Пока власти предпочитают выплачивать пособия всем семьям с детьми. Фото PhotoXPress.ru
Правительство собирается создать единую цифровую платформу в социальной сфере, объявил в понедельник премьер Михаил Мишустин. При этом срок реализации назван немаленький – целых 10 лет, что выходит за горизонты обычных правительственных планов. Новая цифровая платформа, по словам премьера, будет работать «с использованием принципов социального казначейства». О «социальном казначействе» Михаил Мишустин говорит со дня своего утверждения премьер-министром. Но сроки запуска этого казначейства пока вызывают вопросы. Возможно, потому, что идея сужения получателей социальной помощи прямо противоречит политике высшего руководства по максимально широким выплатам населению накануне важных политических событий.
«Главная задача – усовершенствовать систему социального обеспечения и трудовых отношений за счет использования искусственного интеллекта, технологий анализа и обработки больших данных, сделать помощь государства более адресной и проактивной, чтобы человек получал ее без лишней волокиты и обращений в ведомства, быстро и удобно», – сообщил на совещании со своими заместителями в понедельник премьер РФ Михаил Мишустин. Для реализации этих задач в РФ в ближайшие 10 лет будет реализовано четыре проекта.
Один из них – создание единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере. «Она поможет оперативно и просто предоставлять людям положенные им меры поддержки в зависимости от жизненной ситуации», – рассказал премьер, подчеркнув, что создаваться платформа будет с «использованием принципов социального казначейства».
Анонсируя работу новой системы, он отметил, что уже через три года около 80% граждан смогут получать федеральную помощь без каких-либо справок и бумажных документов – «проактивно либо на основании заявления».
Помимо этого, власти намерены за этот срок запустить единый контакт-центр взаимодействия с гражданами, через который они смогут получать всю интересующую информацию по вопросам социальной защиты и назначения помощи. Кроме того, в рамках проекта «Электронный кадровый документооборот» документы, которые касаются трудовых отношений, будут переведены в электронный вид. Планируется также модернизировать государственную службу занятости населения: услуги в этой сфере можно будет получать на портале «Работа в России».
«Все эти решения в целом сделают работу социальной сферы более эффективной и справедливой, а гражданам станет проще получать необходимую помощь и поддержку», – сказал Мишустин.
Интересно, что еще в марте, рассказывая о концепции цифровой трансформации социальной сферы, премьер обещал, что «в течение пяти лет вся система социальной помощи перейдет в электронный формат». Тогда же он сообщал, что уже в этом году не менее чем в семи пилотных регионах будет запущен эксперимент, в рамках которого начислением региональных мер социальной поддержки займется Пенсионный фонд России (ПФР). Позже эта практика будет распространена на всю страну (см. «НГ» от 01.03.21).
Сама концепция цифровой трансформации соцсферы исходит из идеи объединения данных всех ведомств по методу социального казначейства. Идеология социального казначейства тесно связана с так называемой истинной нуждаемостью населения. Власти уповают на цифровые данные в стремлении понять, а нужно ли, например, выплачивать пособие по безработице человеку, у которого есть сбережения в банке, лишняя недвижимость.
Вице-премьер Татьяна Голикова говорила, что работа системы «Социальное казначейство» позволит снизить уровень бедности в стране до 10,9% в 2023 году, а к 2030 году – до 6,5%.
Собственно, по мысли чиновников, социальное казначейство и единая цифровая платформа соцуслуг – это одно и то же. «Сейчас правительство создает инструмент, который называют социальным казначейством. Это общенациональная информационная платформа для помощи именно тем, кто в ней нуждается. Ее наличие – необходимый инструмент для достижения еще одной важнейшей национальной цели – снижения уровня бедности», – рассказывал в январе на Гайдаровском форуме Михаил Мишустин. Он также подчеркивал, что новый механизм позволит действовать проактивно и автоматически направлять средства тем, кто получает соответствующее право. «(Это будет происходить. – «НГ») так же оперативно, как было сделано с президентскими новогодними выплатами семьям с детьми до восьми лет – без заявлений и хождения по инстанциям», – пояснял он.
Директор департамента информационных технологий Минтруда Андрей Лебедев рассказывал, что проект «Социальное казначейство» начинается именно с разработки единой цифровой платформы. Сама платформа при этом объединит информационные системы ПФР, Фонда социального страхования, медико-социальной экспертизы и др.
