 31 декабря 2021 года в возрасте 51 года скончался основатель и владелец онлайн-ретейлера Валерий Ковалев. При этом весной 2021 года, как сообщает ТАСС, в Окружной суд Никосии (Республика Кипр) поступил иск от компаний UCF Invest Limited и UCF Partners Limited в отношении "Эдил-Импорт" (акционер “Холодильник.ру”) о взыскании ущерба в размере 100 млн долл. Генеральный директор ООО "Эдил-Импорт" и близкий друг Ковалева Дмитрий Фомичев утверждал, что никаких реальных оснований для иска не существует и какова судьба дела пока неизвестно, что вызывает тревогу на рынке. “Несмотря на положительные финансовые результаты по итогам 2021 года, компания не вошла в очередной рейтинг Forbes, новые конкуренты в лице Яндекс.Маркета, Сбера и Wildberries наступаю на пятки, а многомиллионное судебное разбирательство грозит подорвать финансовое состояние ритейлера, отмечает “КП”.
Весной основатель онлайн-ретейлера Валерий Ковалев отмечал ТАСС, что не получал иска, и, ситуация выглядит довольно странно до сих пор. Корреспондент “НГ” попытался получить комментарии “Холодильник.ру” по поводу этого важного для компании процесса. Телефон генерального директора “Эдил-Импорта" Дмитрия Фомичева весь день не отвечал, а потом пропал из зоны доступа. Отметим, что на днях он заявил “КП”, что “никаких реальных оснований для иска не существует”. По телефону президента “Холодильник. ру” Юрия Еременко сначала долго отвечал “телефонный ассистент Олег” от “Тинькофф”, а когда трубку все же взял сам топ-менеджер, он рекомендовал задать эти вопросы пресс-службе. Там же “НГ” заявили, что вообще ничего не знают об иске и даже не знакомы с весенним сообщением ТАСС о нем, хотя ранее сообщали “КП”, что в данный момент по этому вопросу просто нет никакой актуальной информации.
Важно отметить, что после смерти Ковалева Совет директоров компании опубликовал официальное письмо, в котором сообщалось, что фирма работает в штатном режиме и продолжит стратегическое развитие, намеченное бывшим генеральным директором. Однако СМИ отмечали скупость официальной информации, которая была воспринята как некое замешательство в руководстве компании. Позиции компании, как можно понять по ее показателям, уже не те, что прежде. В ежегодном отчете агентства Data Insight “Интернет-торговля в России” за 2020 год "Холодильник.ру" занял только 26 строчку, пропустив многих опасных конкурентов, а в список Forbes за тот год компания не попала вовсе. А ведь 10 лет назад она была в числе лидеров среди интернет-магазинов.
Неопределенность нервирует и клиентов, и поставщиков товаров и кредиторов. Если у продавца возникнут серьезные проблемы, первые могут остаться без гарантии на купленное дорогое оборудование, вторым придется позаботиться о возврате продукции, а третьим - о возврате заемных средств. Сам Ковалев несколько лет назад рассказывал, что компания, как и многие другие ритейлеры работает “по схеме отрицательного рабочего капитала”. “Чтобы расширить территорию присутствия, нужно делать заимствования. Обычно, правда, идут не к банкирам или инвесторам, а перекладывают расходы на поставщиков, просят у них большую отсрочку платежа... Фактически они пользуются чужими деньгами, но формально ни у кого не занимают”, - говорил Ковалев и вряд ли схема принципиально поменялась. А если это так, то проблемы у такого крупного игрока могут больно ударить по его партнерам.
комментарии(0)