Глава Минэкономразвития Максим Решетников следит за всеми инфляционными факторами, в том числе за турами в Турцию. Фото РИА Новости
Товары повседневного спроса подорожали на 17% к уровню прошлого года, показывает анализ стоимости покупок. По данным социологов, потребители все чаще фиксируют заметное удорожание рыбы, хлеба, молока, мяса. Граждане считают, что 2022-й не даст им отдышаться. Отправляясь в магазины, люди не только наверстывают упущенное, но и готовятся к новым потрясениям. Среди них – и перспектива внедрения QR-кодов в ряде магазинов. Ее тоже стоило бы рассматривать как проинфляционный фактор, способный подстегивать спрос «на опережение». А после внедрения коды могут оказаться фактором перетока потребителей.
Рост цен на товары повседневного спроса продолжается, сообщили в понедельник в исследовательском холдинге «Ромир». В ноябре он составил в годовом выражении 17%. Эксперты проанализировали данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные при помощи спецпанели домохозяйств. Учитываются наиболее распространенные товары, отобрано около 200 наименований. Как пояснили в холдинге, одна из причин высокой инфляции в годовой динамике – эффект «низкой базы».
Выявленный холдингом показатель вдвое выше, чем официальный. По Росстату, потребительская инфляция в ноябре составила 8,4% в годовом выражении. А на середину декабря она, как сообщило Минэкономразвития, была 8,1%. И если в ноябре ускорение инфляции объяснялось подорожанием, в частности, поездок в Турцию (см. «НГ» от 01.12.21), то теперь ведомство Максима Решетникова сообщает об их удешевлении.
Между тем, по данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), сейчас увеличивается доля граждан, фиксирующих заметный рост цен на рыбу (на это указывают 43% из 3 тыс. опрошенных – максимум за 2021-й), на хлеб (45% – максимум), на молоко и молочную продукцию (49% – максимум), на мясо и птицу (57% – максимум).
Разогревается ситуация и вокруг непродовольственных товаров. «В большинстве регионов в ноябре ускорился рост цен на непродовольственные товары, в основном за счет подорожания моторного топлива и легковых автомобилей, – сообщил в понедельник Центробанк (ЦБ). – Быстрее, чем месяцем ранее, дорожали услуги».
Некоторые ретейлеры фиксируют сейчас существенный по сравнению с прошлым годом всплеск спроса на электронику и бытовую технику. Как показало исследование, проведенное совместно онлайн-ретейлером Lamoda и экспертами ЮKassa, продажи бытовой техники и электроники в канун Нового года выросли примерно в два раза по сравнению с объемами продаж за аналогичный период прошлого года, передает «Прайм». Помимо этого продажи одежды и обуви сейчас выросли в 1,7 раза по сравнению с прошлогодними значениями, косметики – в полтора раза.
И в следующем году многие россияне, судя по опросам, не ждут инфляционной передышки. Треть (34%) из 1 тыс. опрошенных ожидают по итогам 2022 года инфляцию выше 10%, сообщается в исследовании банка «Открытие» и компании «Росгосстрах». Еще 29% полагают, что в следующем году рост цен будет сопоставим с нынешним и уложится в диапазоне 8–10%.
Лишь 7% респондентов ожидают инфляцию на уровне 6–7%. И только 3% полагает, что она может составить 5% и меньше. Остальные же, а это каждый четвертый, в принципе затруднились дать прогноз роста цен в 2022 году.
Как при этом ранее сообщал ЦБ со ссылкой на опросы ФОМа, медианная оценка ожидаемой населением в ближайшие 12 месяцев инфляции составила 13,5%. Медиана – значение, выше и ниже которого назвали ровно половина респондентов. «В декабре инфляционные ожидания населения вновь повысились и обновили максимум за пять лет», – сообщил затем ЦБ по итогам заседания совета директоров, посвященного ключевой ставке (см. об этом «НГ» от 19.12.21).
И если мы говорим о всплесках спроса и даже ажиотажа, то, возможно, как один из временных проинфляционных факторов стоило бы теперь рассматривать в том числе перспективу внедрения в стране QR-кодов для посещения общественных мест.
