Ведомство Эльвиры Набиуллиной критикуют за излишнюю самостоятельность. Фото Reuters
Государственная дума проголосовала за утверждение своих представителей в Национальном финансовом совете (НФС) Банка России. При создании этого органа предполагалось, что он сможет контролировать внутреннюю кухню ЦБ как закрытого «государства в государстве». Но сегодня функции Национального финансового совета очень похожи на хозяйственное управление при ЦБ, которое согласовывает дополнительные расходы на спецзарплаты и спецпенсии сотрудников Центробанка. НФС утверждает также особые условия медицинского обслуживания чиновников ЦБ, общий объем капвложений и «прочих административно-хозяйственных расходов». Эксперты указывают, что в текущем составе работа НФС никогда не будет эффективной для общества. Никакая роль НФС в экономике не прослеживается, а сам совет остается некой декоративной прослойкой внутри Центробанка, считают они.
Кандидатуры представителей рекомендованы нижней палате парламента комитетом по финансовому рынку. В НФС от Госдумы войдут три представителя – глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров, председатель комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков и председатель комитета по собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов.
Ранее на заседании комитета по финрынку Аксаков подчеркнул важность соблюдения принципа представительства фракций в НФС и напомнил, что депутаты – члены НФС – будут отчитываться о своей деятельности перед тремя профильными комитетами. Национальный финансовый совет является коллегиальным органом ЦБ, который осуществляет свою деятельность на основании закона «О Центральном банке РФ». Численность НФС составляет 12 человек. История создания финансовых или банковских советов в современной России насчитывает уже три десятилетия.
Национальный банковский совет как орган, работающий на общественных началах, был предусмотрен в законодательстве еще в 90-е годы. Тогда закон возлагал на совет важные функции. Он должен был рассматривать концепцию совершенствования банковской системы РФ, проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля и при этом давать по ним заключения, анализировать итоги их выполнения, проводить экспертизу проектов нормативных актов в области банковского дела. Этот совет должен был рассматривать наиболее важные вопросы регулирования деятельности кредитных организаций; участвовать в разработке основных принципов организации системы расчетов в Российской Федерации.
С принятием закона «О Центральном банке РФ» в 2002 году ситуация изменилась. Формально Национальный банковский совет из совещательного органа превратился в орган, который контролирует важнейшие решения совета директоров ЦБ, его финансово-хозяйственную деятельность. Он получил право утверждать основные направления денежно-кредитной политики и некоторые другие решения ЦБ.
В компетенцию НФС входит рассмотрение годового отчета ЦБ, проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, стратегии развития национальной системы платежных карт, вопросов развития и совершенствования банковской системы и финансового рынка в целом. С июня совет вправе оценивать независимость аудиторских организаций при определении аудиторской организации, которая будет проводить аудит годовой финансовой отчетности Центробанка. НФС также вправе вносить в Госдуму предложения о проведении проверки Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности ЦБ и его подразделений.
Примечательно, что первыми пунктами в статьях закона «О Центробанке РФ», которые регулируют работу финансового совета, стали функции по обеспечению административно-хозяйственных нужд Центробанка. Так, по закону совет утверждает объем расходов на содержание служащих ЦБ, на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих ЦБ, а также общий объем прочих административно-хозяйственных расходов. Третьим пунктом обязанностей НФС значится «утверждение при необходимости на основе предложений совета директоров допрасходов на содержание служащих ЦБ, допрасходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих ЦБ, дополнительных капитальных вложений, а также утверждение прочих дополнительных административно-хозяйственных расходов». После этого совет утверждает по предложению совета директоров отчет о расходах ЦБ на содержание служащих ЦБ и прочие нужды, следует из текста закона.
Отчеты о деятельности НФС выглядят довольно скупо. Так, в конце октября НФС собирался, чтобы рассмотреть информацию совета директоров ЦБ по основным вопросам деятельности ЦБ во втором квартале 2021 года, а также отчет аудитора годовой финансовой отчетности ЦБ за 2020 год, утвердил нормативные акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета в ЦБ.
