Полуторатриллионный профицит стал для министра финансов Антона Силуанова сюрпризом. Фото РИА Новости |
Глава Минфина Антон Силуанов уверял, что бюджетный дефицит в этом году составит около 2,4% ВВП. Но в действительности доходы казны значительно превышают ее расходы. И вопреки прогнозам Силуанова бюджет исполняется с гигантским профицитом, который превысил 1,6 трлн руб. (по итогам трех кварталов). Эта «экономия» достигнута за счет сокращения финансирования здравоохранения и социальной политики по отношению к ВВП. Урезание социальных расходов в правительстве называют укреплением финансовой дисциплины. Премьер-министр Михаил Мишустин в среду на заседании правительства призвал и дальше повышать эффективность расходования средств бюджета и федеральных программ.
Дефицит бюджета РФ в 2021 году планируется на уровне 2,4% ВВП, утверждал министр финансов Антон Силуанов в интервью телеканалу «Россия 24» в середине апреля, когда рост цен на товары российского экспорта продолжался уже несколько месяцев. Восстановительный рост экономики и увеличение экспортных доходов привели к тому, что российская казна в 2021 году получает гораздо больше денег, чем сама же тратит.
Доходы федерального бюджета за девять месяцев 2021 года примерно на треть превысили прошлогодние показатели за аналогичный период, образовался профицит в размере около 1,6 трлн руб., заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин.
Расходы федерального бюджета на реализацию национальных проектов на начало декабря, по предварительным данным, исполнены на 1,9 трлн руб., или 80,3% от годового плана, сообщил в среду Минфин. В 2018 году по поручению президента Владимира Путина правительством были приняты 14 нацпроектов, которые реализуются по трем направлениям: «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост».
Лидером по расходованию бюджетных средств за 11 месяцев в 2021 году стал нацпроект «Демография» – в его рамках исполнено 91,9% годовых бюджетных назначений, отметили в ведомстве Антона Силуанова. Высокие результаты Минфин также отмечает по нацпроектам «Здравоохранение» – 86,9%, «Наука и университеты» – 86,6%, «Безопасные качественные дороги» – 85,4%, «Культура» – 80,3%, «Жилье и городская среда» – 83,1%. Самые низкие показатели у нацпроектов «Экология» (56,4%), «Цифровая экономика Российской Федерации» (54,2%), а также «Туризм и индустрия гостеприимства» (50,8%).
Счетная палата регулярно фиксирует отставание от планов финансирования нацпроектов и госпрограмм. Впрочем, по сравнению с серединой года ситуация несколько улучшилась. В августе аудиторы отмечали, что в первом полугодии потрачено лишь 893,1 млрд руб., это 37,5% вместо вполне логичных к этому времени 50%. По шести госпрограммам расходы тогда были исполнены и менее чем на 25% (см. «НГ» от 05.08.21).
В 2021 году уже невозможно отговариваться нехваткой денег за неисполнение программ. Доходы бюджета за девять месяцев более чем на треть превысили прошлогодние показатели, достигнув почти 18 трлн руб., отметил Мишустин.
Говоря о реализации федеральных целевых и адресной инвестиционной программы, глава кабинета отметил, что выросло кассовое исполнение и более чем на две трети увеличился объем их софинансирования со стороны регионов и внебюджетных источников. На программы было предусмотрено более 1,13 трлн руб., кассовое исполнение по целевым программам приблизилось к 60%. «Причем по двум из них, связанным с развитием технологий, этот уровень был существенно превышен», – отметил Мишустин.
Источник: Федеральное казначейство, расчеты авторов |
Что же касается адресной инвестиционной программы, там показатели тоже улучшились: выросли кассовое исполнение и уровень законтрактованных средств, а также ввод запланированного числа строек и объектов, сказал он, не уточняя цифр.
Поступления доходов в федеральный бюджет опережают плановые объемы как по нефтегазовой, так и ненефтегазовой составляющей, отмечают в свежем выпуске мониторинга экономической ситуации Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС).
