Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев продолжит работать над ценовой доступностнью продовольственных товаров. Фото с сайта Государственной думы РФ
Несмотря на все проблемы, Россия в этом году по ряду ключевых позиций смогла нарастить или хотя бы не снизить урожай и производство пищевой продукции. Это следует из отчета Минсельхоза перед депутатами. Но ни успехи отрасли, которая существует в тепличных условиях импортозамещения, ни попытки правительства теперь ограничить тот экспорт, который еще недавно оно всячески приветствовало, не помогли уберечь внутренний рынок от чрезмерного роста цен. По некоторым позициям рост в годовом выражении не просто двузначный, он уже идет в разы – как, например, в случае с совершенно не экзотическими капустой, свеклой, картофелем. Теперь по некоторым товарным категориям правительство вынуждено импорт даже стимулировать.
Даже в непростой текущей ситуации аграрная отрасль страны «демонстрирует стабильные результаты», сообщил в ходе правительственного часа в Госдуме глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев.
С одной стороны, как следует из презентации министра, производство сельхозпродукции в этом году снизится на 2% (сообщает Интерфакс).
С другой – «полученный урожай по основным позициям превышает запланированные в госпрограмме показатели».
«Объем зерновых в чистом весе превысит 123 млн т, из них около 76 млн т – пшеницы. Это полностью обеспечивает внутренние потребности и экспортные возможности нашей страны», – сообщил Патрушев. Также будет получено 23 млн т масличных, более 40 млн т сахарной свеклы, около 7 млн т овощей. «Все эти показатели выше уровня 2020 года, – обратил внимание министр. – Урожай картофеля в организованном секторе превысит 6,7 млн т. Помимо этого обновим рекорд по сбору плодов и ягод».
Производство молока планируется в объеме 32,3 млн т, что на 110 тыс. т больше, чем было в 2020 году. Производство скота и птицы, по словам Патрушева, немного, но все же вырастет и составит около 15,7 млн т.
«В частности, по говядине рассчитываем на прирост в 1,5%, в птицеводстве ожидаем выход на показатели прошлого года, – отметил Патрушев. – В свиноводстве восстановление объемов прогнозируется в первом полугодии 2022-го».
Пищевая и перерабатывающая промышленность за 10 месяцев 2021 года показала рост примерно на 2%. «Отмечаем рост производства сыров, круп, мясных полуфабрикатов, колбасных, хлебобулочных, кондитерских изделий и плодоовощных консервов», – перечислил министр.
Также он сообщил, что рыбохозяйственный комплекс в 2021 году демонстрирует положительные результаты: «Объем добычи водных биоресурсов составит 5 млн т, аквакультуры – 386 тыс. т. Все это больше, чем годом ранее».
Такие объемы продукции агропромышленного комплекса «позволяют нам полноценно покрывать внутренние потребности», уверил министр. По большинству позиций индикаторы Доктрины продовольственной безопасности выполнены или перевыполнены. «Работаем по категориям, где показатель самообеспеченности на данный момент не достигнут. Это молоко, картофель, а также новые включенные в доктрину с 2020 года овощи и бахчевые, фрукты и ягоды», – пояснил Патрушев.
Отдельное направление работы Минсельхоза – обеспечение доступности продукции. «Конечно, необходим баланс, при котором цены на продовольствие останутся на приемлемом уровне, но рентабельность производства и инвестиционная привлекательность снижаться не будут», – сказал министр. Он напомнил, что для стабилизации ситуации правительством реализуется ряд мер таможенно-тарифного регулирования, указал на поддержку и в формате льготного кредитования.
Но отдельно потребовалось стимулировать и импорт. «Для поддержки перерабатывающей промышленности и стабилизации цен на мясную группу установлена тарифная льгота на импорт замороженной свинины в размере до 100 тыс. т и замороженной говядины – до 200 тыс. т, также установлена тарифная льгота для импорта сахара и сахара-сырца в размере 300 тыс. т. Данный механизм заработал буквально на этой неделе и будет действовать до 31 августа 2022 года», – сообщил Патрушев.
В целом же стабильность агропромышленного комплекса, по его уточнению, во многом определяется системой мер государственной поддержки: «На госпрограмму «Развитие сельского хозяйства» в текущем году в соответствии с уточненной бюджетной росписью направлено 291 млрд руб.».
