В следующем году не все работники получат прибавку к зарплате. Фото РИА Новости
В РФ выросло число работодателей, планирующих в 2022 году повысить доход сотрудников. По опросам, о таких планах сообщают около 60% компаний. На практике же повышение могут заметить не все или не в том виде, на который надеялись. Представители рынка труда поспорили о том, что именно может вырасти. Одни указали на тенденцию сокращения окладной части зарплат и увеличения бонусной. Другие уверяют, что доля бонусов в структуре зарплат в РФ несколько лет не менялась. Разнятся и оценки этой переменной части: от 17% до трети.
Около 60% работодателей планируют в 2022-м увеличить доход сотрудников, а, например, в 2020-м такие планы были у 43%, выяснили специалисты рекрутинговой компании Hays в ходе опроса более чем 2,5 тыс. нанимающих менеджеров в РФ и странах СНГ.
Как уточнили «НГ» в компании, подавляющая часть опрошенных работодателей – из России.
Половина респондентов уточнила, что в их планах повысить доходы специалистов на 5–10%. Около 8% работодателей готовы увеличить выплаты на 11–20%.
И лишь около 2% работодателей допускают увеличение доходов сотрудников более чем на 21%. Такая прибавка может ожидать работников прежде всего в IT, фармацевтике, в сфере строительства и девелопмента.
Сохранить же доходы персонала на текущем уровне планируют 37% опрошенных работодателей. Нашлись и те, кто готовится сократить выплаты, – это около 3% работодателей.
Многие эксперты указали, что на фронтальный рост зарплат рассчитывать не стоит. «С уверенностью можно прогнозировать в 2022 году рост заработных плат у бюджетников минимум на 4% (здесь индексация гарантирована государством), а также с высокой долей вероятности в тех же отраслях, которые показывали рост зарплат в 2021-м: IT, ретейл, электронная коммерция, диджитал-маркетинг, онлайн-образование, строительство и недвижимость, медицина и фармацевтика», – перечислила «НГ» партнер по развитию бизнеса рекрутингового агентства ProPersonnel Надежда Михина.
Но, как она уточнила, даже в этих перспективных с точки зрения оплаты труда отраслях роста дохода на всех позициях без исключения не будет, а только у ключевых специалистов (на 5–7% в год) и топ-менеджеров (7–10%).
«Рост будет не фронтальным, а сегментированным. В ряде секторов спрос на персонал очень высокий, и он не коррелирует с предложением. Это и IT, и инженерно-технические специальности. Также мы увидели приличный рост в системе здравоохранения, продолжаем следить за приростом зарплат в банковском секторе», – сообщил вице-президент по операционному управлению компании ANCOR Алексей Миронов.
Но могут быть и сферы, в которых доход работников не вырастет. К ним Миронов отнес гостинично-ресторанный бизнес и торговлю в случае продолжения ограничительных мер со стороны правительства.
Указал эксперт и на некоторые тонкости статистики. «Из-за высокой текучки кадров чаще происходит ситуация, когда сотрудник уходит и на его место берут другого специалиста, которому предлагают более высокую зарплату. С точки зрения статистики зарплата растет, но не потому, что ее повышают текущему персоналу, а потому, что более выгодными условиями привлекают новых специалистов с внешнего рынка», – пояснил Миронов. Что ж, видимо, именно этим и объясняется такая ситуация, когда в новостях сообщают о росте зарплат, но сам этот рост мало кто замечает.Между тем, как уточнил управляющий партнер коммуникационного агентства SVOBODA Марк Шерман, в том, что касается увеличения зарплат для новых сотрудников по сравнению с теми, которые давно работают, «многое зависит от того, на какие задачи нанимают, каков уровень квалификации». «Руководителям крупных организаций важно найти квалифицированных специалистов, поэтому они и в новом году продолжат поднимать заработную плату и предлагать возможности дополнительной подработки», – ожидает управляющий директор «Авито Работы» Артем Кумпель. И как полагает Шерман, при повышении зарплат новым сотрудникам постепенно будет подтягиваться уровень во всей компании.
При этом представители рынка труда заочно поспорили о том, какая именно часть зарплат может увеличиваться и как именно работодатели пересматривают свои подходы к мотивации уже трудоустроенных сотрудников.
«Как антикризисную меру и способ оптимизации бюджетов компаний можно воспринимать пересмотр материальной мотивации, когда уменьшаются окладные части, а бонусные – увеличиваются, – сообщила Михина. – Эта тенденция перейдет и в 2022 год, хотя такой подход не универсален и возможен там, где специалисты работают с прозрачными KPI».
По уточнению эксперта, для сотрудников, безусловно, здесь существуют риски недополучить доход, хотя на практике они далеко не всегда реализуются: «Компании, испытывающие кадровый голод, заинтересованы удерживать «таланты», а не терять квалифицированных специалистов».
Как при этом уточнил Миронов, компании, пытаясь увеличить совокупный доход сотрудника, «стремятся повышать его за счет бонусной составляющей: не настолько сильно наращивать оклады, а стараться вознаграждать эффективных людей за достигнутый результат, то есть платить больше бонусов».
Но если уже трудоустроенные сотрудники по разным причинам и могут мириться с таким подходом, соискателей скорее всего не удастся причлечь предложениями, предполагающими, что основные выплаты будут назначаться именно за счет бонусов.
В России сейчас все же сформировался рынок кандидата, напоминают эксперты. «И так как сейчас кандидаты определяют ситуацию и, как правило, один соискатель рассматривает сразу несколько предложений работы, то находящиеся в поиске специалисты диктуют условия. И если вакансия будет подразумевать подобную бонусную часть, люди просто не будут принимать такого рода предложения», – считает Миронов.
Между тем директор департамента аналитических бизнес-решений hh.ru Наталья Данина сообщила, что, «как показывает аналитика Банка данных заработных плат hh.ru, по итогам 2021 года доля переменной части в совокупном доходе не изменилась по сравнению с 2020-м».
«В условиях дефицита и повышенной конкуренции за персонал манипуляции работодателя с переменной частью для всех категорий сотрудников – рискованное занятие. К такой практике чаще прибегают в периоды острых кризисов в экономике», – отметила Данина.
Разнятся среди экспертов и сами оценки того, какую именно долю составляет переменная часть зарплат. Так, по словам Даниной, она составляет 17%. Но как сообщил «НГ» старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Виктор Ляшок, «российский рынок труда в целом характеризуется высокой долей переменной части в оплате труда, составляющей в среднем около трети от всей заработной платы».
По его словам, это позволяет работодателям свободно варьировать расходы на оплату труда, повышая ее в периоды экономического роста и ограничивая различные бонусы, премии и доплаты в кризисные периоды.
«В среднем последние несколько десятилетий структура фонда оплаты труда оставалась практически постоянной, – обратил внимание Ляшок и при этом уточнил: – Представляется, что в будущем доля переменной части в структуре фонда оплаты труда будет расти, что связано с распространением удаленной и платформенной занятости».
комментарии(0)