Фото Российского партнерства за сохранение климата
Климатические проекты, которые пытается реализовывать российский бизнес, могут быть эффективным механизмом реализации целей Парижского соглашения, однако для этого необходимо развивать их нормативное регулирование. Эти проблемы обсудили участники круглого стола «Климатические проекты – вспомогательный инструмент или основа для декарбонизации на ближайшее десятилетие?», прошедшего на днях под эгидой Российского партнерства за сохранение климата.
Участники круглого стола попытались понять, насколько эффективны климатические проекты российского бизнеса и что вообще происходит по этой тематике в России и мире, обозначила тему дискуссии директор департамента внешних коммуникаций En+ Group Ольга Санарова. Пока единства во мнениях о том, какое место должны занимать такие проекты в климатической повестке, нет, отметила Ирина Бахтина, директор по устойчивому развитию РУСАЛа: каждый под этим имеет в виду что-то свое.
Заместитель директора Департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Минэкономразвития РФ Антон Цветов рассказал, как на недавно прошедшей в Глазго Конференции ООН по изменению климата (COP26) обсуждалась воплощение в жизнь статьи 6 Парижского соглашения, в которой в общем виде говорится о механизме содействия сокращению выбросов парниковых газов. Весь последний год были ожидания, что на COP26 примут такие решения, которые позволят этой статье заработать, и участникам переговоров пришлось ради этого пойти на существенные компромиссы. Уже можно начинать что-то делать, отметил Антон Цветов, но чтобы согласовать все элементы, нужно еще 2-3 года.
Одна из главных сфер внимания России в вопросе реализации Парижского соглашения – использование поглощающей способности лесов. Начальник управления науки и международного сотрудничества Рослесхоза Владимир Дмитриев рассказал о деятельности специальной рабочей группы, задача которой – в ближайшее время обозначить для бизнеса понятную дорожную карту, как можно воспользоваться инструментами лесных климатических проектов. Прежде всего – в вопросе изменения нормативной базы: «Компании довольно активно предлагают свои подходы. Если раньше был один подход: «Дайте лес – мы с ним что-нибудь сделаем», то сейчас вырабатываются более интересные и гибкие механизмы. Сам по себе лес может быть малоинтересен, но важен результат проекта в виде зачтенных и сокращенных выбросов». Государство, со своей стороны, ставит задачи по охране лесов от пожаров, лесовосстановлению, борьбе с вредителями: Владимир Дмитриев надеется, что объемы лесовосстановления будут доведены до 1 млн га в год, а площадь лесных пожаров будет сокращаться минимум на 0,5 млн га в год.
Руководитель Центра ответственного природопользования Института географии РАН Евгений Шварц подчеркнул необходимость оценивать лесные климатические проекты в углеродных единицах, приведя в пример Канаду: при меньшем количестве лесов у нее больше поглощение углеродных единиц, чем в России. И еще один принципиальный вопрос, по его словам, – национальные стандарты должны быть совместимы и гармонизированы с международными, чтобы они были признаны во всем мире.
Фото Российского партнерства за сохранение климата |
Комплексной регуляторики действительно нет, заметил руководитель департамента по специальным проектам и устойчивому развитию компании «ЕвроХим» Иван Жидких: принят рамочный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов», к нему требуется 15-17 подзаконных актов, но их проекты бизнес оценивает отрицательно. «Коллеги из правительства начали проявлять творчество. Сейчас уже пытаются внести поправки в закон, переопределить, что такое климатический проект, привлекать верификаторов – по сути, прокуроров, – которые будут вести проверки, – заметил он. – Нам нужно комплексно подойти к мерам государственной политики. Речь не о субсидиях и вливаниях, речь о создании нормативных условий для таких проектов, многие из них сейчас не могут быть реализованы по регуляторным соображениям».
Существуют несколько направлений увеличения поглощающей способности российских лесов, каждое из которых добавит к общему объему поглощения от 200 до 400 млн т CO2-эквивалента в год, сообщил руководитель отдела лесов «Гринпис» Алексей Ярошенко: лесоразведение на заброшенных сельхозземлях, сокращение горимости лесов и сохранение диких лесов. «Часто думают так, что вот мы посадим лес и увеличим поглощающую способность. Это ошибка. В подавляющем большинстве случаев классическое лесовосстановление снижает поглощающую способность», – подчеркнул он. А среди самых главных актуальных рисков Алексей Ярошенко выделил два: перспектива полного запрета сельского лесоводства, который лоббирует Минприроды, и ориентация государства на завышенные показатели. Например, когда говорят, что российские леса уже сейчас готовы поглощать 2,5 млрд т СO2-эквивалента – это более чем в два раза превышает целевой показатель стратегии низкоуглеродного развития до 2050 года. Обман рано или поздно вскроется, но время будет упущено, и доверие потеряют все – не только фальсификаторы, но и те, кто пытается добросовестно работать с лесоклиматическими проектами.
комментарии(0)