Во владении у Центробанка множество пансионатов по всей стране. Фото со страницы пансионата «Кривск» Банка России в «ВКонтакте» |
И понятно, что Центробанк не жалеет денег на зарплаты своей армии сотрудников. Всего на содержание служащих ЦБ по итогам 2020 года потратил 116 млрд руб. против 118 млрд годом ранее.
Среднемесячный доход одного работника ЦБ при этом за год увеличился и составил 179,2 тыс. руб. против 173 тыс. годом ранее. И уровень среднего дохода работника ЦБ год от года лишь растет. Так, в 2018 году среднемесячная оплата труда в регуляторе составляла 161 тыс. руб., в 2017-м – 148 тыс.
При этом подчеркивается, что расходы на оплату труда ключевого управленческого персонала (членов совета директоров ЦБ, заместителей председателя ЦБ, главного аудитора ЦБ – 20 человек) составили 614,1 млн руб., или 0,6% от общей суммы расходов на оплату труда и другие выплаты служащим. То есть в среднем по 30 млн руб. на человека.
Общая сумма задекларированного за последний год дохода руководства регулятора увеличилась и составила 3,2 млрд руб. против 2,8 млрд, следует из документа ЦБ о доходах, расходах и имуществе служащих ЦБ. При этом глава ЦБ Эльвира Набиуллина по итогам 2020 года задекларировала доход в 36 млн руб. Зампред ЦБ Михаил Алексеев – 112,8 млн руб., первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова указала в декларации 78,2 млн руб., следует из документа.
Прочие операционные расходы Центробанка также растут. Так, по итогам 2020 года они составили 154 млрд руб. против 120 млрд годом ранее. Правда, в 2020 году 100 млрд пришлось на чистые отрицательные реализованные курсовые разницы по иностранной валюте. Как поясняют в самом ЦБ, расходы по этой статье отражают «чистые реализованные курсовые разницы, возникающие при проведении операций купли (продажи) иностранной валюты на внешнем и внутреннем рынках по курсу, отличному от официальных курсов».
В 2019 году на прочие операционные расходы регулятор потратил 120 млрд руб., из которых свыше 53 млрд руб. пришлось на расходы на пополнение Пенсионного фонда РФ. Для сравнения: на так называемые прочие операционные расходы в 2018 и в 2017 годах ведомство Набиуллиной тратило по 64 и 63 млрд руб. соответственно.
При этом траты ЦБ на командировочные и представительские расходы, подготовку кадров, расходы по приобретению различного инвентаря, на медицинское страхование служащих регулятора все последние годы составляли примерно одну сумму – около 8 млрд руб. в год. Практически не менялись и расходы ведомства на содержание зданий – свыше 4 млрд. Такие суммы, вероятно, оправданны. Центробанк остается владельцем множества различных пансионатов, домов отдыха и санаториев по всей РФ. До недавнего времени на балансе мегарегулятора находилось как минимум 18 баз отдыха и оздоровительных центров, подсчитали журналисты.
Некоторые эксперты называют это оправданным. «ЦБ – не является государственным учреждением. Сделано это для того, чтобы на него не могли влиять с точки зрения определения денежно-кредитной политики. По этим причинам на ЦБ не распространяются положения, которые связаны с режимом госслужбы, в том числе санатории, путевки и т.д.», – рассказывает директор Банковского института Высшей школы экономики Василий Солодков.
Финансовый омбудсмен Ассоциации российских банков Павел Медведев, который входил в состав совета до того момента, как ЦБ стал мегарегулятором, отмечает положительную роль НФС на макроуровне. Он подчеркивает, что все участники совета добросовестно и внимательно выполняли свои обязанности.
Центробанк – это самостоятельный орган финансовой системы, но его решения должны соответствовать стратегическим целям развития государства и, в частности, в финансовой сфере, напоминает доцент РЭУ им. Плеханова Елена Воронкова.
