0
2976
Газета Экономика Печатная версия

06.12.2021 20:34:00

Компании нашли способ сэкономить на соцпакетах, отпусках и больничных

Граждане совмещают серьезные отношения с работодателями и заработки на стороне

Тэги: минтруд, теневая занятость, временное трудоустройство, соцпакеты, больничные


минтруд, теневая занятость, временное трудоустройство, соцпакеты, больничные Глава Минтруда Антон Котяков займется определением понятия «теневая занятость». Фото РИА Новости

На рынке труда РФ растут масштабы временной занятости. По данным опросов, почти две трети работодателей увеличивали за год наем временных сотрудников, и каждый четвертый такой сотрудник совмещал временное трудоустройство с постоянным. Эксперты поясняют: тренд глобальный и не краткосрочный. Для каждой из сторон есть свои плюсы и минусы. Работодатели получают возможность сэкономить, а работники – более гибкие условия. Однако при этом компании рискуют нанять «не тех», а работники лишаются соцгарантий, да и оплата труда не всегда своевременна. Эксперты полагают, что российскому законодательству предстоит стать более гибким.

Объемы найма временных сотрудников за последний год выросли. Как показал опрос, проведенный рекрутинговой компанией Hays среди более 100 нанимающих менеджеров и почти 900 временных сотрудников, почти две трети работодателей – 64% – за последний год увеличивали число временных сотрудников.

По данным исследования, примерно каждая пятая компания – 22% работодателей – нанимает временных сотрудников для проектной и сезонной деятельности. Также среди популярных причин (почти по 20% голосов) – необходимость разгрузить штатных работников в пиковые моменты и стремление обеспечить гибкость расходов на штат.

Кроме того, примерно по 10% голосов набрали такие варианты, как необходимость привлечь узких специалистов под конкретные проекты, сложности с поиском подходящих постоянных сотрудников.

«Чаще всего временных сотрудников нанимают для выполнения административных функций (11% работодателей), управления персоналом (11%), в отделы финансов и бухгалтерии (11%) и в продажи (11%).

В закупки и логистику временный персонал нанимают 8% респондентов, в IT – 8%, в маркетинг и рекламу – 5%, на производство – 5%, для взаимодействия с госорганами – 3%, в охрану и промышленную безопасность – 3%», – перечислили авторы исследования.

Если говорить о самих временных сотрудниках, то 67% из них, судя по опросу, работают только на проектах. Однако около четверти – 26% – успевают совмещать постоянную работу в компании и временную или проектную занятость. Еще 7% респондентов пояснили, что они проходят стажировку.

Среди главных причин, почему люди выбирают временную занятость, такие: возможность работать из любой точки мира, получать необходимый опыт, совмещать работу и учебу (каждый вариант набрал примерно по 10% голосов) и т.д. При этом только 9% опрошенных временных сотрудников считают, что «временная занятость позволяет зарабатывать больше, чем постоянная».

Более половины опрошенных временных сотрудников – 62% – планируют и дальше работать на временных проектах, из них 37% – совмещая с постоянной работой; при этом 61% работодателей планируют и дальше по необходимости увеличивать долю временных сотрудников, сообщили исследователи.

«Проектная занятость дает понять, что российская экономическая модель вступила в фазу многоукладности. Это говорит о том, что в стране есть деньги на проекты, которые нужно осваивать. И их осваивают. Многие из занятых на проектах могут одновременно работать на постоянном месте, иными словами, никакой угрозы традиционным формам занятости этот род занятий не несет», – прокомментировала результаты опроса управляющий партнер KCG Анастасия Кучерена.

«Увеличение доли временной занятости в РФ – объективный и перспективный тренд. Но он и глобальный: о нем экономисты говорили во всем мире еще за два-три года до пандемии», – пояснила партнер по развитию бизнеса рекрутингового агентства ProPersonnel Надежда Михина.

«Временная занятость – современный тренд на рынке труда, который в дальнейшем будет активно развиваться. Наша страна пока не в лидерах по гибкости рынка труда и использованию нестандартных форм занятости. Только сейчас, в условиях пандемии, работодатели, оптимизируя бизнес-процессы, используют нестандартную занятость, в том числе временную», – отметила доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Людмила Иванова-Швец.

По оценкам эксперта, в РФ пока «не очень гибкое законодательство в части использования временной занятости и заключении срочных трудовых договоров». Но сейчас есть предложения по внесению изменений в Трудовой кодекс РФ для более активного использования таких форматов, уточнила Иванова-Швец.

Свои плюсы и минусы во временной занятости проявляются со стороны как работодателей, так и работников. По словам Михиной, основные выгоды для работодателей – это доступ к более широкой экспертизе, сокращение затрат на оплату труда, в ряде случаев – экономия на аренде помещений и технике. «Это дает возможность экономить на дополнительных выплатах – отпуске, вынужденном высвобождении, социальном пакете и др.», – подтверждает Иванова-Швец.

