Антимонопольщиков подключат к сдерживанию цен на лекарства. Фото агентства «Москва»
Федеральная антимонопольная служба получила полномочия по контролю за ценами на жизненно важные лекарства. Постановление о расширении полномочий ФАС подписал глава правительства Михаил Мишустин. Сообщения о росте цен на лекарства представители ФАС ранее объясняли попытками манипуляций.
Федеральная антимонопольная служба получила полномочия по контролю за ценовыми надбавками на лекарства из перечня жизненно необходимых и важнейших препаратов (ЖНВЛП), чтобы не допускать их необоснованного завышения, заявил в понедельник премьер Михаил Мишустин.
«Подписано постановление правительства о порядке государственного контроля за ценовыми надбавками на такие медикаменты, чтобы не возникало необоснованного завышения их стоимости», – сказал он на совещании с вице-премьерами. По словам главы правительства, «проводить проверки документов, по которым региональными органами здравоохранения рассчитывались надбавки, станет Федеральная антимонопольная служба ФАС.
Он рассказал, что информация о результатах контроля и принятых мерах по устранению нарушений будет отображаться в едином реестре. «Такие мероприятия станут проводиться не чаще одного раза в два года и по утвержденному плану, однако внеплановые проверки тоже возможны. Основанием для их проведения могут послужить поручения президента, обращения гражданина либо организации», – пояснил Мишустин.
Ценовое регулирование на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП осуществляется на двух уровнях, федеральном и региональном, пояснили «НГ» в пресс-службе ФАС России. На федеральном уровне Минздрав России совместно с ФАС регистрирует предельные отпускные цены производителей, контроль за применением которых относится к полномочиям Росздравнадзора. Субъекты Российской Федерации на региональном уровне рассчитывают и устанавливают предельные размеры оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей после их согласования с ФАС. Контроль за применением цен оптовыми и розничными организациями осуществляют Росздравнадзор и региональные органы контроля, заявили в ведомстве.
Принятый правительством порядок государственного надзора за региональными органами исполнительной власти позволит ФАС проводить выездные и документарные проверки в отношении порядка осуществления расчета и установления предельных надбавок к ценам на ЖНВЛП. Например, все ли субъекты обращения лекарственных препаратов получили уведомления о необходимости направления соответствующих расчетов, а также на основании каких первичных документов регион рассчитал предельные размеры надбавок. «Если по результатам проведения проверок региональных органов исполнительной власти будет выявлено, что надбавки установлены на завышенном уровне, ФАС будет выдавать предписания об их снижении», - заявили в ведомстве.
Предусмотрены два вида проверок, которые будет проводить ФАС, – документационная и выездная. Плановые могут проходить не чаще одного раза в два года. А для проведения внеплановой проверки необходимо, чтобы было определенное основание. Например, обращения граждан и организаций, поручения президента и правительства, требования генпрокурора РФ или прокурора региона.
В пятницу на заседании Совета Федерации в рамках правительственного часа руководитель ФАС Максим Шаскольский уже докладывал о результатах проверок на рынке медпрепаратов. Он сообщил, что в службу поступают жалобы граждан на то, что цены на лекарства, входящие в перечень ЖНВЛП, в России выше, чем в соседних и референтных странах. По итогам обязательной перерегистрации всех цен на ЖНВЛП ФАС пересмотрела более 14 тыс. цен, из которых более 7 тыс. снижены в среднем на 35%. Экономия для граждан и бюджета в результате снижения цен составляет не менее 40 млрд руб. в год, сообщил Шаскольский.
Он напомнил, что государство регулирует только цены на лекарства этого перечня. И заверил, что в случае расширения перечня ФАС готова провести работу по пересмотру цен с учетом стоимости лекарств в референтных странах.
На этом же правчасе в Совете Федерации аудитор Счетной палаты Алексей Каульбарс рассказал о большом разбросе цен на одни и те же товары, закупаемые различными организациями. «Закупочная цена на одинаковые защитные комплекты отличается более чем в три раза. Одни организации закупают его по цене 1,5 тыс. руб., другие в то же самое время – за 4,5 тыс.», – сказал Каульбарс.
