«Спутник V», предназначенный для других стран, в основном производится вовсе не в РФ. Фото РИА Новости
Экспорт российский вакцины от COVID-19 достиг 1 млрд долл. Об этом можно судить по данным Всемирной торговой организации (ВТО), Международного валютного фонда (МВФ) и Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ). Однако это лишь малая часть от того, что Россия в действительности способна заработать на обеспечении других стран «Спутником V». Ведь львиная доля внешних поставок производится не в РФ, а по специальным соглашениям уже в 14 других странах. И среди них в том числе Китай и Индия, совокупная доля которых в глобальном производстве антиковидных вакцин одна из самых высоких. В итоге выгода РФ от глобального расширения сети по производству «Спутника V» предположительно может оказаться в разы больше.
Россия произвела для внутреннего использования и поставок за рубеж в общей сложности уже около 233 млн доз вакцин от COVID-19. Из них примерно 93 млн доз были отправлены именно на экспорт. Это следует из данных специальной системы отслеживания торговли антиковидными вакцинами, которую запустили специалисты ВТО и МВФ.
Статистика приводится по состоянию на 30 ноября. Судя по пояснениям на портале, в этой системе под дозой понимается одна инъекция вакцины. Это можно перепроверить в том числе с опорой на официальные данные по численности россиян, прошедших полную вакцинацию (две инъекции). Сейчас она составляет более 73 млн человек, что сопоставимо с указанными в системе ВТО и МВФ 140 млн доз, произведенных в РФ для внутреннего использования.
В материалах РФПИ сообщалось, что «Спутник V» зарегистрирован в 71 стране с общим населением более 4 млрд человек, при этом его цена составляет менее 10 долл. за инъекцию, что делает вакцину доступной для всего мира. Если эту стоимость экстраполировать на данные ВТО и МВФ, то получается, что экспорт российской вакцины уже достиг в денежном выражении почти 1 млрд долл.
Как пояснил «НГ» представитель Федеральной таможенной службы (ФТС), в товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза «не выделены отдельные коды для классификации вакцин для людей в соответствии с их наименованиями». «Таким образом, оценить в денежном выражении экспорт российской вакцины от новой коронавирусной инфекции не представляется возможным», – сообщили в ведомстве.
Глава РФПИ Кирилл Дмитриев в начале декабря объявил в интервью «Коммерсанту»: «Наши продажи «Спутника» на экспорт сейчас уже более чем в два раза больше, чем весь годовой экспорт всех российских лекарств». Для сравнения: как ранее сообщали в Национальном рейтинговом агентстве, объем экспорта российских лекарственных средств по итогам 2019 года составлял 524 млн долл., а по итогам 2020-го он оценивался агентством примерно в 600 млн долл.
Эксперты считают оценку российского экспорта вакцины против COVID-19 в 1 млрд долл. правдоподобной, хотя и делают некоторые оговорки. «Если по каким-то сделкам не применялись особые условия (а они, вероятно, все-таки применялись), то да, где-то о такой сумме может идти речь», – отметил гендиректор компании «Универ Сбережения» Виктор Шахурин.
«Пока удельный вес экспортной выручки от поставок вакцины, даже несмотря на высочайшие темпы прироста, может соперничать с экспортом электроэнергии, необработанных лесоматериалов, целлюлозы, ферросплавов, а потенциально может превысить объемы экспорта бензина и калийных удобрений», – перечислила доцент кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольга Лебединская.
То есть до таких статей экспорта, как нефть и газ, зерно или вооружения, вакцинам, при описанной выше оценке стоимости, еще далеко, отметил и Шахурин. «Конечно, вакцина пока что не так востребована за границей, как нефтегазовая отрасль, но в дальнейшем можно ожидать роста ее экспорта», – уточнил первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.
Однако это далеко не вся выгода, которую Россия действительно могла и может в ближайшем будущем получить от обеспечения других стран своей вакциной. Ведь теперь РФПИ готов предоставить своим партнерам однокомпонентную вакцину «Спутник Лайт» и препарат «Спутник М» (для подростков), а не только «Спутник V». Это значит, что заказов станет еще больше.
Глава РФПИ Кирилл Дмитриев подсчитал, что другие страны заказали у РФ 1,2 миллиарда доз «Спутника V». Фото с сайта www.rdif.ru |
И самая важная деталь – основной объем вакцины не будет экспортироваться из России, сообщали в РФПИ. А значит, и в российскую таможенную статистику он тоже попадать не будет.
Кстати, судя по тем пояснениям, которые делаются специалистами ВТО и МВФ по поводу их трекера торговли антиковидными вакцинами, фактически они учитывают пересечение границ при поставках вакцин. А случаи, когда производственные мощности по выпуску вакцин уже расположены в странах назначения, у них относятся к категории «внутренних поставок», а не экспорта. В итоге, по данным этого трекера, сейчас в мире произведено около 10 млрд доз вакцин, но из них лишь 3,7 млрд доз были поставлены из одной страны в другую.
В материалах РФПИ сообщалось, что фонд уже заключил соглашения о производстве «Спутника V» более чем с 20 ведущими производителями в 14 странах, среди которых крупнейшие компании Индии, Китая, Южной Кореи, Аргентины, Мексики и ряда других стран (в том числе стран СНГ).
По данным трекера ВТО и МВФ, например, на Китай и Индию совокупно приходится почти 61% всего производства антиковидных вакцин в мире: на КНР – 45% (4,5 млрд доз), на Индию – около 16% (1,6 млрд доз). Также на эти две страны совокупно приходится почти 43% глобального экспорта антиковидных вакцин: на КНР – около 41% (1,5 млрд доз), на Индию – около 2% (73 млн доз).
И хотя, судя по трекеру, доля отдельно взятой России в глобальном производстве и в глобальном экспорте антикоронавирусных вакцин составляет 2,3 и 2,6% соответственно, однако по соглашению с РФ в странах-лидерах должны выпускаться сотни миллионов доз «Спутника V».
В частности, как сообщал РФПИ, Индия – «ведущий производственный хаб для российской вакцины», фонд заключил соглашения c крупнейшими фармацевтическими производителями Индии «для выпуска более 850 млн доз препарата «Спутник V» в год». Также фонд отчитывался о соглашении по производству в Китае с рядом компаний почти 300 млн доз «Спутника V» в год.
Тем самым помимо экспорта есть и другая статья дохода – «передача технологий по производству вакцины, наладка производств в других странах», говорит Лебединская. И это тоже скорее всего немалый доход. Заказанные другими странами 2,4 млрд инъекций очень грубо можно оценить в 24 млрд долл. Это не реальная стоимость контрактов, а лишь гипотетическая оценка, сделанная для того, чтобы продемонстрировать масштаб возможной выгоды. На самом деле в открытом доступе нет информации о конкретных условиях соглашений и о том, какую сумму отчисляют (и отчисляют ли) страны за право производить для себя и для дальнейшего экспорта «Спутник V».
комментарии(0)