На прошлой неделе Госдума приняла в первом чтении соответствующий законопроект. Согласно нему, как пояснили в ГД, граждане смогут посещать места проведения массовых мероприятий, культурные учреждения, объекты общественного питания и розничной торговли с предъявлением QR-кода о прививке, либо документа, подтверждающего, что человек переболел коронавирусом, либо медицинского отвода от вакцинации. Норма, как ожидается, начнет действовать 1 февраля 2022 года и будет актуальна как минимум до 1 июня 2022-го.
В пресс-службе кабмина уточняли, что требования не распространяются на аптеки, продуктовые магазины и организации, торгующие товарами первой необходимости. Тем самым под ограничения подпадут торговые центры с непродовольственными товарами не первой необходимости.
Перспективу внедрения QR-кодов в общественных местах, включая непродовольственную розницу, можно рассматривать как проинфляционный фактор, подтвердил аналитик компании «Фридом Финанс» Александр Осин. Но уточнил, что только в краткосрочном периоде. А в средне- и долгосрочной перспективе, как считает эксперт, введение QR-кодов уже, наоборот, может стать «одним из вариантов сдерживания спроса и инвестиций».
«Конечно, сам факт введения подобных ограничений подогревает ажиотажный спрос», – говорит персональный брокер «БКС Мир инвестиций» Михаил Селезнев. Но, по его словам, не это ключевой фактор для разгона инфляции.
«Безусловно, некоторое количество граждан ожидают ужесточения ограничений, что влияет на их покупательское поведение. Однако не стоит преувеличивать влияние данного фактора», – согласился и академический руководитель образовательной программы в Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ Александр Лебедев. Более того, как предположил эксперт, не исключено, что на местах к выполнению распоряжения могут подойти и вовсе спустя рукава.
Как пояснила директор проектов ФОМа Людмила Преснякова, финансовое поведение россиян определяют финансовые факторы, а решения о покупках все-таки в большей степени принимаются под влиянием инфляции – «люди видят, что цены растут, и стремятся купить на опережение».
Директор по стратегии компании «Финам» Ярослав Кабаков уточнил, что напрямую проинфляционным фактором такие инициативы, как введение QR-кодов, не являются. Хотя ограничения могут сказываться на самом бизнесе: «Вполне вероятно, что розничные магазины будут закладывать в свои планы снижение спроса в случае введения QR-кодов, в том числе – дополнительные издержки в цену товара».
При этом эксперты отметили, что уже после введения QR-кодов можно ожидать перетока потребителей. «Онлайн-торговля оказалась одним из главных бенефициаров пандемии. И любые новые ограничения – будь то локдауны или QR-коды – окажутся в пользу онлайна», – пояснила Преснякова.
По крайней мере в крупных городах, где доставка из онлайн-магазинов хорошо развита и покупатели привыкли к новому сервису, дополнительные ограничения в офлайне неминуемо приведут к перетоку спроса, говорит Лебедев. «Большинство офлайн-магазинов предусматривают возможность онлайн-заказа с курьерской доставкой. Соответственно, никакой особой проблемы приобрести, например, ту же технику у потребителей сейчас нет», – добавил первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.
Другое дело, что на фоне высокой инфляции и низкого роста доходов населения спрос на товары длительного пользования скорее всего будет ограниченным. «Естественно, в случае введения QR-кодов какая-то часть перейдет в онлайн, но это не будет критической массой, которая сможет изменить структуру потребительского поведения», – отмечает управляющий партнер KCG Анастасия Кучерена.
Хотя, как напоминает управляющий партнер коммуникационного агентства Svoboda Марк Шерман, пандемия уже сформировала привычку к онлайн-услугам, поэтому даже независимо от принятия законопроекта о QR-кодах онлайн-сегмент будет расти и развиваться и будут появляться новые способы подхода к потребителям в интернете.
«Если посмотреть на динамику изменений объемов продаж в интернет-торговле, мы можем действительно увидеть, что ограничительные меры напрямую влияют на увеличение спроса, поскольку интернет в разные месяцы 2020 и 2021 годов становился единственным каналом продаж для непродовольственной отрасли торговли», – сообщил президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов.
А что же будет с ценами именно в онлайне – с учетом перетока спроса? «Мы не ожидаем повышения цен в связи с введением QR-кодов», – сказал Соколов. По его словам, «эти процессы никак между собой не связаны».
комментарии(0)