Чиновников идея истинной бедности, с одной стороны, беспокоит давно. Так, о проведении структурных реформ в социальной сфере, об акценте на адресном характере соцпомощи, который связывается с повышением эффективности всех бюджетных расходов, говорилось еще в 2013 году в Бюджетном послании президента РФ на 2014–2016 годы. С другой стороны, до сих пор попытки выстраивания бюрократических систем проверки адресности и нуждаемости особого успеха не имели.
Но и говорить о том, что власти бросили попытки создания адресного подхода в назначении пособий, также нельзя. В конце сентября правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о социальном казначействе. Новый порядок, согласно документу, будет применяться с 1 января 2022 года к целому ряду мер социальной поддержки. В частности, под нововведения попадут выплаты пострадавшим при авариях, выплаты жертвам политических репрессий, беременным женам военнослужащих-призывников и др.
В пояснительной записке отмечается, что сейчас часть выплат ведут регионы (за счет субвенций из федерального бюджета), и не во всех регионах этот процесс налажен одинаково хорошо. В рамках социального казначейства процесс переводится в ПФР. Пенсионный фонд, как отмечали авторы законопроекта, уже имеет опыт в предоставлении других социальных выплат и является оператором Единой государственной информационной системы социального обеспечения. Таким образом, у ПФР будет возможность оперативно информировать граждан о том, какие меры социальной защиты им полагаются, и назначать выплаты в беззаявительном порядке.
В то же время есть некоторое противоречие между заявлениями властей об адресной поддержке населения и фактической стратегией предоставления выплат населению. В текущем году понятие «адресность» звучало довольно общо. В выборный год власти единовременно выплатили всем семьям со школьниками и будущими первоклассниками по 10 тыс. руб. на подготовку к школе. В Минтруде сообщали, что выплата охватывает 20 млн школьников и потребует из бюджета 204 млрд руб. (см. «НГ» от 21.07.21). Потом было решено разово выплатить всем пенсионерам по 10 тыс. руб., а всем военнослужащим – по 15 тыс. руб., что потребовало из бюджета свыше 500 млрд руб. (см. «НГ» от 23.08.21). Летом правительство объявляло, что выделит свыше 10 млрд руб. на выплаты беременным женщинам, которые находятся в трудной финансовой ситуации (см. «НГ» от 24.06.21).
Впрочем, эксперты «НГ» здесь противоречий не видят. «Высшее политическое руководство уже неоднократно показывало, что массовые социальные выплаты как инструмент получения политической поддержки и достижения целевых социально-экономических ориентиров в случае отставания могут быть использованы в любой подходящий момент», – отмечает старший аналитик компании Forex Optimum Александр Розман.
При этом у экспертов «НГ» не вызывают вопросы заявления властей о десятилетнем сроке внедрения четырех социальных проектов в жизнь. «То, что на создание единой цифровой платформы в социальной сфере может уйти до 10 лет – это нормальная практика, оптимальный срок для реализации такого масштабного проекта. Гораздо хуже было бы, если бы на реализацию платформы ушло 3–5 лет, она могла бы оказаться сырой и не выполнять своих функций, а в таком случае – оказаться неудобной для пользователей и представителей власти», – считает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Он напоминает: одной из задач платформы станет отсутствие необходимости сбора документов для получения справок, субсидий и других услуг. «Соответственно для этого должно быть налажено взаимодействие между разными ведомствами, которые будут регулярно обновлять данные», – говорит эксперт. «Решение о цифровой трансформации социальной сферы очень похоже на перенос довольно насущного вопроса в «долгий ящик». Так как срок реализации одного из четырех проектов в течение 10 лет – это крайне долго», – не соглашается старший аналитик аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова. Она полагает, что эффективность его реализации может быть низкой. Эксперт не исключает сложностей при переходе всех групп граждан на цифровой формат получения социальных услуг.Экономист Андрей Лобода отмечает, что в период жестких карантинных ограничений большие группы населения быстро получили прямые социальные выплаты. «Для этого не пришлось выходить из дома и толпиться в офисах социальных служб. База социального казначейства уже сформирована в цифровом поле, и, очевидно, требуется не более одного года, чтобы довести ее до ума в категориях социальной помощи и других выплат», – рассуждает он.
комментарии(0)