Глава Центробанка Эльвира Нибиуллина не исключает очередного повышения ключевой ставки. Фото Reuters
Президент Владимир Путин заявил, что ему очень хочется, «чтобы темпы роста российской экономики были чуть выше среднемировых». При этом он сомневается, что РФ сможет сохранить нынешние темпы роста уже в 2022 году. Путин сообщил, что мировая экономика постепенно восстанавливается, но темпы этого восстановления оказались под вопросом из-за распространения нового штамма коронавируса. Глава государства отметил эффективную работу Центробанка и правительства по сдерживанию цен. Эффективность этой работы, впрочем, признают далеко не все.
«Нам бы очень хотелось, чтобы темпы роста российской экономики были чуть выше среднемировых, – заявил Путин на форуме «Россия зовет!». – В этом году он будет 4,7%. Не знаю, удастся ли сохранить эти темпы в 2022 году, там разные мнения есть на этот счет. Но мне бы очень хотелось, чтобы они были выше мировых. Это, уверен, нам по силам. Но жизнь покажет».
Для поддержки экономического роста власти РФ, по словам Путина, уделяют внимание вопросам демографического характера, инвестициям, производительности труда, диверсификации экономики, связанной с современными тенденциями цифровизации. Также внимание направлено на сферу здравоохранения, на помощь семьям с детьми, создание условий для инвестиций, «разбюрокрачивание», создание стабильной макроэкономической ситуации, переход на современные наукоемкие технологии. «В целом нам очень многое удается сделать, но еще многое предстоит. Конечно, больше даже предстоит сделать, чем сделано», – сообщил президент.
Он отметил, что «нужно экономику ставить на новые современные рельсы в самом широком смысле этого слова». Производительность труда также должна быть «основана на новой структуре экономики, на новом качестве ее развития», добавил Путин.
Глава государства отметил, что власти страны уже оказывают поддержку производителям товаров, которые наиболее подвержены резким ценовым колебаниям, в первую очередь продуктов питания. «Вновь обращаю внимание и правительства России, и коллег в регионах: увеличение объемов производства и повышение доступности продовольствия на внутреннем рынке являются ключевым критерием эффективности работы по этому направлению», – сообщил Путин.
Глава государства уверен, что Центробанк РФ в целом выдерживает линию по сдерживанию инфляции мерами денежно-кредитной политики (ДКП). По прогнозу ЦБ, инфляция по итогам 2021 года составит 7,4–7,9%, в 2022 году она замедлится до 4–4,5%. На сегодня официальные годовые темпы роста цен составляют 8,1%.
Центробанк, в свою очередь, обещает проводить такую денежно-кредитную политику, которая позволит вернуть инфляцию к цели в 4%. По мнению главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, это произойдет к концу 2022 года. «Мы видим, что наша политика сейчас не сдерживает темпы экономического роста, потому что кредиты растут высокими темпами, не только потребительские кредиты, которые мы охлаждаем, но и корпоративные кредиты», – объявила Набиуллина на инвестфоруме. По ее мнению, такой ДКП вместе с экономической политикой можно добиться роста ВВП без всплеска роста цен. «Ставка – мощный инструмент, способный повлиять на степень переноса издержек в цены», – объяснила глава ЦБ.
Она также подтвердила, что на заседании совета директоров ЦБ 17 декабря будет рассматриваться «широкий диапазон решений по ключевой ставке»: от 0 до повышения на 100 базисных пунктов (б.п.). При этом она назвала маловероятным сценарием сохранение ставки. С начала года ключевая ставка выросла на 3,25 процентного пункта (п.п.). Однако инфляция при этом только ускорялась.
С критикой политики ЦБ выступил на форуме предприниматель Олег Дерипаска. По его мнению, при нынешних ставках роста предложения не будет. «Вы все время двигаете кривую спроса вниз, и вам кажется, что таким образом у вас точка равновесия тоже сдвинется. А нужно обеспечить предложение. Я гарантирую, что при ваших ставках никакого роста предложения не будет, особенно если вас беспокоит реальная инфляция», – сказал бизнесмен.
Он напомнил о политике премьера Виктора Зубкова на примере роста производства свинины в стране. «Он просто обеспечил необходимое предложение. Все бегали, строили эти свинокомплексы… Со свининой с тех пор никаких проблем нет», – обратил внимание Дерипаска.
Предприниматель уверен, что темпы экономического роста важнее инфляции. «Поверьте, население готово будет жить с инфляцией и в 5%, если темпы роста будут на уровне 7%, хотя бы среднесрочные, потому что для него это будет создавать больше возможностей», – сказал бизнесмен. По его мнению, граждане могут быть согласны на более высокую инфляцию, но на более низкие ставки по автокредитам и ипотеке.
Предприниматель считает необходимым наращивать предложение, вливать деньги в логистику, чтобы товары «двигались быстрее». Но, по его мнению, никто не будет этого делать, если стоимость кредита прогнозируется на уровне 10% в начале следующего года.
