Глава ЦБ Эльвира Набиуллина надеялась подключить к системе передачи финансовых сообщений как можно больше зарубежных партнеров. Фото РИА Новости
Россия снизила до нового минимума вложения в госдолг США – до 3,7 млрд долл. Это почти в 30 раз меньше, чем было до очередного витка ужесточения антироссийских санкций в 2018 году. Одновременно с этим пока в адрес РФ звучат все новые угрозы отключить страну от международной системы SWIFT, российский и китайский лидеры договариваются о создании независимой финансовой инфраструктуры для обслуживания взаимных торговых операций, на которую не смогут влиять третьи страны. Опрошенные «НГ» эксперты считают, что отечественный аналог SWIFT на внешнем рынке привлекает далеко не всех, и эта система снимает для страны лишь часть проблем, которые могут возникнуть при сценарии радикального ужесточения санкций.
Депутаты Европейского парламента в проекте резолюции по ситуации на границе Украины призвали Евросоюз в случае некоей «агрессии России на Украине» подготовиться к оперативному введению против РФ новых «суровых экономических и финансовых санкций в тесной координации с США и странами НАТО».
Среди мер упоминается в том числе такое уже давно неоригинальное предложение, как отключение РФ от системы SWIFT, которое, по версии евродепутатов, «повлечет за собой исключение российских компаний с международного финансового рынка».
Хотя буквально накануне агентство Bloomberg сообщило, что крупнейшие страны ЕС выступают против стремления быстро разработать новые «болезненные экономические меры» против России вместо того, чтобы нацелиться на переговоры с Москвой.
Одновременно с этим Россия продолжает обновлять минимумы по своим вложениям в ценные бумаги США. Минфин США обнародовал новые данные о том, кто и в каком объеме владеет американским госдолгом. Ведомство публикует статистику с временным лагом, поэтому сейчас она касается октября.
Из статистической сводки следует, что теперь совокупный портфель РФ, включающий как долгосрочные облигации, так и краткосрочные (их доля преобладает), составляет около 3,7 млрд долл. против примерно 3,9 млрд долл. месяцем ранее.
Для сравнения: примерно столько же сейчас в портфеле и у Австрии, но с перевесом долгосрочных облигаций. А до очередного витка ужесточения санкций (например, в отдельные месяцы 2017 года) вложения России в госдолг США превышали 100 млрд долл. Затем РФ начала сбрасывать эти бумаги. Сейчас главные инвесторы в госдолг США – Япония с портфелем в размере 1,3 трлн долл. и Китай: чуть меньше 1,1 трлн долл.
Кроме того, лидеры России и Китая, судя по всему, уже обсуждают создание независимой финансовой инфраструктуры для обслуживания взаимных торговых операций, на которую не смогут влиять третьи страны. Об этом сообщил помощник президента РФ Юрий Ушаков по итогам переговоров Владимира Путина и Си Цзиньпина.
Также он сообщил, что лидеры двух стран выступили за увеличение доли национальных валют во взаимных расчетах, за расширение сотрудничества по обеспечению доступа российских и китайских инвесторов и эмитентов на фондовом рынке друг друга.
До тех пор, пока SWIFT работает, основные транзакции будут идти через него. Фото Reuters |
Как могла бы выглядеть обсуждаемая независимая система расчетов двух стран? Еще несколько лет назад председатель комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков пояснял, что «одним из вариантов может стать создание шлюзов между российским и китайским аналогами SWIFT».
«В России это Система передачи финансовых сообщений (СПФС), в КНР – Китайская международная платежная система (CIPS)», – пояснил исполнительный директор департамента компании «Универ Капитал» Артем Тузов.
«Теоретически может быть совместное предприятие, представляющее платежную систему, которая будет принимать платежи за экспортные и импортные поставки из обеих стран друг другу в рублях и юанях, – предположила, в свою очередь, замруководителя центра «Альпари» Наталья Мильчакова. – Возможно, что будут приниматься платежи и в других национальных валютах, если к этой системе в будущем подключатся страны, например, из БРИКС или Евразийского экономического союза (ЕАЭС)».
Ранее глава ЦБ Эльвира Набиуллина уже сообщала, что у России есть аналог SWIFT, который при необходимости может полностью заменить международную систему, а также привлечь зарубежных партнеров.
Российская альтернатива SWIFT – СПФС – «уже имеет большее число пользователей в России, чем сама система SWIFT», напомнила Мильчакова. «Поэтому даже в маловероятном случае отключения России от SWIFT для платежей внутри РФ это не будет иметь значения – все банки и так работают через СПФС», – пояснила она.
Но при осуществлении платежей за границу, особенно в расчетах за экспортные и импортные поставки, слабые места у российского аналога, по мнению Мильчаковой, «конечно, есть». «СПФС должна будет проводить такие платежи только через иностранные банки-корреспонденты», – говорит эксперт. Хотя это не обязательно могут быть именно европейские банки. Как считает Тузов, «слабое место СПФС в том, что к системе подключено пока мало иностранных банков».
Еще несколько лет назад заявлялось о переговорах с Китаем, Ираном и Турцией о подключении к этой системе. Но пока что Центробанк отчитывается, что к СПФС подключены 33 нерезидента из Белоруссии, Германии, Швейцарии, Армении, Казахстана, Кубы, Молдовы, Киргизии и Таджикистана. «Из списка стран можно сделать вывод, что без политической воли этот процесс будет двигаться медленно», – предположил Тузов.
«Пока СПФС уступает SWIFT по числу и пользователей, и операций. Не сильная сторона СПФС – скорость передачи сообщений, что критично для бизнеса, – отметила доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Елена Воронкова. – Отсутствие среди пользователей крупных иностранных игроков также влияет на ее недостаточно высокую привлекательность». В итоге до тех пор, пока SWIFT работает, «основные транзакции будут идти через него», резюмировал Тузов.
«Вероятнее всего альтернативу SWIFT на российском рынке смогут обеспечить нетрадиционные платежные решения, среди которых внедрение цифрового рубля – конечно, при условии наличия адекватных шагов на зарубежных рынках», – добавила Воронкова.
Высказались эксперты и об опыте Ирана. «Ему пришлось непросто после отключения от SWIFT, так как у него своей альтернативной платежной системы на момент отключения еще не было. Однако на помощь пришел Евросоюз, который создал вместе с Ираном систему для взаимных платежей и расчетов, через которую проводятся платежи в евро», – уточнила Мильчакова.
«Иран – один из экономических лидеров в своем регионе. Разумеется, отключение от SWIFT затруднило прямые расчеты с иранскими компаниями. Но ничего не мешает им открывать счета в иностранных банках, не присоединившихся к санкциям против Ирана, и принимать платежи в них, – пояснил Тузов. – Отправка переводов в Иран полученными денежными средствами тоже возможна, хоть и затруднена».
В целом SWIFT – это еще и инструмент контроля финансовых транзакций, и отключение стран от него, как считает эксперт, только затрудняет такой контроль.
комментарии(0)