9
3203
Газета Экономика Печатная версия

29.11.2021 20:15:00

Дальнему Востоку обещают социально значимый приоритет

Премьер Михаил Мишустин призвал не доводить до логистического пожара

Тэги: дальний восток, порты, грузы, логистический коллапс


дальний восток, порты, грузы, логистический коллапс Перебои с поставками в дальневосточных городах случаются по разным причинам. Фото из группы «Жизнь г. Билибино в «ВКонтакте»

Ситуация с грузами в портах Дальнего Востока близка к нормализации, отчитался Минтранс перед премьер-министром Михаилом Мишустиным. Глава правительства призвал проанализировать причины логистического коллапса, недавно повлекшего перебои с поставками социально значимых товаров в регионы Дальнего Востока. Когда наступит нормализация, прогнозы разнятся – от одного до нескольких месяцев. Региональные власти посоветовали бизнесу взыскивать свои убытки с транспортных компаний. Минтранс же предлагает сделать на законодательном уровне доставку социально значимых грузов приоритетной.

Минтранс совместно с руководством дальневосточных регионов в течение месяца пытался разрешить проблемы каботажных контейнерных перевозок. «На данный момент можно констатировать, что ситуация близка к нормализации», – сообщил глава ведомства Виталий Савельев на оперативном совещании премьер-министра в понедельник.

Как напомнил Михаил Мишустин, недавно Сахалин, Чукотка, Камчатка, Магаданская область и другие регионы Дальнего Востока столкнулись с задержками доставки грузов через морские порты, в том числе с получением продовольствия, медикаментов, строительных материалов.

Этот логистический коллапс обсуждался в начале ноября на совещании у президента: Владимир Путин потребовал как можно быстрее навести порядок, глава Минтранса в ответ пообещал решить проблемы с социально значимыми грузами до конца ноября, а к середине декабря в целом нормализовать ситуацию в портах.

«Благодаря совместной работе в оперативные сроки нам удалось вывезти все накопившиеся социально значимые грузы. Отмечу, что все вновь прибывающие социально значимые грузы незамедлительно отправляются в порты, – отчитался теперь Савельев. – Все находившиеся в терминалах Приморского края генеральные грузы также вывезены».

Как рассказал министр, была сформирована группировка дополнительного флота для снятия пиковых нагрузок, провозная способность флота увеличена на 50%. «При отсутствии в дальнейшем обстоятельств непреодолимой силы и среднестатистическом поступлении контейнеров в морские порты ситуацию с накоплением грузов можно характеризовать как стабилизировавшуюся», – считает Савельев.

По его словам, проблема, с которой столкнулись российские регионы, носила глобальный характер, она обусловлена международным логистическим кризисом, возникшим в пандемию, и отложенным спросом на грузоперевозки. «Повысившийся спрос на суда-контейнеровозы привел к значительному удорожанию фрахта: цены поднялись в 2,5 раза, – сообщил министр. – Судоходные компании потеряли возможность оперативно привлекать дополнительные суда для снятия пиковых нагрузок».

Также Савельев сослался на «некачественную работу» частных экспедиторских компаний, на нарекания к работе стивидорных компаний, обрабатывающих грузы в портах Дальнего Востока, и на то, что рынок экспедиторских и стивидорных компаний «находится вне зоны контроля и ответственности морских властей РФ».

Минтранс направил в правительство предложения по внесению изменений в законодательство, согласно которым операторы морских терминалов будут обязаны в приоритетном порядке обрабатывать социально значимые грузы, а линейные морские перевозчики – обеспечивать приоритетную перевозку социально значимых грузов по заявкам субъектов РФ.

Мишустин призвал детально проанализировать причины случившегося коллапса и принять системные решения, чтобы снова не пришлось в авральном режиме «тушить пожар».

«Кризис изначально имеет внешнее происхождение, – согласился директор департамента компании «Универ Капитал» Артем Лютик. – Начавшиеся в прошлом году перебои в поставках из-за пандемии вызвали значительное отставание в графиках поставок многих товаров из Азии в Европу, на традиционно используемом морском пути через Суэцкий канал произошло несколько сбоев». Потом недопоставки начали восполнять ускоренными темпами, возросла стоимость фрахта судов и аренды контейнеров.

«В этих условиях ряд поставщиков предпочли поставки по железной дороге через Россию обходному пути вокруг Азии, но российская портовая инфраструктура с таким ростом нагрузки не справилась, – говорит эксперт. – В первую очередь не справилась организационно».

По его мнению, подготовиться к такому развитию событий теоретически было можно, но спрогнозировать его сложно: «Тем более, не очень понятно, кто должен заниматься прогнозированием таких рисков – нет соответствующих структур ни в министерствах, ни у частных компаний».

Ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов тоже указал на несколько причин логистического кризиса: увеличение грузового потока через РФ и нехватка инфраструктуры в портах на востоке страны. «Этот кризис продемонстрировал проблемы в транспортной отрасли на востоке страны, что требует их скорейшего решения», – считает эксперт.

Не исключает Баранов и такую проблему, как неправильно расставленные приоритеты по доставке грузов: «Больше внимания уделялось экспортным и транзитным грузам, а внутренние перевозки отошли на второй план». Наконец, сказывались ограничения, связанные с пандемией.

Судя по заявлениям региональных властей, пока не все трудности преодолены. «Проблему обещали решить за ноябрь, но не решили, сразу было понятно, что не решат. До конца года – возможно», – цитирует Интерфакс губернатора Магаданской области Сергея Носова, выступившего в прямом эфире в соцсетях.

Он отметил, что областное правительство сейчас контролирует доставку продуктов, медикаментов, товаров первой необходимости и других срочных грузов в ручном режиме. «Мы имеем колоссальные проблемы и при этом стараемся решить все те задачи, которые стояли перед нами на этот год, прежде всего строительство», – пояснил Носов.

Убытки, по его уточнению, несут и предприниматели – в частности, малый бизнес. «Я считаю, их нужно предъявлять прежде всего транспортным компаниям, – сообщил Носов. – Имеете полное право и возможность взыскать убытки. Надо соответствующим образом подготовиться, мы готовы помочь это сделать». Губернатор пообещал дать поручение, «чтобы оказали помощь бизнесу». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Дальний Восток освободили от опасного ядерного наследия

Дальний Восток освободили от опасного ядерного наследия

Владимир Полканов

В регионе надежно утилизировали все реакторные отсеки списанных атомных подлодок

0
3315
Путин объявил об отказе от российских строительных норм на востоке страны

Путин объявил об отказе от российских строительных норм на востоке страны

Михаил Сергеев

Главная гарантия безопасности – рост экономики и военного потенциала

0
4970
Дальний Восток: изменения без перемен

Дальний Восток: изменения без перемен

Маргарита Нифонтова

Александр Сухаренко

Жители макрорегиона по-прежнему не верят в экономическое чудо

0
2912
В Восточном экономическом форуме примут участие более 6 тыс. человек из 76 стран и территорий

В Восточном экономическом форуме примут участие более 6 тыс. человек из 76 стран и территорий

0
1827

Другие новости