Фото с сайта rosatom.ru
Госкорпорация Росатом, ответственная за функционирование и развитие Северного морского пути (СМП), сообщила о рекордном объеме перевозок грузов в арктической акватории. При целевом показателе на этот год в 32 млн т он уже сейчас, до истечения срока, составляет 33,5 млн – а по итогам года может превысить 34 млн т. Данные о грузопотоках предоставлены Штабом морских операций ФГУП «Атомфлот» (входит в госкорпорацию Росатом) и ФГБУ «Администрация СМП», подведомственного Росморречфлоту Министерства транспорта Российской Федерации.
По состоянию на 17 декабря 2021 года объем перевозок грузов в акватории Северного морского пути (СМП) превысил 33,5 млн т, сообщили в Росатоме. «Мы ожидаем, что в 2021 году грузооборот по Северному морскому пути превысит 34 млн т», – рассказал заместитель директора дирекции СМП госкорпорации Росатом Максим Кулинко. Он отметил, что транзит по СМП превысил 2 млн т. В 2020 году он составлял около 1,3 млн т.
В 2020 году грузооборот по СМП составил 32,97 млн т. Раньше показатели были куда скромнее. Так, в 2016 году объем грузоперевозок по Северному морскому пути составил всего 7,5 млн т. Но именно тогда впервые были превышены результаты, достигнутые в СССР: в 1987 году по СМП было перевезено 6,5 млн т грузов. Таким образом, нынешний показатель более чем в пять раз превышает советский рекорд – а год еще не закончился.
По данным Росатома, основу грузопотока создали нефтегазовые инвестиционные проекты: нефть и нефтепродукты – 7,7 млн т, сжиженный природный газ (СПГ) и газоконденсат – 19,6 млн т. Угля было перевезено 221,5 тыс. т, рудоконцентрата – 47,7 тыс. т. А другие грузы в общем грузопотоке составили более 4 млн т.
В соответствии с паспортом федерального проекта «Развитие Северного морского пути» до конца 2021 года необходимо было достигнуть целевой показатель 32 млн т. Куратором федерального проекта «Северный морской путь» является Росатом. В 2018 году был принят федеральный закон, наделяющий ее полномочиями в сфере развития и функционирования СМП. Управление Северным морским путем строится на принципе «двух ключей» – за нормативное регулирование отвечает Минтранс России, а за коммерческие и хозяйственные функции – госкорпорация Росатом.
Цель федерального проекта «Развитие Северного морского пути» – создание инфраструктуры, способствующей увеличению грузопотока до 80 млн т в 2024 году и 110 млн т к 2030 году. Кроме того, планируется увеличение суммарной мощности морских портов до 110 и 115 млн т в 2024 и 2030 годах соответственно. Проект входит в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, разработанный в соответствии с указом президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
В соответствии с этими документами Росатом продолжает создавать инфраструктуру, необходимую для расширения востребованности Северного морского пути. Так, на днях стало известно, что дирекция Севморпути Росатома завершила разработку концепции и приступила к созданию Единой платформы цифровых сервисов, предоставляемых в акватории СМП (ЕПЦС СМП). Концепция предусматривает интеграцию различных цифровых продуктов и баз данных, направленных на обеспечение безопасности судоходства и диспетчеризацию флота в акватории СМП. Она предполагает обслуживание до 1,5 тыс. уникальных пользователей, которым будут предоставлены 27 цифровых сервисов, выделенных в девять блоков: безопасность мореплавания, управление судоходством, навигационно-гидрографического обеспечение, гидрометеорологическое обеспечение и ледовая обстановка, аналитическая информация по безопасности и др. Планируется создание «единого окна» для удобства пользователей.
комментарии(0)