Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил правительству разобраться с протестами из-за двукратного повышения цен на газомотороное топливо. Заявления местных чиновников противоречивы: они объясняют рост цен переходом на биржевую торговлю и отказываются идти навстречу протестующим. Но одновременно объявляют об административном снижении отпускных цен АЗС почти на половину. В действительности Казахстан производит вдвое больше газомоторного топлива, чем требует внутренний рынок. Но власти страны фактически действуют в интересах экспортеров этого топлива.
На площади митинга в городе Актау не менее пяти тысяч человек, сообщается в интернет-группе города Жанаозен, откуда и начались протесты против роста цен на топливо. “Такое количество протестующих местная полиция не в состоянии разогнать. Полицейских в Актау не более 700 человек”, - пишут участники интернет-группы. Из-за массовых протестов казахские власти отключают интернет в городах протестов, говорят участники.
"В городах Актау и Жанаозен были зафиксированы акции, на которых автовладельцы выразили свое несогласие с ростом цен на сжиженный газ. Представители местных исполнительных органов провели разъяснительную беседу с собравшимися, в ходе которой объяснили, что цена на газ регулируется рынком, то есть спросом и предложением”, - сообщают казахские чиновники. По их словам, в протестах участвуют только около двухсот автомобилистов.
Утверждения властей, что “цена на газ регулируется рынком” нужно дополнить тем фактом, что напряженность на внутреннем рынке складывалась почти весь прошлый год. Главная экономическая причина - приоритет интересов вывоза газомоторного топлива из страны.
Казахстан, производя вдвое больше сжиженного углеводородного газа (СУГ), чем потребляет его рынок, не смог в 2021 году справиться с ростом внутреннего спроса на продукт, который продолжает уходить на экспорт, отмечало агентство Reuters в середине декабря. Власти Казахстана пытались привлечь дополнительные ресурсы СУГ на внутренний рынок, но мало преуспели, поскольку международные котировки сжиженного газа росли, превосходя в 3-8 раз внутренние цены в 2021 году, которые частично регулируются правительством.
"Экспорт СУГ выгодней поставок на внутренний рынок, особенно в этом году, когда котировки рванули вверх", - цитирует Reuters одного из трейдеров. Казахстан не может отказаться от экспорта СУГ, так как значительная часть производимого в республике продукта принадлежит иностранным акционерам, которые ориентированы на внешние рынки.
В частности, крупнейший в стране производитель СУГ Тенгизшевройл, принадлежащий американским Chevron (50%), ExxonMobil (25%), российскому “Лукойлу” (5%) и казахстанскому Казмунайгазу (20%), направляет весь продукт на экспорт. И хотя экспорт СУГ из Казахстана за 10 месяцев текущего года снизился на 10%, газа для внутреннего рынка не хватало, отмечает Reuters. Расплачиваться за решение этой проблемы теперь предстоит местному населению.
В Минэнерго Казахстана утверждают, что переход на электронную торговлю позволяет сбалансировать цену на газ на основе спроса и предложения». И это “поможет привлечению инвестиций в создание новых производственных мощностей”. По словам чиновников, «рыночные механизмы положительно влияют на развитие конкуренции”.
Экспорт сжиженного углеводородного газа автотранспортом из Казахстана запрещен до октября 2023 года. Эта мера должна остановить поставки в соседние регионы России и Киргизии, где цены на газомоторное топливо в разы выше, чем в Казахстане.
В понедельник местные власти Казахстана сообщили, что цены на газ по соглашению с владельцами АЗС снизятся со 120 до 85-90 тенге за литр. Протестующие требуют вернуть прежние цены в 50-60 тенге за литр. В России литр газомоторного топлива на АЗС стоит в пересчете более 180 тенге.
комментарии(0)