Набиуллина согласилась с Дерипаской в том, что длинные кредиты важны для расширения производства бизнесом. «Но если мы посмотрим, как формируются ставки по длинным кредитам, то они зависят не столько от того, какую мы установили ключевую ставку, а от ожиданий банков, финансовых рынков, какая будет инфляция в перспективе 5–7–10 лет… Если они видят, что ЦБ не борется с инфляцией, то длинные ставки выше», – поясняет глава ЦБ.
Эльвира Набиуллина также обратила внимание на акционерный капитал, который остается основным источником инвестиций в мире. «Но если бизнес сам не вкладывает в инвестиции заработанную прибыль, то, может быть, проблема в других вещах, а не только процентных ставках?» – аргументировала Набиуллина. По ее данным, статистика показывает рост прибылей и дивидендов.
Эксперты «НГ», в свою очередь, обращают внимание на тот факт, что действия ЦБ в целом почти не влияют на инфляцию. «Поскольку основные факторы инфляции (в том числе импортируемая инфляция) находятся вне зоны контроля ЦБ. Но Центробанк настроен использовать по максимуму те инструменты, которые у него есть, влияя на изменение спроса домохозяйств и бизнеса через стоимость денег в экономике. Чтобы кредит рос медленнее, а депозиты стали более привлекательными для сбережений», – объясняет руководитель отдела макроэкономического анализа компании «Финам» Ольга Беленькая. Она полагает, что превышение спроса над возможностями увеличения предложения не позволит ускорить рост экономики, а будет лишь способствовать дальнейшему разгону инфляции. Повышая ключевую ставку, ЦБ пытается добиться реальных положительных процентных ставок по депозитам и кредитам, предполагает эксперт. «Однако с учетом длительных временных лагов ДКП здесь очень опасно перегнуть палку с повышением ключевой ставки, особенно сейчас, когда она уже находится выше долгосрочного нейтрального диапазона», – указывает Беленькая. Она считает, что в дальнейшем борьба с инфляцией через ужесточение ДКП может стать тормозом для экономического роста.
Влияние ставки на инфляцию происходит опосредованным образом, говорит ведущий аналитик отдела «Открытие Инвестиции» Андрей Кочетков. По его мнению, данная мера необходима для укрепления рубля, чтобы уравнять внутренние и внешние цены. «В России была принята система, когда высокие цены экспорта транслировались в укрепление рубля. Сейчас она нарушена, и мы имеем слабый рубль, который побуждает рост цен. Соответственно чем выше доходность рубля, тем более он привлекателен для инвесторов», – рассказывает экономист. Кроме того, продолжает он, чрезмерное увлечение льготной ипотекой и потребительским кредитованием также создает излишнее ценовое давление.
В текущих макроэкономических условиях повышение ключевой ставки – обоснованная и эффективная мера, которая стабилизирует рубль и обеспечит балансировку доходности различных рублевых финансовых инструментов, считает экономист Андрей Лобода.
«Беда в том, что ЦБ долгие годы таргетирует инфляцию без особых пока результатов», – продолжает он.
Бизнесу больше подходит слабый рубль, отрицательные ставки и низкие расходы на труд, которые обеспечивают ему сверхприбыль, отмечает Кочетков. «В таких условиях нет большой необходимости в поиске средств повышения эффективности бизнеса. Поэтому высокие кредитные ставки – это не только сдерживание цен, но и побуждение бизнеса к использованию собственных средств на развитие и повышение эффективности», – говорит аналитик. При этом он соглашается, что высокая стоимость кредита действительно тормозит развитие тех бизнесов, которые не обладают значительными собственными финансовыми ресурсами.
Бизнес сейчас физически не может инвестировать, потому что он не видит экономической перспективы, считает аналитик информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова. «Невозможно вложить свои деньги, увеличивая предложение, не будучи уверенным в том, что оно будет реализовано и капитал хотя бы «отобьется». Кроме того, внутренняя платежеспособность никак не увеличивается, в таких условиях наращивать производство бессмысленно. Растущие доходы бизнеса успевают съесть та же инфляция, налоги, штрафы, увеличивающиеся издержки», – поясняет эксперт.
Бизнес получил рекордную прибыль за первое полугодие 2021 года, подняв рентабельность до 12,5% – максимума с 2018 года, обращает внимание сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский. «При этом доля кредитов в бизнесе – около 10% при среднем мировом показателе в 30%. Бизнес не инвестирует прибыль, потому что совершенно справедливо не уверен в стабильности, в возможности получения кредитов, предпочитая оставлять ее либо на счетах, либо выводя как дивиденды, поскольку почти наверняка решать проблемы, подобные локдаунам, придется за свой счет, а не через помощь государства», – напоминает он.
комментарии(0)