0
2821
Газета Экономика Интернет-версия

12.01.2022 21:51:00

Мир на пороге череды новых энергетических кризисов, уверены эксперты

Почему ускоренный переход к «зеленой экономике» в Европе провалился

Тэги: энергетика, зеленая энергетика, зеленая экономика, ес, европа, нефть, газ


Хотя цены на газ в Европе снизились, ситуация остается непростой и эксперты уверены, что не за горами новые энергокризисы, которые ударят и по Азии. Причиной этого могли стать непродуманные попытки ускоренными темпами заменить традиционную энергетику зеленой. Кризисы будут повторяться до тех пор, пока в процессе энергоперехода экономический расчет не возобладает над политическими соображениями, которыми пока руководствуются в ЕС.

Сейчас участники рынка обращают внимание на Азию, где специалисты видят признаки нового энергокризиса. Например, Индонезия, крупнейший в мире экспортер энергетического угля, запретила до конца января его отгрузки за границу ради внутреннего рынка.

Экономист Михаил Хазин связывает нестабильность на рынках с тем, что в результате массовой пропаганды «зеленизации» экономики компании стали «недовкладывать» в традиционную энергетику и решили, что нетрадиционные источники могут полностью заменить традиционные. «Выяснилось, что не получается. Потому что то ветер не дует, то еще какая-нибудь, еще какое-нибудь стихийное бедствие, – отметил эксперт. – Проблема в том, что для того, чтобы компенсировать эти выпадающие нетрадиционные мощности, нужно запускать традиционные. А традиционные работают на полную, как бы уже на износ – их тупо нет». Как говорит Хазин, пропагандистскую кампанию «зеленизации» экономики начали до того, как стало точно понятно, сколько денег и какие технологии нужно использовать для перехода к ней. При этом к сегодняшнему дню выяснилось, что для того чтобы полностью заменить традиционные источники возобновляемыми, технологий не хватает. «Более того, выясняется, что для того, чтобы запустить эти нетрадиционные отрасли, нужно добывать металлы всякие (кобальт, свинец), что, кстати, тоже не полезно для природы, нужно понять, что делать с утилизацией. Например, куда утилизировать лопасти ветряков совершенно непонятно, они не перерабатываются в природе. И всё это нерешенные задачи», – говорит Хазин.

При этом организаторы перехода не учли дефицита ресурсов, который возник при таком галопирующем ускорении. Например, литий, который используется в аккумуляторах, за последний год подорожал на 560%, обращает внимание заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

С Миахилом Хазиным согласен доцент Финансового университета при правительстве РФ Леонид Крутаков, который считает, что «зеленый хайп» стал попыткой политического навязывания определенных новых норм поведения в энергетике для всего мира. «Всё, что мы видим пока, что делается в зеленой энергетике, – это новый налог на углеводороды», – говорит эксперт. По его мнению, зеленая энергетика – это миф. «Создавался он чисто как политический проект. Мы не знаем ни одного бизнес-проекта, обоснованного с точки зрения финансов, инвестиций, как это будет происходить. Мы видим только политические декларации и заявления. А результат мы видим сегодня в виде скачков цен», – констатирует аналитик. Он отмечает, что те же ветряки и солнечные батареи нужно периодически менять, а чтобы произвести их, надо колоссальную энергию, которую производят из углеводородов. «То есть это замкнутый цикл, который ничего не дает, кроме финансовых эффектов, создания новых рынков. А что такое новые рынки, мы видели по количеству смягчениц и по тому объему вертолетных денег, которыми накачан мир, и той инфляции, которая сейчас там. США показывают 7% – это их подсчеты. Реальная инфляция там гораздо выше, если брать всю корзину потребления. Поэтому мир на пороге глобального энергетического кризиса», – говорит Крутаков.

