Перебои с поставками в дальневосточных городах случаются по разным причинам. Фото из группы «Жизнь г. Билибино в «ВКонтакте»
Ситуация с грузами в портах Дальнего Востока близка к нормализации, отчитался Минтранс перед премьер-министром Михаилом Мишустиным. Глава правительства призвал проанализировать причины логистического коллапса, недавно повлекшего перебои с поставками социально значимых товаров в регионы Дальнего Востока. Когда наступит нормализация, прогнозы разнятся – от одного до нескольких месяцев. Региональные власти посоветовали бизнесу взыскивать свои убытки с транспортных компаний. Минтранс же предлагает сделать на законодательном уровне доставку социально значимых грузов приоритетной.
Минтранс совместно с руководством дальневосточных регионов в течение месяца пытался разрешить проблемы каботажных контейнерных перевозок. «На данный момент можно констатировать, что ситуация близка к нормализации», – сообщил глава ведомства Виталий Савельев на оперативном совещании премьер-министра в понедельник.
Как напомнил Михаил Мишустин, недавно Сахалин, Чукотка, Камчатка, Магаданская область и другие регионы Дальнего Востока столкнулись с задержками доставки грузов через морские порты, в том числе с получением продовольствия, медикаментов, строительных материалов.
Этот логистический коллапс обсуждался в начале ноября на совещании у президента: Владимир Путин потребовал как можно быстрее навести порядок, глава Минтранса в ответ пообещал решить проблемы с социально значимыми грузами до конца ноября, а к середине декабря в целом нормализовать ситуацию в портах.
«Благодаря совместной работе в оперативные сроки нам удалось вывезти все накопившиеся социально значимые грузы. Отмечу, что все вновь прибывающие социально значимые грузы незамедлительно отправляются в порты, – отчитался теперь Савельев. – Все находившиеся в терминалах Приморского края генеральные грузы также вывезены».
Как рассказал министр, была сформирована группировка дополнительного флота для снятия пиковых нагрузок, провозная способность флота увеличена на 50%. «При отсутствии в дальнейшем обстоятельств непреодолимой силы и среднестатистическом поступлении контейнеров в морские порты ситуацию с накоплением грузов можно характеризовать как стабилизировавшуюся», – считает Савельев.
По его словам, проблема, с которой столкнулись российские регионы, носила глобальный характер, она обусловлена международным логистическим кризисом, возникшим в пандемию, и отложенным спросом на грузоперевозки. «Повысившийся спрос на суда-контейнеровозы привел к значительному удорожанию фрахта: цены поднялись в 2,5 раза, – сообщил министр. – Судоходные компании потеряли возможность оперативно привлекать дополнительные суда для снятия пиковых нагрузок».
Также Савельев сослался на «некачественную работу» частных экспедиторских компаний, на нарекания к работе стивидорных компаний, обрабатывающих грузы в портах Дальнего Востока, и на то, что рынок экспедиторских и стивидорных компаний «находится вне зоны контроля и ответственности морских властей РФ».
Минтранс направил в правительство предложения по внесению изменений в законодательство, согласно которым операторы морских терминалов будут обязаны в приоритетном порядке обрабатывать социально значимые грузы, а линейные морские перевозчики – обеспечивать приоритетную перевозку социально значимых грузов по заявкам субъектов РФ.
Мишустин призвал детально проанализировать причины случившегося коллапса и принять системные решения, чтобы снова не пришлось в авральном режиме «тушить пожар».
«Кризис изначально имеет внешнее происхождение, – согласился директор департамента компании «Универ Капитал» Артем Лютик. – Начавшиеся в прошлом году перебои в поставках из-за пандемии вызвали значительное отставание в графиках поставок многих товаров из Азии в Европу, на традиционно используемом морском пути через Суэцкий канал произошло несколько сбоев». Потом недопоставки начали восполнять ускоренными темпами, возросла стоимость фрахта судов и аренды контейнеров.
«В этих условиях ряд поставщиков предпочли поставки по железной дороге через Россию обходному пути вокруг Азии, но российская портовая инфраструктура с таким ростом нагрузки не справилась, – говорит эксперт. – В первую очередь не справилась организационно».
По его мнению, подготовиться к такому развитию событий теоретически было можно, но спрогнозировать его сложно: «Тем более, не очень понятно, кто должен заниматься прогнозированием таких рисков – нет соответствующих структур ни в министерствах, ни у частных компаний».
Ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов тоже указал на несколько причин логистического кризиса: увеличение грузового потока через РФ и нехватка инфраструктуры в портах на востоке страны. «Этот кризис продемонстрировал проблемы в транспортной отрасли на востоке страны, что требует их скорейшего решения», – считает эксперт.
Не исключает Баранов и такую проблему, как неправильно расставленные приоритеты по доставке грузов: «Больше внимания уделялось экспортным и транзитным грузам, а внутренние перевозки отошли на второй план». Наконец, сказывались ограничения, связанные с пандемией.
Судя по заявлениям региональных властей, пока не все трудности преодолены. «Проблему обещали решить за ноябрь, но не решили, сразу было понятно, что не решат. До конца года – возможно», – цитирует Интерфакс губернатора Магаданской области Сергея Носова, выступившего в прямом эфире в соцсетях.
Он отметил, что областное правительство сейчас контролирует доставку продуктов, медикаментов, товаров первой необходимости и других срочных грузов в ручном режиме. «Мы имеем колоссальные проблемы и при этом стараемся решить все те задачи, которые стояли перед нами на этот год, прежде всего строительство», – пояснил Носов.
Убытки, по его уточнению, несут и предприниматели – в частности, малый бизнес. «Я считаю, их нужно предъявлять прежде всего транспортным компаниям, – сообщил Носов. – Имеете полное право и возможность взыскать убытки. Надо соответствующим образом подготовиться, мы готовы помочь это сделать». Губернатор пообещал дать поручение, «чтобы оказали помощь бизнесу».
комментарии(0)