Необходимость ледокольной проводки недооценивается некоторыми судовладельцами. Фото с сайта www.rosatomflot.ru
Ошибка оценки ледовой обстановки в районе Северного морского пути (СМП) привела к тому, что в ледовый плен попали 24 судна. Суда стоят в «пробке» в бухтах Певека, север Енисейского залива, в районе мысов Дежнева, Желания и острова Диксон. По словам гендиректора Росатома Алексея Лихачева, неуправляемая ситуация в акватории СМП начала складываться около двух недель назад. В настоящий момент это влияет не только на безопасность экипажей, но и на сроки завершения Северного завоза – ежегодного мероприятия по обеспечению продуктами и иным материально-техническим имуществом населенных пунктов в районе Крайнего Севера.
Расчеты на глобальное потепление и доступность Северного морского пути оказались слишком самонадеянными. Жаркое лето не сказалось на ситуации в Арктике, и впервые за семь лет здесь серьезно похолодало. Этого не смог предсказать даже Росгидромет. На сайте организации до последнего времени был выставлен прогноз погоды на маршруте как благоприятный для судоходства, а ледовая обстановка признана «легкой». В Росатоме отмечают, что судоходные компании ориентируются на эти данные при организации транспортировки грузов по СМП.
«Бизнес есть бизнес, и руководители судоходных компаний, ориентируясь на благоприятный прогноз, решили продлить период перевозок. Без ледовых проводок, без нашего сопровождения», – отметил Алексей Лихачев.
В этом году ледокольная навигация из-за пандемических ограничений началась значительно позже плановых сентября-октября – сдвинулась на конец октября-ноября. «То есть на тот период, когда не рекомендуется осуществлять самостоятельное, без ледокольной проводки, движение по СМП», – сообщил глава Росатома.
Алексей Лихачев отмечает, что формально ведомство не несет ответственности перед перевозчиками грузов. «На сегодняшний день ответственность за то, кто и как, в какие сроки ведет судовую проводку, с ледокольным сопровождением или без него, лежит на судовладельце. Но мы же прекрасно понимаем, что, когда беда случается, никто не вспоминает про судовладельца, а вспоминают про Росатом, Минтранс, и нам приходится в режиме ЧП, в режиме оперативного штаба решать эти проблемы. Нам бы, конечно, хотелось, чтобы, пуская в акваторию то или иное судно, все-таки проводилась более серьезная работа с судовладельцем по времени и принципам организации прохода каждого из судов. Это говорит не только о регулировании и контроле, но и необходимости взаимодействия, предварительного планирования», – отмечает глава Росатома.
По словам Алексея Лихачева, «конечно, надо делать выводы из произошедшего и в этом смысле начать все-таки относиться к СМП не только как к магистрали, а как к развивающемуся пространству, четко связывать его с ледоколами и ледокольным обеспечением». В настоящее время Росатом обеспечивает ледокольные проводки судов на долгосрочной контрактной основе. Основные партнеры – НОВАТЭК, «Норникель», «Газпром нефть» – в данной ситуации получают услуги транспортного обеспечения согласно ранее подписанным соглашениям. В нынешней авральной ситуации Росатом уже около 10 дней занимается вопросом спасения попавших в ледовый плен судов сторонних организаций. В ведомстве создан оперативный штаб во главе с замгендиректора корпорации Вячеславом Рукшей. По данным «Атомфлота» (входит в Росатом), сегодня в акватории СМП работают три атомных ледокола: «Ямал», «Таймыр» и «Вайгач». В начале декабря к ним присоединится возвращающийся с планового ремонта атомоход «50 лет Победы».
«По восьми судам задача уже решена. По оставшимся 16 работа идет. Очень надеюсь, что самоотверженная работа капитанов атомных ледоколов, слаженные действия капитанов грузовых судов позволят нам до конца декабря снять все проблемы», – подчеркнул Алексей Лихачев.
Глава Росатома заверил, что будет решена и проблема своевременного выполнения северного завоза. В арсенале есть атомный лихтеровоз ледового класса «Севморпуть». В настоящее время судно направляется во Владивосток, где заберет грузы для Певека. Затем экстренно пойдет в Архангельск, где заберет еще груз для Чукотки с семи застрявших в ледовом плену судов.
Проблема беспрепятственного круглогодичного судоходства по СМП обсуждалась в июне в рамках Дня Арктики в Санкт-Петербурге. Алексей Лихачев тогда отмечал, что к 2030 году СМП должен стать комфортным международным логистическим маршрутом. К этому времени по нему из Европы в Азию и обратно должно перевозиться до 160 млн т грузов. При этом замруководителя Росгидромета Дмитрий Зайцев отмечал, что «лед тает, но это не означает, что он исчезнет полностью». Отмечалось отсутствие всеобъемлющей электронной картографии региона. Эту проблему не решает даже спутниковая информация, и при отклонении с маршрута выше 76 градусов широты судоводители вынуждены использовать бумажные навигационные карты. Как видится сегодня, потребуются еще и дополнительные ледокольные мощности.
Давая оценку сложившейся в Арктике ситуации, Алексей Лихачев признал необходимость «повышения надежности получения данных по прогнозам погоды и ледовой обстановки». «Мы не научились реагировать на те изменения, которые происходят с природой. Живем в залоге очень простых и не всегда научных истин: всеобщее потепление – значит, и в Арктике будет потепление. За последние месяцы я не раз слышал упреки о том, что в Арктике становится теплее, а вы просите деньги на ледоколы. Сегодняшняя ситуация говорит, что надо строить еще больше ледоколов в еще более сжатые сроки. Все основные ледоколы компании из 80-х. Им тяжело работать», – посетовал Алексей Лихачев.
До 2035 года Росатом планирует заказать шесть дополнительных ледоколов. Это атомные ледоколы серии 22220 типа «Арктика» мощностью 60 МВт, оснащенные двухреакторной энергетической установкой РИТМ-200. Ледокол считается самым мощным в мире. Он способен проложить 54-метровый канал во льдах толщиной в 3 м. Это позволяет проводить танкеры водоизмещением свыше 100 тыс. т. По оценкам экспертов Росатома, стоимость одного атомного ледокола оценивается в 60 млрд руб.
Кроме них планируется заложить еще четыре ледокола, которые будут работать на сжиженном природном газе (СПГ). Это легкие ледоколы мощностью 25–45 МВт для работы в легких льдах, устьях рек. Строить их планируется в альянсе с представителями крупного бизнеса, заинтересованными в бесперебойном движении грузов на СМП.
Впрочем, это среднесрочная перспектива до 2026 года. В период 2023–2024 года Росатом собирается принять решение о том, какое количество серийных больших ледоколов на 120 МВт потребуется стране после 2030 года. Речь идет о проекте 10510 «Лидер», головной ледокол этой серии заложен в июне этого года на заводе «Звезда».
комментарии(0)