По его данным, с 2000 по 2015 год пятерка ведущих компаний мира – ExxonMobil, Shell, BP, Chevron, Total – в четыре раза с 29 до 121 млрд долл., увеличили инвестиции в добычу, при этом их объем добычи упал с 507 до 443, а доля в мировых запасах снизилась с 3,5 до 2,2%. «Совокупный задействованный капитал вырос с 310 до 902 миллиардов, а рентабельность рухнула с 18 до 4, то есть западные компании остались без нефти, – констатирует Крутаков. – В этом смысле власть в углеродной энергетике стала переходить национальным государственным компаниям: китайским («Синопек»), индийским и русским – «Роснефть» и «Газпром». Прошел, происходит переток энергетической власти в мире. А энергия – это двигатель мировой экономики, драйвер. Ничего другого нет, не существует. Поэтому надо было пересмотреть финансовые условия. Отсюда зеленая энергетика».

Александр Фролов уверен, что ускоренные и непродуманные попытки перейти к «зеленой энергетике» связаны с политическими факторами. «С точки зрения Европейского Союза переход, рост доли ветровой и солнечной генерации, был оправдан тем, что, по прогнозам, которые там озвучивались в нулевых годах, предполагалось, что вырастет зависимость Европы от импорта энергоресурсов, в первую очередь от газа. А Европа на тот момент была крупнейшим производителем оборудования для солнечных электростанций и для ветровых электростанций. И там почесали в затылке и решили: а давайте, мы ж очень привлекательный рынок, вот, к нам и так будут везти газ, будут везти нефть, будут соревноваться друг с другом поставщики, толкаться локтями, сбивать цены и предлагать нам очень выгодные предложения. А мы вместе с тем начнем еще и ветрячки ставить, чтобы свою зависимость от внешних факторов снизить», – отмечает заместитель генерального директора Института национальной энергетики.
Фролов констатирует, что в мире сейчас сложилось две модели развития зеленой генерации. «Одна – европейская, которая подразумевает выжигание просто всего и вся. То есть закрыть атомные электростанции, закрыть угольные электростанции, ухудшить экономику газовых электростанций, просто чтобы росли и росли ветровые и солнечные генерирующие мощности. А есть восточная модель, точнее, даже китайская, в рамках которой развивают и «солнце», и «ветер», но в то же время делают ставку и на остальные виды генерации. Развивая их параллельно и улучшая их экономику. Эта модель выглядит более разумной, но европейцам, видимо, знаете, гордость не позволяет поучиться у старших с исторической точки зрения, товарищей», – считает эксперт.

Леонид Крутаков обращает внимание: Международное энергетическое агентство признает, что 80% технологий не хватает для запуска возобновляемой энергетики. «Как Гейтс говорит, днем в полдень солнечная энергия по цене сопоставима с газовой, а ночью она в тысячу раз дороже, потому что солнца нет. И ветер то дует, то не дует. Поэтому без углеводородов, без резервов, максимум, до чего можно довести восстанавливаемую энергетику, я думаю - 30% от общего энергобаланса. Всё остальное будет обеспечивать традиционная энергетика и с этим сделать ничего нельзя даже с экономической точки зрения, потому что вся заменяемая энергетика субсидируемая, как в Европе», – отмечает Крутаков.

Причем, перспективы весьма безрадостные, соглашаются между собой эксперты. «Кризисы будут повторяться до тех пор, пока все эти уроки не будут должным образом выучены», – уверен Фролов.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
520
Кедров нарасхват

Кедров нарасхват

Всю неделю – День поэзии

0
194
Минюст выносит в онлайн адвокатские беседы с обвиняемыми

Минюст выносит в онлайн адвокатские беседы с обвиняемыми

Екатерина Трифонова

Юридическое сообщество сомневается в гарантиях конфиденциальности таких встреч

0
1025
На принудительные работы направят в массовом порядке

На принудительные работы направят в массовом порядке

Иван Родин

В Госдуме появились законопроекты о выделении отдельного вида уголовной репрессии

0
1516

Другие новости