Глава Минпромторга Денис Мантуров рассказал об успехах некоторых отраслей промышленности. Фото с сайта Государственной думы РФ
Минпромторг отчитался об успехах обрабатывающих отраслей, которые как будто преодолели коронакризис. Однако далеко не во всех отраслях бизнес чувствует себя уверенно. Под натиском налоговых служб, коронавируса и падения спроса к зиме в России закрылось почти 350 тыс. компаний из разных сфер. С одной стороны, это минимальный показатель за шесть лет. Но с другой, как говорят эксперты, «нарождается» новых компаний тоже все меньше, а проблема неспособности удержаться на плаву становится хронической в том числе в промышленных отраслях, а не только сфере услуг. По оценкам экспертов, многие закрытые сейчас компании уже в 2020 году стали пустышками, а теперь они просто формализовали свою капитуляцию. Кроме того, часть бизнесменов сама закрывает свои юрлица, перепрофилируясь в самозанятые.
В 2021 году рост обрабатывающей промышленности в России составит 5%, сообщил во вторник глава Минпромторга Денис Мантуров на правительственном часе в Госдуме. По словам министра, лидером роста среди отраслей будет сельхозмашиностроение, которое прибавляет в этом году свыше 40%. В фарминдустрии по понятной причине производство увеличилось примерно на 20%. Также рост около 10% министр ожидает в станкостроении, лесопромышленном комплексе, химпроме, гражданских сегментах авиапрома, судостроения и радиоэлектроники. «Невзирая на глобальный дефицит полупроводников, увеличение производства в автопроме по году составит порядка 7%», – сообщил он.
Между тем далеко не во всех этих отраслях бизнес чувствует себя уверенно. Не говоря уже о тех сферах экономики, которые еще больше зависят от спроса и антиковидных ограничений, чем промышленность. Например, судя по данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), если сравнивать третий квартал 2021 года со вторым, то в большинстве отраслей (в строительстве, коммерческих услугах, транспорте, сельском хозяйстве, электроэнергетике) зафиксирован рост числа банкротств. Также аналитики назвали «немного тревожной» ситуацию в машиностроительном комплексе: там «продолжительный рост числа банкротств предыдущих месяцев привел к достижению уровней, которые уже превышают их допандемийное число».
Хотя, как сообщили специалисты международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, количество закрывшихся за 2021 год компаний сократилось в России до минимума за шесть лет. К началу декабря, то есть за 11 месяцев, рынок покинули 345,7 тыс. компаний, их количество сократилось по сравнению с таким же периодом коронакризисного 2020 года примерно на четверть (на 25,9%).
В 2020 году на фоне пандемического кризиса к зиме закрылись 466,23 тыс. компаний, «смертность» бизнеса резко взмыла вверх в середине лета и оставалась на повышенном уровне вплоть до конца года – каждый месяц закрывались по 50 компаний. В 2021 году ликвидация бизнесов, очевидно, пошла на спад и оказалась на минимуме с 2015 года. Минимальной стала и разница между открытыми и ликвидированными предприятиями: в прошлом году количество закрытых бизнесов превысило число открытых на 269,7 тыс., а в 2021 году перевес сократился до 143,4 тыс. (количество новых запущенных бизнесов в этом году выросло незначительно – с 196,6 тыс. до 202,2 тыс.), отмечают аналитики.
Основной причиной закрытий они называют начатую Федеральной налоговой службой еще в 2016 году кампанию по борьбе с фирмами-однодневками. В 2021 году в 62% случаев (214,1 тыс. юридических лиц) они были закрыты из-за недостоверных сведений об учредителе, директоре или адресе регистрации. В 24% случаев (82,68 тыс.) налоговые органы признали фактически недействующими бизнесы, которые в течение года не сдавали налоговую отчетность, а по их счетам в банке не проводились операции. 12% предприятий (42,5 тыс.) были ликвидированы по инициативе самих владельцев, а 2% компаний (6,4 тыс.) обанкротились.
Розница серьезно пострадала от кризиса. Фото PhotoXPress.ru |
До пандемии закрытие бизнеса не было столь критичным, комментирует исследование FinExpertiza член генсовета «Деловой России» Алексей Мостовщиков. «Столь низкие цифры сейчас – следствие массового закрытия индивидуальных предпринимателей (ИП) и части бизнеса в первую волну пандемии. Если со вторым все понятно, то закрытие части ИП связано с изменением статуса на самозанятых – в этом году было рекордное количество получения этого статуса», – сказал он «НГ». Количество самозанятых в России достигло 3,5 млн человек, что в два раза больше, чем в начале 2021 года, сообщала ФНС в конце ноября. Около 60% всех самозанятых – это молодые люди до 35 лет, отметил во вторник на заседании комитета по малому и среднему предпринимательству (МСП) Госдумы глава Минэкономразвития Максим Решетников.
«На мой взгляд, изменение масштабности бизнеса будет во многом зависеть от сферы деятельности, – пояснил Мостовщиков. – Если говорить в целом, то наблюдается измельчание бизнеса, опять же, это связано с получением нового статуса. Однозначную оценку этому дать трудно. С одной стороны, изменение статуса и измельчание бизнеса помогают предпринимателям снижать налоговые и другие финансовые издержки. С другой стороны, если брать во внимание положение субъектов МСП, изменение статуса и снижение издержек могут быть единственным способом сохранить бизнес». Хотя это же изменение статуса может негативно отразиться на возможности нанимать сотрудников.
«Пандемия играет большую роль в экономике страны, так как она длится уже почти два года, и весь бизнес, который был слабым и не принимал антикризисных мер, в 2020 году не справился, – сказал «НГ» первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. – Показатели (закрытия бизнесов. – «НГ») в 2021 году сложились благодаря такому фактору, как снижение конкуренции. В настоящее время ограничения, связанные с коронавирусом, в большинстве случаев может выдержать лишь сильная компания, которая способна перейти в онлайн-формат, чтобы понести минимальные потери».
С 2017 года наблюдается устойчивая тенденция к сокращению предпринимательской активности, прежде всего из-за падения уровня жизни россиян, на которое накладывается увеличение налоговой и административной нагрузки на бизнес, сказал «НГ» старший аналитик компании Esperio Антон Быков. Он уточнил, что сокращается также количество открываемых предприятий.
По данным, которые привел Быков, количество открываемых предприятий сократилось с 359 тыс. в 2017 году до 202 тыс. по состоянию на ноябрь в 2021 года. А число закрытых предприятий снизилось с 622 тыс. в 2018 году до примерно 346 тыс. по состоянию на конец ноября в 2021 года.
По мнению эксперта, причина низкой «смертности» бизнеса сейчас заключается в «слишком эффективной» работе ФНС, которая в 2016 году объявила о масштабной борьбе с фирмами-однодневками и зачистила «поляну» настолько, что ежегодный объем закрываемых предприятий сократился почти на 50%. Ведь падение «смертности» бизнеса в России сопровождалось в целом и сокращением «рождаемости» новых предприятий.
Между тем, как сообщил во вторник Максим Решетников, количество занятых в малом и среднем бизнесе в России превысило 25,2 млн человек, в том числе 18,8 млн наемных работников. И по состоянию на декабрь 2021 года в едином реестре субъектов МСП содержатся сведения о 952 тыс. вновь созданных предприятий, что на 20% выше значения прошлого года, отметил министр.
комментарии(0)