Фото freepik.com
Масштабные планы по развитию российского гражданского авиапрома, утвержденные на уровне руководства РФ, рискуют так и остаться на бумаге. Причина – острая нехватка профильных специалистов. Речь идет как об инженерах и конструкторах, так и о «синих воротничках», готовых работать на современном оборудовании на крупнейших производственных площадках отрасли.
Российский авиапром до 2030 года получит беспрецедентную господдержку, включая почти 1,5 трлн руб. из Фонда национального благосостояния. Средства будут направлены как на разработку и производство новых российских самолетов, вертолетов, двигателей и авионики, так и на поддержку льготного лизинга отечественной авиатехники. Цель – довести долю современных российских самолетов в отечественных авиакомпаниях с нынешних 10–15% до более чем 70%, радикально обновить отечественный парк вертолетов, средний возраст которого приближается к 25 годам, и улучшить транспортную доступность регионов – для этого по линии Министерства транспорта также планируется реконструировать почти 250 аэропортов по всей России.
В ближайшие годы должно начаться серийное производство среднемагистрального лайнера МС-21, максимально «импортозамещенного» ближнемагистрального Superjet, региональных самолетов Ил-114 и «Байкал», вертолетов Ка-62, Ми-38, VRT-500 и других, целой линейки новых авиационных двигателей. Согласно озвученным планам, объем выпуска авиатехники вырастет примерно в пять раз. Всего к 2030 году предполагается поставить российским и зарубежным авиаперевозчикам более тысячи новых отечественных гражданских самолетов и примерно такое же количество вертолетов. Для сравнения, единственный на сегодня серийный российский гражданский самолет Sukhoi Superjet 100 выпускается в количестве около 15 штук в год.
«Программа развития авиапрома даст мощнейший импульс всей российской промышленности и станет одним из драйверов роста экономики России на десятилетия вперед», – рассказал НГ замгендиректора Ассоциации авиационных производителей Андрей Петрушинин. – «Увеличение производства авиатехники создаст спрос на продукцию десятков смежных отраслей – начиная от выпуска алюминия, титана и композитов и заканчивая двигателями и сложнейшей авионикой. Это рост загрузки сотен предприятий по всей России, десятки тысяч рабочих мест. Деньги будут работать на всю экономику страны, вместо того чтобы уходить иностранным компаниям в виде лизинговых платежей на миллиарды долларов в год».
Однако на практике уже сейчас предприятия авиапрома сталкиваются с дефицитом желающих работать, что ставит под сомнение осуществимость озвученных планов.
По словам источников «НГ» в авиапроме, из-за низких зарплат и отсутствия четких карьерных перспектив ключевые производственные площадки испытывают нехватку персонала, а текучка составляет до 40%. Так, на таганрогском ТАНТК имени Бериева, где собирают самолет-амфибию Бе-200, средняя зарплата в 2020 году составила около 25 тыс. руб. На воронежском ВАСО, где помимо прочего производят самолеты для президентского авиаотряда, чуть более 30 тыс. Молодежь, мягко говоря, не горит желанием идти работать на авиационные заводы, костяк коллективов составляют сотрудники «далеко за сорок».
Один из собеседников «НГ» в отрасли привел недавний пример: для выполнения важного контракта на Казанском вертолетном заводе просто не оказалось клепальщиков, и в авральном режиме пришлось искать почти полсотни специалистов на других заводах Татарстана.
В июне руководство «Объединенной авиастроительной корпорации» в ходе визита премьер-министра России Михаила Мишустина на один из крупнейших авиационных заводов России «Авиастар-СП» в Ульяновске указало на проблему нехватки кадров. Михаил Мишустин дал распоряжение Министерству образования разработать программу подготовки специалистов для авиапрома в Ульяновской области.
Похожим образом складывается ситуация с инженерами и конструкторами. Из примерно 3000 выпускников российских авиационных вузов работать в отрасли остается в лучшем случае половина. Самых талантливых еще во время учебы отбирают себе Boeing, Airbus и другие глобальные компании. Перспективным инженерам выплачивают корпоративные стипендии и предлагают стажировки как в российских представительствах, так и в авиаконструкторских бюро Франции, Германии и США, с последующим трудоустройством. Кстати, именно в России функционирует самый большой за пределами США инжиниринговый центр Boeing.
В «Ростехе», который в прошлом году объединил под своей крышей практически всю российскую авиационную промышленность, похоже, начинают осознавать масштаб проблемы.
В мае компания объявила о запуске в девяти профильных вузах Москвы, Казани, Иркутска и других городов программы «Крылья «Ростеха». Студенты будут получать стипендию до 50 тыс. руб. в месяц и уже с первого года обучения участвовать в крупных технологических проектах предприятий авиапрома. Программа также включает углубленное изучение английского языка, конструкторских IT-компетенций и предполагает возможность международных стажировок в ведущих вузах мира. В 2021 году уже начали обучение 120 студентов. После окончания программы они обязаны будут отработать на предприятиях «Ростеха» не менее трех лет.
В сентябре «Ростех» открыл на базе Уфимского моторостроительного производственного объединения (один из крупнейших производителей авиационных двигателей) центр подготовки специалистов рабочих профессий для авиапрома. В специально построенном здании площадью 14 тыс. кв. м разместились аудитории, учебные лаборатории и производственные участки, где установлены более 200 новейших высокотехнологичных станков, применяемых в реальном цикле производства авиационных компонентов и двигателей. Центр будет готовить порядка 2000 специалистов в год, а обучение будет вестись по дуальной программе: 30% – теория, 70% – практика. На выходе выпускники будут владеть не одной, а четырьмя-шестью профессиями в рамках одной специальности, а главное – иметь опыт работы на современном оборудовании и гарантии трудоустройства на предприятия авиакластера «Ростеха». Первый набор учащихся – 331 человек. Инвестиции в создание центра превысили 2,4 млрд руб.
Такой же учебный центр компания начала строить в начале ноября в Казани, на базе Казанского вертолетного завода. В церемонии старта строительства участвовали руководитель авиакластера «Ростеха» Анатолий Сердюков и глава Татарстана Рустам Минниханов. Открыть его обещают к 2024 году, тут планируется выпускать до 700 специалистов в год. Помимо стипендии и гарантированного трудоустройства обучающимся также обещают предоставить жилье. «Ростех» инвестирует в новый центр около 2 млрд руб.
Однако главный вопрос для отрасли – как быть с низкими зарплатами на предприятиях авиапромышленности. «Дешевый труд на самом деле обходится дорого, ведь высокая текучка кадров приводит к потере качества, а отсутствие преемственности – к постепенной утрате компетенций», – уверен один из собеседников «НГ». По его мнению, для удержания и развития коллективов зарплата основных специалистов на авиазаводах должна начинаться от 70 тыс. руб. Похожие цифры обсуждаются в группах авиапредприятий в соцсетях и на форумах.
И от того, смогут ли руководители отрасли решить этот вопрос, во многом зависит, будут ли выполнены задуманные планы.
комментарии(0)