268-4-3480.jpg
Временных сотрудников могут брать прежде
всего на сезонные работы.  Фото РИА Новости
Кроме того, такая занятость снимает потребность в сотрудниках для сезонных проектов в самых разных сферах: в IT, маркетинге и PR, агропроме, сфере гостиничного и ресторанного бизнеса и т.д., перечислила Михина. Традиционно расширение временной занятости на рынке труда – в том числе в России – приходится на зиму и лето. Например, как говорит управляющий директор «Авито Работы» Артем Кумпель, вопрос нехватки кадров становится особенно острым в преддверии новогодних праздников.

«Чтобы не упустить покупателя или потребителя, большинству работодателей выгоднее набирать дополнительных людей на несколько часов в день: это позволяет не увеличивать штаты на постоянной основе и разгрузить основной персонал, – пояснил Кумпель. – За последние годы все активнее привлекают временных исполнителей такие сферы, как транспорт, логистика, продажи, производство и сырье».

Основные же риски для работодателя, по словам Михиной, это наем «не тех» проектных специалистов и, как следствие, срыв дедлайнов, затраты на повторный подбор. Для некоторых видов бизнеса, по словам эксперта, существуют риски потерь информации, переманивания высокоресурсных сотрудников-экспертов, которые априори более мобильны, чем штатные сотрудники.

А какова ситуация со стороны работников? «Согласно нашим опросам, временные сотрудники более всего ценят возможность самостоятельного планирования рабочего графика, более широкий опыт и компетенции от участия в разных проектах, возможность увеличить доходы, совмещать разные виды занятости, наконец уделять время семье», – перечислила Михина.

«Люди из отдаленных регионов России смогли получить доступ к удаленной работе, а работодатели одновременно снизили себестоимость сотрудников и расширили географию найма», – добавил исполнительный директор департамента компании «Универ Капитал» Артем Тузов.

Но и риски для фрилансеров велики. Это, по словам Михиной, «нестабильный и не прогнозируемый четко доход, отсутствие социальных выплат и гарантий, бонусов со стороны работодателя, наконец повышенный риск выгорания по сравнению со штатными сотрудниками (дедлайны и многозадачность)». «Сотрудники вынуждены оплачивать свое рабочее место и лишаются определенных гарантий», – уточнил Тузов.

Если работодатели заменяют традиционную занятость временной для тех работников, которые должны трудиться на условиях полного рабочего дня, ежедневно присутствуя или участвуя в процессе, то это уже нарушает права работников, обратила внимание Иванова-Швец.

«Снизить обоюдные риски помогают договорные отношения, в которых прописан объем работ, этапы их выполнения, права, обязанности и гарантии двух сторон», – добавила Михина. «Удаленный характер работы сопровождается недоверием сторон друг к другу, что страхуется временным договором», – согласился Тузов.

Эксперты рассматривают заключение договоров в том числе как способ избежать теневых форм оплаты труда. «Работодатели стараются заключать договор даже с теми сотрудниками, которым раньше заплатили бы неформально, – считает Тузов. – Для физического лица возможность оформиться как самозанятый и платить минимальный налог делает неформальный подход излишним». Кроме того, по словам эксперта, финансовая система толкает физлиц к выбору работодателей, с которыми можно подтвердить доход для банка и налоговой.

Проектная работа «не влияет на «цвет» доходов», соглашается Кучерена. Тем более что, по ее уточнению, в России зарплату в конверте могут получать и люди, работающие в офисе. «По нашим данным, около 70% заказчиков проектных работ оформляют договоры с подрядчиками», – отметила эксперт.

К слову, правительство планирует усилить борьбу с теневой занятостью. Рабочая группа по восстановлению рынка труда утвердила план мероприятий по сокращению теневой занятости в РФ на 2022–2024 годы, сообщили в понедельник в секретариате вице-премьера Татьяны Голиковой. До конца первого полугодия 2022-го планируется разработать проект закона по определению понятия «теневая занятость». В проекте будут задействованы не только возглавляемый Антоном Котяковым Минтруд, но и Генпрокуратура, МВД, ФНС, региональные власти и др.

По словам Кумпеля, в ближайшем будущем временная занятость будет только процветать, в том числе благодаря цифровизации. Хотя одновременно с этим другие опросы выявили склонность российских работников все же к постоянству. Так, по данным фонда «Общественное мнение», около 50% из 1500 опрошенных граждан считают, что лучше по возможности не менять место работы, обратного мнения (что место работы нужно время от времени менять) придерживается треть опрошенных. Остальные затруднились с ответом. При этом у 20% респондентов за всю жизнь было два места работы, у 36% – три-четыре места, а пять-девять мест работы было у 19% респондентов. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости