Первому вице-премьеру Андрею Белоусову и главе Минэкономразвития Максиму Решетникову предстоит стимулировать инвестиции в условиях жесткой денежно-кредитной политики. Фото РИА Новости |
Специалисты АКРА спрогнозировали сильнейшее замедление роста экономики РФ после зафиксированного в этом году восстановительного отскока. «Динамика реального ВВП дает основания ожидать окончания периода восстановительного роста в краткосрочной перспективе», – сообщается в обнародованных в понедельник материалах агентства.
Причем ожидания АКРА на 2023–2024 годы оказались одними из самых пессимистичных, если сравнивать их с теми прогнозами, которые ранее были опубликованы, например, аналитиками ВШЭ (по итогам опроса профессиональных прогнозистов) или ИНП РАН. Не говоря уже о том, что прогноз от АКРА значительно хуже не только базового прогноза Минэкономразвития, но и даже консервативного.
Так, в 2022-м рост ВВП, по оценкам АКРА, составит 2,7, в 2023-м – 1,9, а в 2024-м – 1,8%. Для сравнения: консервативный прогноз МЭР предполагает, что в 2022-м рост ВВП РФ может составить 2,5, в 2023-м – 2,6, а в 2024-м – 2,7%. При этом правительство в своих бюджетных проектировках опирается на другой – базовый – прогноз ведомства Максима Решетникова, по которому экономика РФ в ближайшую трехлетку должна расти на 3% в год.
«В долгосрочной перспективе российская экономика будет расти темпом около 2% в год; именно эта величина по-прежнему рассматривается большинством экспертного сообщества как наиболее адекватная оценка потенциального роста ВВП России. В перспективы достижения 3% роста (на чем настаивает Минэкономразвития) большинство экспертов пока не верят», – сообщил в конце минувшей недели Центр развития ВШЭ.
«Прогноз АКРА выглядит вполне реалистичным, к сожалению», – сообщил «НГ» начальник отдела аналитических исследований ИКСИ Сергей Заверский. По его словам, в экономике в настоящий момент практически отсутствуют мощные драйверы, а ценовая конъюнктура на внешних рынках может и смениться, что приведет к еще более низким темпам роста ВВП.
Ожидаемый аналитиками в течение следующей трехлетки рост на уровне около 2% год – это будет не «новая» стагнация, а все та же, которую мы наблюдали с 2013 года, уточнил Заверский. «Относительно высокий рост этого года не должен вводить в заблуждение – с учетом прошлогоднего спада в целом за 2020–2021-й, за два года, экономика вырастет лишь на один с чем-то процент», – пояснил Заверский.
Продолжающаяся пандемия вносит определенный вклад в ухудшение ожиданий, но совсем не решающий, обратил внимание эксперт. «Ужесточения и денежно-кредитной, и бюджетной политики играют тут куда более важную роль, – привел свои оценки Заверский. – В погоне за стабильностью в жертву было принесено развитие, и, в то время как компании во многих странах практически не испытывают финансовых ограничений, а на уровне стран принимаются масштабные планы по развитию инфраструктуры, в России мы регулярно видим недофинансирование по целому ряду статей расходов федерального бюджета, а бизнес сталкивается с дефицитом доступных средств».
Источник: материалы Аналитического кредитного рейтингового агентства, Центра развития Высшей школы экономики, Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, Минэкономразвития |
Чтобы выбраться из ловушки низких темпов роста ВВП, по мнению Заверского, необходимо принципиально перестроить экономическую политику: уйти от приоритета накопления резервов и перейти к подходу, обеспечивающему масштабные инвестиции в увеличение потенциала экономики. Прежде всего через инвестиции в инфраструктуру всех типов и через обеспечение более доступного финансирования для бизнеса, пояснил он.
К похожим выводам приходили ранее и эксперты ИНП РАН. «Как показал опыт 2016–2019 годов, выход на более высокие показатели экономического роста в условиях сохранения политики макроэкономической стабилизации будет крайне проблематичен», – сообщали они в своем квартальном прогнозе. Они предупреждали, что проблемой ближайшей перспективы может стать торможение экономического роста в результате рассогласованности в экономической политике.
«С одной стороны, разработка более 42 крупных инициатив стратегического характера и выделение на них существенных ресурсов будет способствовать расширению уровня инвестиционной активности на базе партнерства государства и бизнеса в их реализации», – напомнили в ИНП РАН. Один из примеров – ранее первый вице-премьер Андрей Белоусов уже анонсировал, что в 2022–2024 годах планируется направить свыше 650 млрд руб. на «проекты-маяки» в сфере технологического развития, в том числе за счет средств Фонда национального благосостояния.
От первого вице-премьера стоит, видимо, ждать теперь и иных инвестиционных и технологических предложений – после того, как в конце минувшей недели премьер Михаил Мишустин распределил дополнительные обязанности между подчиненными и назначил Андрея Белоусова ответственным за адаптацию российской экономики к глобальному энергопереходу.
Но, с другой стороны, «рост ключевой ставки и сворачивание антикризисного пакета поддержки экономики могут стать факторами сдерживания как потребительского, так и инвестиционного спроса, напрямую не связанного с реализацией государственных программ», предупреждали в ИНП РАН.
Хотя среди экспертов есть и другие мнения. Директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики компании «Альфа-Капитал» Владимир Брагин напомнил о демографической яме, из-за которой приток молодых людей в когорту трудоспособного населения находится на локальном минимуме. Если добавить к этому снижение экономической активности из-за коронавируса и сокращение притока мигрантов, «то темпы роста могут оказаться еще ниже», чем прогнозирует АКРА, признал эксперт.
Однако также Брагин сообщил, что, по его мнению, темпы экономического роста около 2% в год – вовсе не стагнация, «это тот рост, который можно назвать устойчивым при обычном для других стран темпе роста производительности труда на фоне российской демографической картины». А стимулирующая политика Центробанка и Минфина, как он считает, успешно отработала в период карантина, позволив экономике быстро восстановиться. Но дальше сохранение мягкой политики в существующей экономической системе приведет лишь к перегреву и ускорению инфляции, полагает Брагин.
«Рейтинговые агентства в своих прогнозах обязаны исходить из консервативных сценариев», – обратил внимание исполнительный директор департамента компании «Универ Капитал» Артем Тузов, комментируя данные АКРА. При этом он добавил, что через несколько лет многое действительно будет зависеть от денежно-кредитной политики: «Возврат к снижению ключевой ставки может подстегнуть рост ВВП РФ в 2023–2025 годах, и тогда этот рост окажется выше прогнозов АКРА». Но в текущих условиях, по уточнению эксперта, варианта не поднимать ставку, по сути, у ЦБ нет.
«Инвестиционный рост возможен, когда параметры риска и доходности в проектах, реализуемых на территории РФ, будут устраивать инвесторов. Россия еще не достигла уровня, когда инвестор так же спокоен за свои инвестиции, как в США и ЕС», – считает Тузов. И такой переходный период, по его словам, может длиться десятилетиями.
Как сообщили «НГ» в пресс-службе Минэкономразвития, ведомство сохраняет прогноз по ВВП по итогам текущего года на уровне 4,2%. «В следующем году ожидаем рост экономики на 3%. Все необходимые решения для разгона инвестиционного цикла и достижения таких темпов приняты, инструменты созданы, – отметили в министерстве. – Это, в частности, инвестиции из средств Фонда национального благосостояния, бюджетные инфраструктурные кредиты, соглашение о защите и поощрении капиталовложений, внедрение регионального инвестиционного стандарта. Проведена донастройка механизма особых экономических зон и других преференциальных режимов».
Второй не менее важный фактор – потребительский спрос и рост доходов населения, продолжили в МЭР: «Здесь основное влияние окажут реализуемые меры социальной политики, поддержка семей с детьми, повышение адресного характера помощи гражданам». «Кроме того, рассчитываем, что на горизонте 2023–2024 годов положительный вклад в рост ВВП будет вносить чистый экспорт, – уточнили в МЭР. – При этом ужесточение денежно-кредитной политики будет оказывать сдерживающее влияние на экономический рост».
комментарии(0)