Другим настораживающим фактом он назвал сокращение количества производителей лекарственных средств, участвующих в закупочных процедурах. Основная причина этого очевидна – закупки у единственного поставщика, считает аудитор. «На наш взгляд, такое положение дел требует пристального внимания со стороны ФАС. Необходимое в условиях пандемии ускорение процедур закупок может в перспективе иметь своим следствием снижение доступности препаратов, а также повышение их стоимости», – отметил он.
В регионах отмечают рост затрат на закупки лекарств для льготников. Главный финансист Белгородской области Владимир Боровик сообщил, что в 2022 году белгородские власти потратят на лекарства для льготников 2,8 млрд руб., что на 40% больше, чем в 2021 году. По словам чиновника, в целом на все лекарства в регионе в 2022 году потратят 8,7 млрд руб., это на 2% больше суммы 2021 года. Из областного бюджета будет выделено 3,6 млрд. – на 23% больше, чем в 2021-м.
Объем фармацевтического рынка России в 2020 году превысил 2 трлн руб., что на 9,8% выше, чем показатель 2019 года, сообщила исследовательская компания DSM Group. По данным RNC Pharma, в первом полугодии 2021 года розничный рынок лекарств вырос в денежном выражении на 6% год к году, а государственный сегмент – на 14%. Операторы госзакупок в первой половине 2021 года потратили на приобретение лекарств 402 млрд руб., что почти на треть (31%) больше, чем годом ранее, отмечали аналитики. По их данным, на госзакупки пришлось 42,1% всего оборота фармрынка. Последний раз такого уровня доля бюджетных закупок достигала в 2005 году.
В первом полугодии для госклиник было приобретено лекарств на 240,6 млрд руб. (на 47% больше, чем годом ранее). Заметная динамика закупок в этом сегменте была обеспечена за счет выделения дополнительных средств из бюджета на покупку лекарств для лечения COVID-19, онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, отмечал гендиректор DSM Group Сергей Шуляк.
По данным компании, в первой половине 2021 года закупки препаратов для региональных и федеральных программ льготного обеспечения выросли на 12%, до 74,8 млрд руб. и на 13%, до 86,3 млрд руб. соответственно.
Эксперт фармацевтического рынка и директор по развитию компании RNC Pharma Николай Беспалов рассказывал СМИ о значительном росте стоимости лекарств. Они выросли на 7,9% уже по итогу первых пяти месяцев этого года и к концу 2021-го могут вырасти еще (Промсвязьбанк в своем исследовании ожидает роста минимум на 8%),
В России лекарства сплошь и рядом неоправданно дорогие, считает профессор кафедры управления и экономики здравоохранения Высшей школы экономики Василий Власов. «На дорогих препаратах фармацевтическим предприятиям, которыми нередко владеют близкие к правительству люди, проще получать высокую прибыль. Правительство устанавливает предел стоимости по препаратам, входящим в перечень ЖНВЛП, и там рост стоимости достаточно эффективно контролируется, а теперь этим еще будет заниматься и ФАС. Однако иногда, если речь идет о дешевых препаратах, из-за инфляции их становится невыгодно производить и они просто исчезают», – сказал «НГ» эксперт. Власов отмечает, что препараты из перечня ЖНВЛП россиянам приходится закупать на свои средства, тогда как в «приличных» странах ситуация другая. «В Бельгии, Канаде, Франции, Испании население оплачивает лекарства только частично, остальная стоимость субсидируется. Иногда население вообще не платит за лекарства», – говорит он.
«Утвержденное постановлением правительства положение создает контрольно-надзорные условия для снижения цен на лекарства из перечня ЖНВЛП, - сказала «НГ» главный эксперт Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ Юлия Папикян, - Если на федеральном уровне ФАС и Минздрав устанавливают предельные отпускные цены для производителей лекарств, то на втором уровне регулирования – региональном – антимонопольное ведомство будет контролировать в соответствии с положением корректность рассчитанных по методике Федеральной антимонопольной службы величин надбавок к отпускным ценам. Таким образом, функции ФАС в этой сфере становятся максимально комплексными и позволяют устранять ошибки (завышение цен), которые могут случаться на уровне регионов».
комментарии(0)