222«Именно поэтому российское законодательство требует создания такой надстройки вне Центробанка, как НФС, который как бы со стороны, но на весьма компетентной основе оценивает действия мегарегулятора», – рассказывает она. Экономист считает, что объективность оценок деятельности мегарегулятора была бы выше, если бы состав НФС был более независим от правительственных интересов. «Например, это возможно достигнуть за счет расширения представительства нижней палаты парламента, которая занимается вопросами контроля деятельности ЦБ и занимает сегодня в НФС довольно формальные позиции, не имея возможности оказать решительное влияния на результаты обсуждений», – обращает внимание Воронкова.Задача ЦБ состоит в обеспечении ценовой и финансовой стабильности, развитии финансового рынка и поддержки финансовой системой страны экономического роста, отмечает экономист Андрей Лобода. «Вряд ли за последние годы российский мегарегулятор демонстрирует по ним значимые успехи, однако его не принято критиковать в СМИ, не слышно упреков и от ведущих участниками рынка. Слабый рубль, убытки ЦБ год за годом, рост числа недобросовестных участников рынка и многие другие проблемы пока на виду, а обсудить их и повлиять на состояние дел по правовым сложившимся нормам могут лишь члены НФС», – указывает он. И получается, что совет из 12 человек, весьма сплоченный общими задачами, и рассматривает годовой отчет ЦБ, проекты программ ДКП и другие жизненно важные для финансовой индустрии вопросы в своем узком кругу, продолжает эксперт. Лобода считает, что в данной ситуации необходимо вовлечение всех заинтересованных лиц и широкий диалог.
«Может быть, роль НФС за время работы как-то и изменилась, но конкретно для самого совета. В контексте экономики никакого яркого влияния (ни инициативами, ни идеями) не замечено. Есть ощущение, что НФС является просто прослойкой внутри Центробанка для решения каких-то довольно общих вопросов или решения формальностей», – замечает старший аналитик аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова, добавляя, что для этого не требовалось выносить подобные функции в отдельную структуру. Василий Солодков акцент в работе НФС на расходы регулятора объясняет так: «ЦБ по своему правовому статусу не является госорганизацией, и он независим. В то же время он отвечает за денежно-кредитную политику, за стабильность на денежном рынке, и поэтому был создан этот совет, который занимается не только тем, чем занимается сам ЦБ, но и рассматривает структуру его расходов». Работа ФНС в идеале должна быть похожа на объективный аудит ЦБ как монополии, чтобы она не выходила за определенные границы в своих внутренних расходах. «А денежно-кредитной политики, которой непосредственно занимается ЦБ, совет на практике фактически не касается», – говорит Солодков.
«По сути, НФС является управляющим советом ЦБ – «аналогом» совета директоров и наблюдательных советов в акционерных обществах. Необходимость НФС в России, как и наблюдательных советов в других странах объясняется высоким уровнем рисков в финансовых системах и, соответственно, высокой степенью ответственности центральных банков по обеспечению финансовой стабильности», - объясняет доцент департамента мировой экономики ВШЭ Эдуард Джагитян. По его мнению, некорректно преуменьшать роль НФС по выполнению задач, стоящих перед ЦБ РФ и, следовательно, перед всем экономическим блоком правительства. Он видит необходимость в расширении состава НФС на фоне интеграции финансовых рынков в ЕАЭС и предстоящим созданием к 2025 году единого регулятора евразийского финансового рынка.
«Национальный финансовый совет фактически создавался для лучшей взаимной коммуникации, содержательно он имеет согласовательные функции, в какой-то мере работает и как орган надзора, для более детального наблюдения за планами ЦБ со стороны законодательной власти», - рассказывает шеф-аналитик ТелеТрейд Петр Пушкарев. По его мнению, представители депутатского корпуса имеют в нем лишь совещательный голос. Карт-бланш на определение параметров денежно-кредитной политики в стране и выбор тактики в каждый конкретный момент полностью отдан на откуп Центробанку, рассказывает он.
Глава думского комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов, назначенный в состав НФС, напоминает, что совета достаточно широкие полномочия. Депутат уверен, что удастся повысить эффективность сотрудничества с руководством ЦБ.
комментарии(0)