0
4372
Газета Экономика Печатная версия

19.12.2021 20:18:00

Потери России от энергоперехода оценили в 10 триллионов рублей

Квоты на продовольствие и топливо неизбежны

Тэги: зелеая экономика, энергопереход, квоты, продовольствие, топливо


зелеая экономика, энергопереход, квоты, продовольствие, топливо Иллюстрация pixabay.com

Россия обладает огромными преимуществами в связи с мировым энергопереходом, уверены российские власти. Однако российский бизнес и ученые предупреждают о беспрецедентных потерях на пути к зеленому будущему. Для россиян неизбежными станут лимиты на потребление еды, топлива и путешествия. Потребуются также более 500 трлн руб. инвестиций в создание альтернативной экономики. Правда, российские власти ориентируются на в пять раз меньшую сумму вложений в декарбонизацию до 2050 года.

Крупный бизнес не должен откладывать решение экологических проблем, сообщил президент Владимир Путин в пятницу. По его словам, у властей нет цели душить экономику и промышленность ради решения экологических задач, но следует исходить «из чувства ответственности за будущее поколение с точки зрения сохранения климата».

У РФ есть серьезные конкурентные преимущества в климатической сфере, уверен президент. Российский рынок торговли карбоновыми единицами он оценил в 50 млрд долл. Основными конкурентными преимуществами, по его мнению, являются гидроэнергетика и атомная генерация, а также поглощающие способности российских лесов.

Достижение Россией углеродной нейтральности к 2060 году российский лидер также считает абсолютно реалистичной целью. «До 2050 года у нас сейчас стратегия (низкоуглеродного развития. – «НГ»), к 2060 году, как вы знаете, мы планируем достичь углеродной нейтральности. Это все абсолютно реалистичные планы, создающие дополнительные возможности для бизнеса», – подчеркнул Путин на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).

В качестве примера он привел пилотный эксперимент на Сахалине, где власти стремятся добиться углеродной нейтральности к 2025 году. Путин заметил, что такой эксперимент – хороший опыт.

Но большой российский бизнес, похоже, пока к подобным экспериментам не очень готов. В РСПП на той же встрече с президентом заявили, что считают преждевременным расширение сахалинского эксперимента по торговле углеродными единицами на другие регионы. «Почему мы так считаем? У нас же нет задачи (достичь) углеродной нейтральности какой-то области. У нас есть задача углеродной нейтральности всей России, и соответственно нужно время, чтобы понять результаты эксперимента и определить те природные или климатические зоны, в которых этот эксперимент должен дальше развиваться и продолжаться», – сказал член правления РСПП Игорь Нечаев. По его мнению, Россия может добиваться сокращения выбросов парниковых газов «минимальной ценой для страны и для российской экономики». Нечаев не уверен, что в РФ нужно копировать введение углеродных платежей или квотирования, которые применяются в ЕС.

279-4-3-650.jpg
Необходимые инвестиции в декарбонизацию до нуля
к 2060 году.  Источник: ВТБ Капитал
В январе этого года правительство РФ утвердило «дорожную карту» по реализации эксперимента на территории Сахалинской области. В регионе будут введены квоты на выбросы парниковых газов для предприятий. А плату за их превышение введут в 2025 году. Будет организована торговля углеродными единицами, которые можно будет засчитывать в снижение углеродного следа своей продукции на отечественном и международном рынке.

В 2021 году в Сахалинской области была проведена инвентаризация эмиссии парниковых газов. Текущие выбросы оценили в 12,3 млн т углеродного эквивалента. Природное поглощение, по оценкам, составило около 11,1 млн т. Для достижения углеродной нейтральности региона нужно сократить разницу в 1,2 млн т между эмиссией и поглощением.

Примечательно также, что на фоне разговоров о плюсах энергоперехода спрос на традиционные источники энергии по-прежнему растет. Международное энергетическое агентство (МЭА) ожидает, что в следующем году спрос на уголь превысит исторический максимум. А рост мирового производства электроэнергии на угле в 2021 году может достигнуть 9%. Как уточняют в МЭА, конкурентоспособность угольной электроэнергии также усилилась за счет роста цен на природный газ.

Что же касается энергоперехода, то его обоснование вызывает много принципиальных вопросов, полагают эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП).

Принуждение к искусственной декорбанизации на имеющихся мощностях будет чревато мировым кризисом, считает замгендиректора ЦМАКП Владимир Сальников. Альтернативные источники энергии – ветер и солнце – не могут использоваться постоянно, а хороших решений для запасания энергии до сих пор нет, продолжает руководитель ЦМАКП Дмитрий Белоусов. Он считает неизбежным квотирования потребления еды, топлива и поездок ради ограничений выбросов.

Для выхода на углеродную нейтральность потребуются немалые вложения, предупреждает начальник управления анализа ВТБ Капитал Владимир Скляр. Только транспортный сектор потребует инвестиций в 145 трлн руб. Правительственные прогнозы при этом предполагают куда меньший объем расходов. Так, Минэкономразвития ожидает, что всего до 2050 года в декарбонизацию будет инвестировано менее 90 трлн руб. А только в транспортный сектор – менее 3 трлн.

Эксперты из компании FBK Grant Thornton ранее подсчитали, что потери российской экономики из-за недополученного экспорта от энергоперехода составят более 227 млрд долл. за 2025–2035 годы. «Общая величина потерь российской экономики от энергоперехода за 2025–2035 годы составит более 10 трлн руб.», – считают аналитики компании.

Главный советник гендиректора Российского энергетического агентства Минэнерго Владимир Дребенцов отмечает, что при энергопереходе в случае достижения углеродной нейтральности счета за электроэнергию снизятся со средних 3,2 тыс. долл. до 2,4 тыс. долл. к 2050 году. Однако в развивающихся странах и в государствах с формирующимся рынком расходы домохозяйств на электроэнергию могут вырасти на 80% (с 500 долл. до почти 1 тыс. долл.) из-за быстрого роста числа владельцев бытовой техники и транспортных средств. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Концепцию развития рынка газомоторного топлива в РФ планируют принять до конца 2024 года

Концепцию развития рынка газомоторного топлива в РФ планируют принять до конца 2024 года

0
2032
Росатом делает ядерное топливо "толерантным"

Росатом делает ядерное топливо "толерантным"

Владимир Полканов

Разработки госкорпорации выведут безопасность АЭС на еще более высокий уровень

0
3772
Сложности отечественного энергоперехода

Сложности отечественного энергоперехода

Кирилл Астахов

Как реализовать потенциал возобновляемой электрогенерации

0
23596
Особый путь энергоперехода в России

Особый путь энергоперехода в России

Глеб Тукалин

Гидроэнергетика, газификация, новые технологии переработки угля могут быть драйверами масштабных изменений в энергетике

0
2860

Другие новости