Свекла и морковь в РФ дорожают быстрее апельсинов и бананов. Фото PhotoXPress.ru |
Парадокс отечественного сельского хозяйства: урожаи и производство продуктов по ключевым позициям растут, значит, как можно предполагать, увеличивается и предложение, но одновременно с этим ключевые же позиции продовольствия дорожают с существенным опережением официального показателя инфляции.
В частности, как следует из базы Единой межведомственной информационно-статистической системы (в ней аккумулируются официальные статистические данные), в ноябре этого года по сравнению с ноябрем 2020-го мука оказалась дороже на 13%, свинина и говядина (кроме бескостного мяса), а также вермишель – на 15–16%, лук репчатый – на 22%, крупа гречневая – на 25%, яйца куриные – на 26%, куры – на 30%, морковь – на 38%, свекла столовая – в 1,5 раза, картофель – в 1,7 раза, капуста белокочанная – в 2 раза.
И для сравнения: за тот же период апельсины подешевели на 3%, лимоны подорожали на 5%, бананы стали дороже на 11%. Хотя, как уточнил исполнительный директор департамента компании «Универ Капитал» Артем Тузов, такое сравнение как раз не столь удивительно. «В момент кризиса потребление необязательных продуктов снижается, что не дает ценам на них расти на фоне подорожания основной обязательной потребительской корзины», – пояснил он.
Продовольствие дорожает не только, к сожалению, в зависимости от урожая или неурожая, но и по многим другим причинам: внешние причины (например, зависимость от подорожавших импортного сырья, кормов, сельхозтехники), слабый рубль, глобальные перебои в цепочках поставок, перечислила замруководителя центра «Альпари» Наталья Мильчакова.
Эксперт добавила к этому внутренние причины – рост цен на топливо, тарифов на электричество, рост транспортных расходов, предпринятое ранее сокращение посевных площадей под некоторые культуры.
«При этом импортозамещение у нас произошло только по отдельным группам продуктов питания, причем исключительно готовой продукции, которая продается в магазинах, а импортозамещения в сырье у нас пока не было и не предвидится», – считает Мильчакова. По оценкам, которые она приводит, «рынок семян ряда растений – сахарной свеклы, подсолнечника, овощей, даже картофеля – в России почти на 55–60% зависит от импорта».
«В этом году у сельхозпроизводителей значительно увеличились издержки на минеральные удобрения (цены на них выросли на 20–50%), а также на рабочую силу, логистику, хранение. Все эти расходы производитель традиционно включает в цену конечного продукта. Кроме того, дороже стал посевной материал», – добавил аналитик компании «Альфа-Капитал» Денис Бадьянов.
В Минсельхозе же, однако, сообщили о мерах по повышению доступности для аграриев удобрений. Кроме того, министр сообщил: «Проблем с семенами и горюче-смазочными материалами у аграриев на сегодняшний день мы не видим».
«Дорожают не только продовольственные товары, растет и себестоимость их производства, – отметил также Тузов. – Инфляция в РФ достигла 8%, и на сопоставимые уровни выросла цена на топливо, удобрения подорожали еще значительнее».
На это указали и в Минсельхозе. «Себестоимость по производству продуктов питания выросла где-то на 20–30%, если в среднем брать, то 25%. Рост цен на продукты питания пока этой отметки не достиг и, уверен, не достигнет, потому что меры, которые приняты правительством, способствуют тому, чтобы разорвать связь мировых цен с ценами внутри страны», – уверил депутатов Патрушев.
Как считает министр, очень важно, чтобы снижать цену на продукты питания, «увеличивать предложение по основным направлениям, в том числе касающимся картофеля, овощей». «И мы будем это делать», – уточнил он.
Сельское хозяйство – зона повышенного риска для инвестиций, «здесь нет инвестиционного бума, как, например, в нефтедобыче или сервисах доставки», пояснил Бадьянов. Чтобы достигать амбициозных целей по урожаю, по его словам, нужна масштабная научная селекционная работа – для реализации независимости от иностранных поставок посевного материала, саженцев и рассады.
При этом, по его уточнению, «даже небольшой рост издержек в сельском хозяйстве очень хорошо виден в цене конечного продукта». «Не повышать цены нельзя – иначе фермер ничего не заработает. Чтобы сгладить эти ценовые колебания, нужно увеличение масштабов, – говорит эксперт. – А это требует относительно рискованных инвестиций».
комментарии(0)