Федеральный бюджет по итогам трех кварталов получил 17,9 трлн руб. доходов, а это не только эквивалентно 95,5% от прогнозируемого годового объема, но и на 35,6% (на 4,7 трлн руб.) выше поступлений за аналогичный период прошлого года. При этом по нефтегазовым поступлениям прирост составил 2,7 трлн руб., поскольку средняя цена барреля нефти марки Urals за девять месяцев 2021 года составила 66 долл., что в полтора раза выше прошлогоднего уровня.
Расходы федерального бюджета за девять месяцев выросли на 1,4 трлн руб. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, хотя в долях ВВП они сократились на 2,3%. Кассовое исполнение за январь-сентябрь 2021 года составило 69,6% от утвержденного годового объема, что на 6,9 п.п. выше уровня предыдущего года. Повышение ритмичности исполнения федерального бюджета в текущем году наблюдается практически по всем функциональным разделам, пишут исследователи. Наивысший уровень исполнения они отмечают по разделу «Социальная политика» (79,8% от годовых значений), наименьший – по разделу «Физическая культура и спорт» (56,1%).
Расходы федерального бюджета на реализацию национальных проектов, по данным ученых из Института Гайдара и РАНХиГС, значительно выросли – с 1,2 до 1,6 трлн руб. Существенно улучшилось и кассовое исполнение по этим расходам, пишут они, 66,9% против 56,8%.
Дополнительные доходы казны позволяют чиновникам увеличивать финансирование капитального строительства. За три ближайшие года на капитальное строительство планируется направить 3 трлн руб. бюджетных средств в рамках федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), заявили в среду в Минэкономразвития. В 2022 году министерство планирует реализовать более 860 инвестпроектов на сумму более 988 млн руб., это на 17% больше 2021 года. При этом на новые объекты предусматривается менее 5% средств (93 объекта), а остальные объекты – переходящие, по которым уже заключались контракты и начаты работы, отметил глава Минэкономразвития Максим Решетников на брифинге по итогам заседания правительства.
По словам министра, существенный рост финансирования в 2022 году заложен по объектам нацпроектов – сразу на 24%. Почти половина заложенных на следующий год средств выделяется на объекты, необходимые для реализации нацпроектов, – 467,1 млрд руб., это выше показателя 2021 года (376,2 млрд руб.).
На реализацию Комплексного плана расширения и модернизации инфраструктуры будет направлено 150,8 млрд руб. в 2022 году. Еще одно ключевое направление ФАИП – нацпроект «Безопасные и качественные дороги». На предусмотренные им объекты в 2022 году выделяется 136,2 млрд руб., в этом году на это было заложено 95,5 млрд руб., заявили в Минэке.
Часть средств выделяются на объекты в рамках нацпроектов «Наука» (38,5 млрд руб. по сравнению с 26,1 млрд руб. в этом году) и «Жилье и городская среда (32,4 млрд руб. по сравнению с 26 млрд руб. в этом году). Также запланировано увеличение финансирования по нацпроектам «Здравоохранение» и «Демография». На здравоохранение выделено 31,8 млрд по сравнению с 20,5 млрд руб. в этом году, на демографию – 26,8 млрд по сравнению с 21,9 млрд руб. в этом году.
На исполнение нацпроектов и соответствующих программ повлияла пандемия, замедлившая их реализацию, сказал «НГ», первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. «Ограничения напрямую коснулись сферы туризма, что не могло не сказаться на исполнении нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Но в ближайшей перспективе можно ожидать его более активной реализации, так как сейчас внутренний туризм переживает период активного развития. Что касается нацпроектов «Экология» и «Цифровая экономика Российской Федерации», то здесь причина скорее всего в том, что в условиях пандемии они не имеют приоритетного значения, хотя в целом оба эти направления очень перспективные, в том числе и для России, поэтому к их исполнению еще вернутся. И рост доходов бюджета должен как раз отразиться и на показателях исполнения нацпроектов в следующем году».
комментарии(0)