Фото сайта gorobzor.ru
В России растет популярность дополнительного образования. Сегодня каждый пятый россиянин в трудоспособном возрасте хотя бы раз за год проходил допобучение или курсы повышения квалификации. Основная причина – стремление монетизировать свои новые знания, говорят эксперты. При этом ни граждане, ни работодатели пока не готовы к значительным расходам на допобразование. В среднем новые знания прибавляют к заработной плате работников 8%, что теперь даже не поможет компенсировать инфляцию. Допобучение – не 100-процентная гарантия занятости. Примечательно, что хуже всего трудоустраиваются специалисты по дефицитным IT-направлениям.
Сегодня почти 23% граждан трудоспособного возраста хотя бы раз в течение года проходили обучение по программам формального и дополнительного образования, сообщают исследователи из Высшей школы экономики (ВШЭ).
Доля россиян, получающих допобразование, растет, однако не слишком интенсивно. Для сравнения: в 2016 году дополнительное образование получали 20% россиян трудоспособного возраста. Тем не менее определенные изменения происходят. Эксперты в первую очередь обращают внимание на тот факт, что сегодня все чаще обучаются граждане более зрелого возраста. Сегодня средний возраст наиболее часто обучающихся российских граждан 30–39 лет, тогда как еще в 2010 году это были 20–29-летние, поясняет руководитель Лаборатории непрерывного образования ВШЭ Илья Коршунов.
О спросе на дополнительные знания говорят и специалисты кадровых служб. «Несмотря на высшее образование, 88% соискателей планируют повышать уровень своих знаний и навыков с помощью дополнительного образования (онлайн-курсы, тренинги и т.п.). Особенно в этом заинтересованы представители научно-образовательной сферы (94%)», – рассказывает руководитель службы исследований HeadHunter Мария Игнатова.
Пандемия, локдауны и массовый переход на удаленный режим работы также привели к большему спросу на онлайн-обучение. В совместном исследовании ВШЭ и СберУниверситета отмечается, что еще до пандемии существенными темпами развивались платформы онлайн-образования и массовые открытые онлайн-курсы (MOOC). «В период с 2014 по 2019 год количество курсов на популярных платформах онлайн-образования, например Coursera, edX, Udacity, увеличилось с 1 тыс. до 13,5 тыс. В 2018 году общее число учащихся на онлайн-курсах достигло 81 млн человек. Однако онлайн-форматы не получили широкого распространения у взрослого населения. Так, в 2019 году в России полностью в онлайне реализовывалось только 15% программ повышения квалификации и 17,9 % – переподготовки», – говорится в докладе. Но за время пандемии показатели выросли в два раза. Теперь треть программ повышения квалификации и 27,6% программ переподготовки реализуется онлайн, замечают эксперты. И теперь обучение взрослых более чем наполовину ушло в онлайн, уточнили эксперты ВШЭ.
При этом вузы, по оценкам экспертов, пока слабо включены в гонку допобразования. В 2020 году прошли обучение по программам непрерывного образования 2,27 млн граждан, рассказывает доцент кафедры статистики РЭУ им. Плеханова Ольга Лебединская. Для сравнения: в 2019 году таких обучающихся было 2,1 млн, а в 2018-м – 1,9 млн человек.
Топ-20 компетенций, по которым наблюдается высокий уровень трудоустройства после обучения. Источник: ВШЭ |
В первую очередь россияне хотят получить новые компетенции в IT. «Одни из наиболее популярных направлений онлайн-обучения связаны с программированием, интернет-маркетингом, SMM, веб-дизайном, развитием навыков управления персоналом и продаж», – рассказывает управляющий директор кадровой компании UNITY Феликс Кугел. В топ программ входят курсы по программированию (Python-разработчик), дизайну (графический дизайн), маркетингу (SMM-специалист) и дизайн интерьера, подтверждает Лебединская. При этом, по словам Кугела, не теряют актуальности также языковые курсы, курсы, направленные на развитие навыков публичных выступлений, и др.
Вместе с тем эксперт считает, что именно интерес к переходу в IT-cферу с ее высокими гонорарами и высокой конкуренцией за кадры привел к появлению многочисленных буткемпов (центров интенсивного обучения и тренингов) и онлайн-курсов. «До 30% кандидатов, претендующих на работу в IT, не имеют высшего технического или математического образования», – замечает он.
Интерес к IT-специальностям стабилен, говорит коммерческий директор образовательной платформы Skillbox Артем Казаков. Он отмечает: в среднем каждый квартал количество новых пользователей увеличивается более чем на 20%. А по итогу третьего квартала спрос на курсы в годовом выражении увеличился в два раза, сказал Казаков.
Основная мотивация обучающихся взрослых – получение дополнительных навыков для последующей монетизации этих знаний. «Любые инвестиции в дополнительное образование специалисты хотят монетизировать. Это удается не всем», – признает руководитель центра обучения Kelly Services Наталья Анохина.
По словам Ильи Коршунова, в первую очередь трудоустраиваются те, кто прошел обучение или переквалификацию в таких областях, как преподавание иностранных языков, фармацевтика, страховые услуги. В то же время люди, прошедшие дополнительное образование в таких сферах, как кибербезопасность, архитектура, агрономия и организация экскурсионных услуг, находят работу далеко не всегда, отмечает исследователь.
В среднем же специалисты, прошедшие какие-либо курсы, за год увеличивают свой доход на 8%, сообщил Коршунов. Кратно увеличить свою зарплату в результате обучения способны более высококвалифицированные специалисты.
Однако граждане, похоже, не готовы выкладывать большие суммы за курсы повышения квалификации. По данным портала HeadHunter, каждый четвертый, опрошенный компанией, потратил на обучение в период самоизоляции до 5 тыс. руб., каждый третий – до 15 тыс. руб., 36% – свыше 15 тыс. руб. Готовность тратить на допобразование сильно зависит от доходов работника, говорит Коршунов. Люди с небольшим достатком не готовы тратить на это свыше 5–10 тыс. руб., тогда как руководители готовы отдавать за приобретение новых профессиональных навыков и 100 тыс. руб.
В совместном исследовании GeekBrains и портала Работа.ру сообщалось, что 40% штатных сотрудников компаний готовы тратить на свое допобучение от 50 до 100 тыс. руб. в год. «В то время как 25% респондентов готовы тратить на свое обучение от 30–50 тыс. руб., 14% – от 10–30 тыс.», – следовало из результатов опроса, в котором приняли участие 18 тыс. сотрудников компаний и более 1 тыс. работодателей из всех регионов РФ.
комментарии(0)